Статьи

  —   Развивайка
Выбрать рубрику

Логоритмика или что такое игры со смыслом?

Автор: Наталья Шимина

Специально разработанные упражнения, в виде веселых игр для детей, стимулируют умственное и физическое развитие, способствуют гармоничному развитию ребенка.

Веселые игры для детей

Начнем нашу игру с того, что поможем ребенку научиться чередовать расслабление и напряжение. Камень превращается в веревочку. Сначала напрягаем все мускулы тела, а затем расслабляемся.

Летят уточки

Прижимаем руки от плеча до локтя к телу, а кистями машем, как крыльями, поднимаясь на носочки на вдохе, опускаясь на выдохе. Потом садимся, как утки на воду, свободно и мягко опустив «крылья».

Тигр превращается в кошечку

Пусть кроха изобразит «коготки тигра» (полусогнутые пальцы должны быть напряжены), а потом распустит их, превратив в мягкие лапки.

Замерз — согрейся

Всех участников сковывает мороз, да так, что не пошевелиться, твердеет каждая клеточка. Но наступает весна, и люди «оттаивают».

Добро сильнее зла

Первая задача – изобразить, каким бывает лицо у злого колдуна. Для этого надо стиснуть зубы и прищурить глаза. А потом мы заставим чародея подобреть, смягчив и расслабив мускулы своего лица.

Поза лягушонка

Сядем на корточки, раздвинув в стороны колени и упершись в пол руками, «выпучим» глаза, растянем закрытый рот. А затем расслабимся.

Как правильно дышать

Положим руки на область диафрагмы. Сделаем вдох через нос (брюшная стенка при этом выпячивается вперед), затем выдохнем через рот (диафрагма при этом втягивается).

Положим руки на область диафрагмы. Вдох — через нос, на выдохе произносим слог «на» (или любой другой, в зависимости от того, какой звук вы отрабатываете).

Вверх - вниз

Малыш лежит на спине, а на животике у него – листок бумаги. Пусть ребенок дышит так, чтобы листок поднимался и опускался.

Море шумит

Попробуем изобразить это так: вдох — поднимаем руки вверх, выдох – длительно произносим звук «ш-ш-ш-ш» и опускаем руки. Это можно делать каждый день.

Полетаем!

Бумажную бабочку или самолетик прикрепите на ниточку, а затем покажите ребенку, как они порхают, если на них подуть. Надо постараться, чтобы выдох был более долгим.

Ветер налетел

Вырезанные из бумаги полоски приклеим к палочке или карандашу чем не дерево? А теперь подуем на него, будто «ветер» колышет листву.

Песику жарко

Покажите малышу, как дышит собачка, когда ей жарко: высунув язычок, шумно, быстро. Теперь пусть то же самое повторит кроха.Отрабатываем темп речи вместе с произношением звуков.

Резко топаем правой, затем левой ножкой и произносим не спеша, в нормальном темпе какой-либо слог (например, «та»). Резко топаем правой, а затем левой ножкой, все убыстряя темп движений и проговаривая по возможности четко и быстро «та-та-та-та»...

Согнув руки на уровне груди, сжимаем пальцы в крепкие кулачки. Резко разводим кулаки в стороны (правой рукой – вправо, левой – влево), произнося «па». Затем чередуем удары в более быстром темпе, вправо- влево: «па-па-па» (повторяем 3-4 раза). Кружимся на одном месте вправо и одновременно произносим «па-па-па-па-па», делаем остановку – хлопок. Затем начинаем кружение на одном месте влево: «па-па-па- па-па»... остановка – и снова хлопок. Если ребенок не ходит, все эти движения проделывает родитель, держа ребенка и управляя ногами.

Проверяем чувство ритма

Наклоняясь вправо-влево, громко ударяем в ладоши: хлоп-хлоп. Затем чередуем громкие притопывания и хлопки: топ-хлоп-топ-хлоп. Попросите вашего ребенка под тихий звук пройтись на носочках, под громкий — шагом, под очень громкий — бегом (отбивайте ритм, например, на барабане или стучите прямо по столу).

Выбрав определенный ритм, произносите в унисон с ним слова, сопровождая их движением: «там» – делаем резкий указательный жест в сторону, «сам» – плавно показываем на себя, «пол» – направление жеста на пол, «нос» – указываем на нос.

Вместе с малышом хлопайте в одном ритме, произнося двухсложные слова: «мама», «папа», «осень», «дует», «сильный», «много» и др. Затем выбирайте трехсложные слова: «высота», «лебеда», «кто куда» и т.д.

Слушаем и говорим правильно

Некоторые звуки особенно трудно даются нашим малышам. Обычно к 4-5 годам произношение практически выправляется, но бывает, что проблема держится намного дольше. Используя упражнения фонетической ритмики, можете помочь малышу скорее освоить трудные звуки, а затем закрепить достигнутые успехи. Попробуем «приручить неподдающихся» с помощью гимнастики.

Шипящие «Ш», «Щ», «Ч», «Ж». Многие дети говорят «косетька» вместо «кошечка», «лосялка» вместо «лошадка».

Начнем со звука «Ш»

Поднимем руки вверх и плавно покачаем ими вправо и влево, слегка наклоняя туловище то в одну, то в другую сторону, произнося при этом звук «ш-ш-ш-ш».

На очереди — «Ч»

Попеременно разворачиваем ладонь то правой, то левой руки от себя, одновременно с этим произнося звук «ч».

Операция «Ж»

Описываем в воздухе зигзагообразное движение обеими руками вперед (как будто ладони скользят по морским волнам) и одновременно произносим «ж».

Звук «Р»

Малыши могут заменять на звуки «Л», «ЛЬ», «В», «Й» («каова» вместо «корова», «от» вместо «рот», «лак» вместо «рак», «лямаска» вместо «ромашка», «йы-ба» вместо «рыба»). Потрудимся над звуком «Р». Мелкими, короткими, быстрыми движениями рук и ног имитируем вибрацию и одновременно воспроизводим звук «р-р-р-р»...

Звук «Ц»

(типичная ошибка — «тапля» вместо «цапля»). Поднимем ко рту пальцы рук, зажатые в щепотку, резко разожмем их, одновременно туловище слегка наклоним вперед и произнесем «ц-ц-ц-ц», стараясь подчеркнуть в нем элемент «с».

Звук «Л»

Дети заменяют на «Й» («койбаска» вместо «колбаска», «туй» вместо «стул» и т.п.). Держим руки на уровне груди и вращаем одной кистью вокруг другой (так крутится мельница). Одновременно с этим проговариваем «ла-ла-ла»...

Звук «С»

Поднимем ко рту все десять пальцев обеих рук, соединив вместе, и сразу вслед за этим опустим их вниз плавным, слегка давящим движением, одновременно проговаривая «с-с-с»...

Звук «Ф»

Поднимем сжатые в кулаки руки ко рту, быстро и резко разожмем ладони, слегка вытянув при этом руки вперед. Одновременно произносим «ф-ф-ф-ф»...



Комментарии (0)

Новый номер

Выпуск №1 - 2018 Скачать файл

Консультация эксперта

Задать вопрос и получить консультацию специалистов из разных областей

Наталья Шимина
главный редактор детскийвопрос.рф, автор и разработчик игровых программ по социально-культурной реабилитации детей