Top.Mail.Ru


Статьи

  —   ЛЮДИ И ИСТОРИИ
Выбрать рубрику

АЛЁНА АНДРЕЕВЦЕВА: «Как с детства развивать soft skills, которые помогут в будущем»

Автор: Алёна Андреевцева, Наталья Шимина, фото: Анастасия Харжавина

Что такое Soft skills или, как принято называть, «гибкие навыки»? Как развивать эмоциональный интеллект и как помочь ребенку применять на практике жизненный опыт. Почему родителям всегда в воспитании детей нужно быть внимательным к своим поступкам и любые перемены начинать с себя. Об этом и многом другом беседуем с практикующим психологом – профориентатором Алёной Андреевцевой.

Алена, с какого возраста можно и нужно заниматься развитием Soft skills и что это такое?
- Soft skills - это, в первую очередь, такие навыки человека, которые пригодятся ему не только в работе, но и вообще в жизни и обществе. Поэтому они и называются "гибкими", "универсальными", здесь не важна сфера, направленность деятельности. Это то, что помогает человеку справляться с различными жизненными задачами, улучшать качество своей жизни. А это мы делаем на каждом этапе своего развития: в детстве, в подростковом возрасте, в молодости, взрослости. Поэтому развивать "софты" - это то, что делают родители ребенка практически с его рождения. И это очень важно. Просто в каждом жизненном периоде тот или иной навык проявляет себя в определенной форме, которая постепенно усложняется. Например, эмоциональный интеллект - сложный феномен, но в раннем детстве ребенку очень важно научиться эмоционально контактировать с родителями, сохранить контакт с собой, а для подростка уже этот софт усложняется: нужно учиться развивать рефлексию, выражать конструктивно эмоции, чтобы быть услышанным и понятым. Поэтому развитием Soft skills важно заниматься с раннего детства, учитывая этапы развития ребенка.

Можно ли развивать гибкие навыки в игровой форме?

- А почему нет? Игра - хорошая образовательная форма, которая подходит как детям, так и взрослым. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста это вообще одна из основных деятельностей, через которую они знакомятся с миром. А для подростков и взрослых игра добавляет впечатлений и ярких эмоций, что положительно влияет на усвоение материала.

Есть ли принципиальные отличия, какие «софты» в первую очередь нужны детям?

- Здесь, скорее всего, нужно рассматривать, не какие навыки важнее, а какая форма проявления этого навыка будет помогать ребенку в его развитии в конкретный момент. И в этом нам снова будет помогать возрастная психология, теории, в которых описывается, чему важно научиться и что следует сформировать в себе человеку на разных этапах его жизни. Так, навыки коммуникации, и вообще социальное поведение, начинаем развивать с первого опыта контакта ребенка в группах - в детских садах. С переходом к этапу школьного обучения уже важно обратить внимание на развитие навыков планирования и самоорганизации. В подростковом возрасте, когда больше всего ценится общение со сверстниками, очень важно, чтобы ребенок умел работать со своими эмоциями, понимать их и выражать.

Есть ли разница между Soft skills, необходимых девочкам, и Soft skills, которые нужно развивать в мальчиках?
- Я бы не говорила о разнице "софтов" по половому признаку. Сферы жизнедеятельности и у мальчиков, и у девочек одни и те же, карьеру строить могут и те, и другие. Хочется уходить от гендерных стереотипов, например, касающихся эмоций и выражения чувств мальчиками, потому что, в конце концов, "не плачь, ведь ты же мальчик" ни к чему хорошему не приводит.

Какие существуют методы развития в девочках таких «скилов», как навыки коммуникации и эмоционального интеллекта?

- Коммуникация хорошо развивается через ролевые игры: можно предложить ребенку ситуацию, где он будет каким-то персонажем, например, игру в школу, где девочка – учитель и ведет урок для своих игрушек или родителей. Взрослые обязательно наводящими вопросами или репликами направляют ребенка в такой игре. И вообще, любое общение, мотивация ребенка к рассуждениям будут ему только на пользу. Про эмоциональный интеллект аналогичная ситуация, плюс, несомненно, здесь будут уместны любые виды творчества и игры с воображением, фантазией.

Играет ли личный пример родителя роль в формировании у ребенка «гибких навыков»?
- Несомненно. Всё, что транслирует родитель во вне, ребенок видит, всё это отражается на нем, на его ценностях, модели поведения, его целях. Поэтому родителям всегда в воспитании детей нужно быть внимательным и к своим поступкам, начинать с себя. Иначе это может быть воспринято как двойная игра, создаются кризисы, недопонимания, которые ребенок может даже не осознавать, но в дальнейшем это повлияет на его жизнь.

Какие существуют упражнения для развития Soft skills у дошкольников?

Ну, например, для развития креативности можно использовать такую художественную технику, как монотипия (делать на бумаге отпечаток предмета с краской) или любое другое абстрактное рисование, далее искать конкретные образы и строить сюжеты картин. Эмоциональный интеллект можно развивать при чтении книг с иллюстрациями, по ходу чтения можно задавать ребенку вопросы про чувства персонажей или о том, что герой, судя по изображению, собирается сделать. Социальные навыки и работу в команде хорошо развивать, устраивая домашние квесты или соревнования, давая группе детей решить логические загадки, составить картинку из крупных паззлов и так далее. Для развития софтов у девочки-подростка необходимо, в первую очередь, обеспечить активный и интересный досуг и дополнительное образование. Для развития гибких навыков нужна богатая среда, где эти самые навыки можно будет тренировать. Важно, чтобы еще ранее у ребенка сохранилась любознательность, сформировались интересы, желательно многогранные, связанные не только с каким-то видом деятельности (спорт, искусство, наука), но и с самопознанием, школьным самоуправлением, общением с единомышленниками. Будьте внимательны и наблюдательны, анализируйте, к чему подростка "тянет" - интересует его поэзия или мода, спорт или история. Ну и, конечно же, очень важно быть для дочери-подростка таким человеком, которому она всегда сможет открыться, довериться, у кого сможет попросить совета и поддержки. Сам контакт и коммуникация дает большой ресурс для развития.

Как можно самостоятельно оценить уровень развития «гибких навыков» у ребенка? Проверить коммуникабельность, эмоциональный интеллект, творческое мышление?
- Вернемся к тому, что "гибкие навыки" нужны для решения жизненных задач. Поэтому любую такую способность можно оценить и найти ее "точки роста", предложив ребенку соответствующую его возрасту задачу. Например, коммуникабельность подростка можно проверить, попросив его записать самого себя к стоматологу или в парикмахерскую, где нужно начать разговор с администратором, узнать свободные даты и время, стоимость услуг и прочее. Уровень эмоционального интеллекта хорошо виден в разговорах об интересах и впечатлениях ребенка: можно полюбопытствовать, какое впечатление произвел на подростка фильм после просмотра в кинотеатре, либо попросить оценить продуктивность своей спортивной тренировки. С творческим мышлением еще проще - предложите ребенку придумать тематику своего Дня рождения: какие должны быть костюмы, активности, стол для гостей, украшения торта и так далее. Чем проще ребенок справляется с задачей и чем больше он выдает, скажем так, результата, тем выше уровень "софта".

Насколько важным Soft Skill для девочки являются лидерские качества? Как правильно работать с этим навыком и развивать его в ребенке?

- Лидерские качества в наше время - это больше не про "силу" и "напор", это больше про умение заявить о себе, показать свои возможности и потенциал, вызвать доверие и повести за собой, не бояться внимания и ответственности. Поэтому такой навык только позволит эффективно реализоваться школьнице, найти свое призвание, свою траекторию интересного и динамичного развития. Чтобы развить лидерские качества у девочек, да и у мальчиков тоже, было бы неплохо показать прелесть научных конференций и конкурсов проектов, публичных выступлений. Через такие формы деятельности ребенок растет социально активным, осознает свои ресурсы и понимает "собственную цену". Тонкости в этом тоже есть: очень просто подростку от истинного лидерства перейти к эгоцентризму и самолюбованию, неуважению окружающих и нетерпению малейшей конкуренции. И здесь помимо лидерских качеств важна проработка эмпатии, командной работы, социальных ценностей.

Гибкие навыки необходимы не только для построения карьеры. Они помогают успешно учиться и взаимодействовать с близкими людьми — родителями, родственниками, друзьями. Развивать их лучше с детства, постепенно и осознанно.

Понравилась статья? Пишите свои мысли и комментарии по этой теме. Будем рады, если вы расскажете о нас в социальных сетях. Остались вопросы ― задайте их Алёне Андреевцевой в разделе «Консультации».



Комментарии (0)

Новый номер

Выпуск №1 - 2022 Скачать файл

Консультация эксперта

Задать вопрос и получить консультацию специалистов из разных областей

Алёна Андреевцева
Практикующий психолог-профконсультант, специалист в области профориентации, развития и психологии.