Статьи

  —   Школа для родителей
Выбрать рубрику

Как реагировать родителям на детскую истерику?

Автор: Наталья Яркая

Каждый ребёнок учится достигать своих целей, ищет различные пути, экспериментирует. Это вполне нормальный процесс. Вопрос в том, каким путём взрослые позволяют ему этих целей достичь. Редакция ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ разобралась, как поступать в этих ситуациях родителям.

Малыши очень быстро соображают, на какую условную «кнопку» нажать, чтобы добиться желаемого. Один раз приём сработал, второй раз — всё, готовая модель поведения уже есть. И гораздо труднее эту модель потом переделать, нежели предотвратить её формирование.

Как правильно реагировать, когда ребёнок пытается добиться своего истерикой? Главное правило: ни в коем случае нельзя поддаваться эмоциональным манипуляциям ребёнка. Нельзя уступать его плачу и крикам, которые он устраивает в ответ на запрет или отказ в выполнении его желаний. Эту фразу можно усилить: тем более не уступать, когда он кричит и плачет! Твёрдое родительское «нет», сказанное без повторений, всего один раз, и сохранение спокойствия — единственные меры, которые помогут ребёнку избавиться от наклонности так себя вести.

Замечательный образец такого поведения можно найти в воспоминаниях дочери знаменитого психолога Л.С. Выготского об отце.

В первые годы своей жизни Ася (младшая сестра рассказчицы) росла нелёгким ребёнком, она была, как принято говорить, с характером. Это проявлялось в бурных скандалах, которые она периодически устраивала. Мама работала, и нас воспитывала няня, которая очень любила Асю, страшно её баловала, во всём потакала ей, что, безусловно, не способствовало улучшению её характера.

Увидев однажды один из Асиных фокусов, Лев Семёнович сказал, что сам ею займётся, и просил никого не вмешиваться. Ася очень любила гулять, очень хорошо играла во время прогулки, но возвращение домой вызывало её бурный протест. Как только она видела, что мы приближаемся к дому, она ложилась на тротуар, начинала бить ногами, не подпуская к себе, и истошно орала. Вот такую картинку и увидел однажды отец.

На следующий день, когда всё повторилось как по нотам, он вышел на улицу, велел мне и няне идти домой, а сам взял отчаянно брыкавшуюся и орущую девочку на руки, внес её в подъезд, положил на пол, а сам вошёл в квартиру и закрыл дверь.

Сначала из подъезда неслись отчаянные вопли, но постепенно они стали стихать — ведь зрителей не было! — и, наконец, совсем прекратились. Когда наступила тишина, отец вышел в подъезд, спокойно помог дочери подняться с пола и, молча, привёл ее домой. Он не сказал ей ни единого слова. Умыв, он отпустил её к няне, которая собиралась её кормить.

Это повторялось несколько дней кряду, с той только разницей, что пару раз Асю забирала из подъезда соседка из квартиры напротив и приносила её нам через чёрный ход, со двора. Отец неотступно следовал своей методе и был вполне вознагражден: постепенно всё прекратилось, и возвращение с прогулки стало проходить спокойно. Если же Ася устраивала скандал дома, падала на пол, била ногами по полу, кричала, папа требовал, чтобы все вышли из комнаты, а сам, оставшись с ней, не обращал на неё никакого внимания, делая вид, что чем-то очень занят, поглощён.

Когда она успокаивалась, он, опять-таки молча, помогал ей подняться с пола и вёл умываться. Он никогда ей при этом ничего не говорил, по-видимому, считая, что она в таком возбуждении, что всё равно не в состоянии услышать и осознать сказанное. Как бы то ни было, но выбранный им метод целиком оправдал себя — истерики и скандалы постепенно прекратились.

Несомненно, активное участие отца в воспитании Аси способствовало выравниванию её характера. Постепенно все её срывы прекратились, и к школе она была вполне контактной девочкой, хорошо общалась со взрослыми и сверстниками, среди которых всегда, на протяжении всей своей жизни, имела много настоящих друзей.

Мы видим, как искусно, психологически тонко и точно вёл себя отец. Вот главные и, в сущности, простые «секреты» его воспитательного успеха:

― он сохранял спокойствие и неучастие в демонстрации (иногда уходил),

― был внимателен и сочувственно помогал после прекращения сцены (помогал подняться, умыться),

― ничего не говорил в назидание,

― был последователен, не отступая от своей «методы».



Комментарии (0)

Новый номер

Выпуск №1 - 2015 Скачать файл

Консультация эксперта

Задать вопрос и получить консультацию специалистов из разных областей

Наталья Шимина
главный редактор детскийвопрос.рф, автор и разработчик игровых программ по социально-культурной реабилитации детей