Новости
Каждый третий родитель испытывает трудности при подготовке ребенка к школе
Около трети родителей (31%) испытывают сложности с выбором хорошей учебной организации или репетитора для подготовки ребенка к школе, следует из исследования Аналитического центра Университета «Синергия».
Порядка четверти родителей (26%) среди основных трудностей при подготовке ребенка к первому классу назвали высокую стоимость обучения, ещё 19% признались, что не знают, с чего начать подготовку. Около 14% не хватает времени водить ребенка на подготовительные занятия, еще 10% указали на нежелание ребенка учиться.
41% участников исследования готовили будущих первоклашек к учебе самостоятельно дома, четверть опрошенных отдали своих детей в специальные классы в детском саду, а 19% — в подготовительные кружки в школу. Онлайн-курсы посещали дети 9% россиян, а с частными репетиторами занимались лишь 6%.
Оптимальными форматами занятий, по мнению респондентов, являются индивидуальные занятия с учителем офлайн (27%) и онлайн (20%), а также уроки в мини-группах по 3–5 человек (24%). Менее приемлемым для участников опроса видом подготовки стали занятия с родителями дома (18%) или в больших классах по 15–30 человек, как в школе (11%).
Около 26% граждан России сошлись во мнении, что самое главное в подготовке ребенка к школе — это хороший педагог. С точки зрения 24% родителей, важнее всего, чтобы ребенку было комфортно, полезно и интересно на подготовительных занятиях. Для 20% прежде всего важны развернутая обратная связь и контроль родителя над процессом обучения. 17% заявили, что наиболее важна четкая и понятная программа обучения. Удобство родителей (время занятий, территориальная доступность и т.д.) отметили как первичный фактор 13% опрошенных.
В ходе опроса респонденты также перечислили дисциплины, обязательные для изучения в подготовительных классах: чтение и развитие речи (98% опрошенных), письмо (95%), математика (92%), окружающий мир (81%) и творчество (77%). Менее важными уроками родители считают иностранный язык (так ответили 46%) и робототехнику (22%). Отметим, что респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.
Самыми нужными мягкими навыками, которые должны приобрести дети во время дошкольного образования, россияне считают тренировку концентрации внимания и усидчивости (85%), памяти, логики и мышления (83%), формирование самостоятельности (74%), а также выработку дисциплинированности (77%). Чуть менее важными для родителей стали развитие социальных навыков и умение адаптироваться в новой среде. Так ответили 69% и 58% соответственно.
Почти половина опрошенных (43%) считает, что готовить ребенка к первому классу нужно за два года до поступления в школу, чуть больше трети (36%) уверены, что на подготовку можно заложить год. 12% назвали срок в полгода, 5% — в три месяца, а 4% и вовсе не считают страшным отсутствие подготовки к школе.
При этом сами родители в половине случаев (51%) свой опыт подготовки ребенка к школе оценивают скорее нейтрально — это как минимум помогло ребенку освоиться в школе. Чуть больше трети опрошенных (36%) уверены, что это хорошо и полезно для каждого ребенка, 13% считают, что потратили деньги и время впустую.
Опрос проводился 18 и 19 декабря онлайн и по телефону, его участниками стали 5 тысяч россиян, имеющих одного или более детей, из всех регионов Российской Федерации. Статистическая погрешность в пределах 3,4%.
Читать также:
Российские ученые нашли способ планировать рождение здоровых детей
Избыток фолиевой кислоты при беременности оказался не менее опасным, чем ее нехватка
«Я разгадал знак бесконечности — это кот»: приюту "Преданное сердце" - 8 лет
Консультация эксперта

Елена Белоногова
Врач-педиатр, невролог, кандидат медицинских наук, специалист в области неврологии детского возраста