Статьи
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О БУЛЛИНГЕ, ЧТОБЫ УМЕТЬ ПОМОЧЬ
Буллинг редко обсуждается, хотя часто проявляется в детских коллективах. Что это - неизбежная «детская болезнь» или явление, поддающееся воспитанию? Редакция ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ делится своими находками по этой теме.
Что прячется за англоязычным словом «буллинг»?
Буллинг – это упрощенная до двух ролей модель поведения в коллективе.
- Всегда есть агрессоры, которые доказывают, что они сильнее, и потому могут самоутверждаться за счет более слабых.
- Всегда есть жертвы - те, кому назначено быть слабым.
По-русски – это травля, унижение, притеснение одними других. Как правило, агрессоров бывает много. Обязательно есть те, которые наблюдают. Наблюдают по-разному: с сочувствием к жертве или без него, со страхом оказаться на месте жертвы или с желанием занять место сильного. Чаще всего жертва бывает одинокой.
Считается, что самоутверждения в такой форме проявляются в подростковом возрасте, но и в 9-10 лет, то есть в 4 или 5 классе, это явление не является редкостью.
Обидные прозвища, придирки, игнорирование в коллективе, подножки, избиения, отъем денег и многое другое - много безжалостных форм унижения и проявлений насилия можно перечислить. Совершается все это детьми.
Наиболее пронзительно истории о буллинге звучат в школьном контексте.
Здесь участниками событий сначала становятся школьники, а затем в конфликты оказываются втянутыми родители, педагоги, администрация школы, а то и правоохранительные органы.
Что говорят родители, если буллинг стал темой обсуждения?
Реакции родителей чаще бывают крайне противоположными.
Одни говорят: «Дай сдачи, не будь слабаком, ты должен пройти это сам, это тебе урок на всю жизнь!» Их аргументами является тезис о том, что, вырастая, человек должен уметь постоять за себя. Если тебя выбрали в жертвы – докажи, что ты сильный. Сделай так, чтобы агрессоры “расхотели” над тобой издеваться.
Другие утверждают, что буллинга не должно быть, что это не есть «правило жизни», когда ты учишься быть сильным в ответ на унижения.
Сейчас необходимость психологической поддержки детей в школах стала очевидной. Школьные психологи часто имеют специальную подготовку по решению конфликтных ситуаций. Но буллинг – это не проблема одного случая, это проблема воспитания. Справившись с агрессией в одном классе, никто не может быть уверен, что это не случится в другом.
Сложнее, когда буллинг случается в компании во дворе, где ребенок живет, и не может избежать травли. Часто это бывает в спортивной команде, где тренеры смотрят на это как на неизбежную «детскую болезнь», которую не нужно лечить. И т.д.
Что нужно включить в воспитательный процесс, чтобы буллинг не приживался в детском коллективе?
Вадим Семенович Зицер – современный педагог, основатель Института неформального образования и Школы неформального образования «Апельсин» – говорит, что буллинг невозможен в тех детских коллективах, где дети научились ценить каждый свою индивидуальность, на опыте убедились, что именно различия людей делают жизнь интересной. Если дети знают, что моделей поведения много - не две, что каждый может вести себя так, как считает нужным, но не мешая другим.
Все знают, что правила дорожного движения необходимы для безопасности движения. Нужно создать правила поведения в команде, классе, школе, которые, не ущемляя никого, позволяют всем быть разными, дают возможность проявлять себя так, чтобы это не задевало тех, кто живет рядом. Ключик к решению проблемы - опыт проживания этих правил.
Александр Мурашев - журналист, автор ютуб-проекта «Нормальные люди» и книги «Другая школа», ведущий одноименной программы на радио «Маяк» - выпустил интересные видео-беседы со своими одноклассниками, которые в школе его травили на протяжении многих лет. Это очень откровенный разговор о том, как чувствует себя жертва, и о том, что говорят о буллинге бывшие агрессоры, которые выросли и стали взрослыми.
В рамках этого проекта Дима Зицер (Вадим Семенович Зицер) рассказывает в интервью, как в его школе «Апельсин» ведется воспитательная работа, и что нужно делать родителям, если буллинг случился.
Где можно получить поддержку детям и родителям, если буллинг случился с вами?
Исследуя буллинг в школе, мы понимаем, что все участники процесса - дети. Жертвы чаще молчат, чем говорят о буллинге, потому что все может выглядеть не совсем безобидной, но игрой. Агрессор тоже ребенок, он в чем-то несчастен, он тоже в чем-то ущемлен, ему тоже нужна поддержка. Дети, родители, педагоги - все участники создаваемых конфликтных ситуаций ищут помощи или нуждаются в помощи.
Портал “ТРАВЛИНЕТ.РФ”, созданный профессиональными психологами как антибуллинговая программа для школ, предлагает готовые решения - правила, которые можно принять в классе, рекомендации для родителей, телефон горячей линии, возможность обратиться за помощью.
Буллинг травмирует всех участников, если случаи унижения или агрессии не обсуждались, не осознавались, остались незамеченными. Дорогие родители, поделитесь, пожалуйста, в наших социальных сетях своим опытом решения проблем буллинга. Это поможет тем детям и родителям, кто сейчас ищет поддержки.
Читать также:
КТО ТАКИЕ ЧАЙЛФРИ И ПОЧЕМУ ОНИ ВЫБИРАЮТ ЭТОТ ПУТЬ?
Консультация эксперта
Марина Бабурина
Детский психолог, гештальт-терапевт, арт-терапевт, детский писатель.