Статьи

  —   Развивайка
Выбрать рубрику

Как можно играть со сказкой?

Автор: Елена Шахрай

Детский возраст — это важный период в жизни и развитии каждого человека, поэтому грамотный и вовремя направленный подход к психике ребёнка обеспечивает развитие гармоничной и здоровой личности в будущем. Существует несколько интересных и эффективных видов психологической работы с детьми. Рассмотрим их подробнее.

Сказкотерапия — это психологическое направление, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет развить самосознание, совершенствовать творческие способности, улучшить взаимодействие с окружающим миром, построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими, избавиться от многих страхов и комплексов.

Сказкотерапия дословно означает «лечение сказкой». Вовремя рассказанная сказка для ребёнка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребёнка не требуется вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идёт на внутреннем, подсознательном уровне.

Как действуют сказки?

Сказка служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого и, наоборот, осознания своих собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, дети, во-первых, сравнивают себя со сказочным героем, и это позволяет чувствовать и понять, что не у них одних есть проблемы и переживания. Во-вторых, посредством ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя.

Сказкотерапия структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам:

- сказки для детей, которые испытывают страх темноты, страх перед медицинским кабинетом и т. п.;

- сказки для гиперактивных детей;

- сказки для агрессивных детей;

- сказки для детей, страдающих расстройством поведения с физическими проявлениями: например, проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т. д.

- сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений (развод родителей, появление нового члена семьи и т. п.);

Особенности сказкотерапии при работе с детьми:

От рассказчика требуется выполнение следующих условий:

- при чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства;

- во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребёнком так, чтобы он мог видеть лицо психолога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами

- нельзя допускать затянувшихся пауз;

- ребёнку может быть предложена любая сказка, её необходимо прочитать вслух.

Сказочная ситуация, которая задаётся ребёнку, должна отвечать определённым требованиям:

- ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»);

- ситуация должна содержать актуальную для ребёнка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;

- ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребёнка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи;

- сказки обязательно должны подходить ребёнку по возрасту;

- способность чётко отделять сказочную действительность от реальности возникает к 3,5-4 годам.

Основные методы сказкотерапии

1. Рассказывание сказки.

2. Рисование сказки.

3. Сказкотерапевтическая диагностика.

4. Сочинение сказки.

5. Изготовление кукол.

Рекомендации при проведении сказкотерапии с ребёнком

В ходе чтения сказок вы должны учитывать собственное состояние. Не стоит читать, если вы чем-то сильно встревожены, торопитесь и т. п. Ребёнок сразу почувствует несоответствие слов и образов, интонаций и мимики, а беспокойство и тревога передадутся ему.Будьте эмоциональны, читайте с «выражением» и «душой». Это позволит ребёнку глубже погрузиться в повествование, сделает сказку интересней и насыщенней.Читая, не следует торопиться, делайте логические паузы, оставляя место для комментариев ребёнка и ваших собственных.Вы должны знать, насколько устойчиво внимание у ребёнка, как долго он способен продуктивно слушать. Детям с менее устойчивым вниманием лучше читать сказки по частям в течение нескольких дней.Следите за реакцией ребёнка на сказки, их отдельные фрагменты. И слова, и поза, и жесты, и мимика — всё это может указывать, захвачен ли малыш содержанием или ему скучно. Если внимание ребёнка сосредоточено на описываемом действии, вы — на правильном пути. Если сказка ему не интересна, значит, что-то не так или ребёнок ещё не готов её воспринять.После прочтения сказки обсудите её с ребёнком.В зависимости от содержания вопросы по сказке могут быть примерно такими:

О чём сказка? Что запомнилось больше всего? Какие герои запомнились? Почему? Что случилось с тем или иным персонажем? Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно? В какие грустно? Было ли жалко кого-нибудь? Какие чувства, какое настроение после сказки? Случается ли такое в жизни, по-настоящему? Случались ли у тебя похожие ситуации? Чему мы можем научиться у этой сказки? Как можно применить полученные знания в жизни?

«Рассказывание и сочинение сказки»

Любое рассказывание сказки уже обладает терапевтическим эффектом. Сказку лучше именно рассказывать, а не читать, так как при этом можно наблюдать за ребёнком в процессе сказкотерапии. Можно сочинять сказку вместе с ребёнком либо ребёнок может сочинить сказку самостоятельно. Самостоятельное придумывание продолжения сказки и её рассказывание ребёнком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребёнка, но в то же время действуют в нём.

Если ребёнок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаком волнения на лице (покраснение, бледность, потливость, небольшие тики); отказывается отвечать на вопросы, у него появляется настойчивое желание опередить события или начать сказку сначала — всё это следует рассматривать как признаки невротического состояния. Для коррекции выявленных негативных эмоциональных проявлений ребёнку требуется индивидуальная работа с психологом.

Метод «Рисование сказки»

Ребёнка просят нарисовать, слепить или представить сказку в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, карандашами, ребёнок воплощает всё, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым он освобождается от тревоги или другого чувства, которое его беспокоило. Качество изображения не имеет значения. При сильных чувствах возможно появление в рисунках ребёнка различных чудищ, огня или тёмных красок. Новый рисунок на тему той же сказки может быть уже спокойнее, краски будут уже более светлыми. В этом и заключается терапевтический эффект данного упражнения.

Бесплатно проконсультироваться у педагога-психолога, а также педиатра, невролога, детского диетолога и аллерголога можно в ОГБУЗ "Центр медицинской профилактики" по адресу: г. Томск, ул. Красноармейская, 68, тел.: 8 (3822) 46-85-00.



Комментарии (0)

Новый номер


Выпуск №2 - 2015
Скачать файл

Консультация эксперта

Задать вопрос и получить консультацию специалистов из разных областей

Елена Белоногова
врач-педиатр, невролог, кандидат медицинских наук, специалист в области неврологии детского возраста и врожденных аномалий развития челюстно-лицевой области.