Top.Mail.Ru


Статьи

  —   ТВОРЧЕСТВО И РАЗВИТИЕ ,   РОДИТЕЛЬСТВО
Выбрать рубрику

«У НАШИХ ДЕТЕЙ ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ УЧИТЬСЯ В ТАКОМ ИНТЕРЕСНОМ МЕСТЕ»

Автор: Вопросы задавали Игорь Лунёв и Марина Евсеева, фото из личного архива героини

О семейном образовании спорили и, скорее всего, будут спорить. Лучшие аргументы за и против – личные истории родителей и детей. Костромской православный клуб семейного образования «Фома» – мощный аргумент за. Сегодня в этом клубе 10 семей, в каждой из которых от двух до четырёх детей. Для тех, кто не знает: семейное образование не тождественно домашнему – дети учатся не только каждый у себя дома, но и по мере надобности и желания посещают общие занятия.

ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ поговорил с одной из создательниц «Фомы» Марией Адамовой, мамой четверых детей. Вот что она рассказала:

МЫ ВОСПОЛЬЗОВАЛИСЬ ВОЗМОЖНОСТЬЮ

Наши дети в общеобразовательную школу вообще не ходили. Мы, родители, сразу решили, что будем сами заниматься образованием детей. На наш взгляд, семья – то сообщество, все члены которого могут подстроиться под нужды каждого. Все люди разные, а общепринятая система образования одна и не всем она подходит. Имея девятилетний опыт семейного образования, могу даже сказать: методы, которые я использовала при обучении старшей дочки, совсем не подошли моему старшему сыну, хотя это родные брат и сестра, воспитывающиеся в одной семье. Что уж говорить о детях из разных семей… Да и вообще все дети разные физически, психотипы у всех разные.

Есть возможность сохранить центральную роль семьи в образовании, и мы ей воспользовались. В законодательстве Российской Федерации прописано (если перевести на русский с юридического), что центральное место в образовании ребёнка занимают родители. С 1992 года существует норма, позволяющая родителям выбирать разные формы образования для своих детей. При этом они вовсе не должны быть квалифицированными специалистами-педагогами. Как показывает опыт, дети на семейном образовании показывают хорошие результаты.

РАЗВИВАЕМ ТРАДИЦИЮ

До революции в России эта форма образования считалась традиционной. То есть мы не изобретаем что-то, у нас комбинация старых традиций и новых возможностей. Ведь теперь есть и интернет, и новые образовательные программы. Сегодня существуют разные способы организации семейного образования. Кто-то создаёт сообщество, кто-то учит детей дома, кто-то приглашает репетиторов – не обязательно родитель должен сам вести у ребёнка все предметы от начала до конца.

Кстати, школьная программа не такая уж сложная, и взрослый человек при желании может в ней разобраться. Мы много общаемся в сфере семейного образования. И вот по нашему опыту самые лучшие педагоги-предметники – это мамы, которые выучили своих детей. Они, как правило, глубоко изучили программу и очень хорошо умеют объяснять материал.

Я не знаю статистику, но вижу, что в Костроме ежегодно всё больше семей переходят на семейное образование: кто-то по идейным соображениям, кого-то не устраивает нынешняя школа, кто-то по состоянию здоровья детей – причин разных много.

КЛУБ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Когда моей старшей дочери Серафиме исполнилось 6 лет, я сначала решила, что она начнёт изучать школьную программу не вместе со своими сверстниками, а попозже. Но в середине того учебного года я открыла ФГОС, узнала, какие знания требуются от ребёнка, поговорила с дочкой и поняла, что она умеет читать, писать и считать, так что без проблем сдаст аттестации за 1-й класс. Тогда мы и подали заявление в Управление образования о том, что выбираем форму семейного образования, прикрепились к школе, и за 1-й класс Серафима аттестации сдала.

То есть 1-й класс мы вели у дочки сами, в семье. Занимались по программе «Школа России» – это в наших школах самая распространённая программа. Уже в процессе занятий я поняла, что мне не нравятся методички, учебники, не нравится оформление рабочих тетрадей. Стали искать другой вариант, и мне очень понравилась программа «Русская классическая школа».

А в это же время у наших друзей Татьяны и Константина Шалохмановых дочка пошла в 1-й класс. Тогда две наши семьи подумали: было бы хорошо, чтобы наши дети общались и могли проходить вместе какие-то предметы – ведь у нас уже подрастали и младшие. И когда моя дочка была уже во 2-м классе, мы создали православный клуб семейного образования «Фома». Насколько знаю, тогда в Костроме наше сообщество было единственным. С тех пор появилось несколько разных групп – кто-то учится по советским учебникам, кто-то при храмах. То есть форма становится всё более популярной.

УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКИ

Есть сообщества семейного образования, в которых дети занимаются прямо вот как в школе. У нас не так – наши дети основную программу осваивают дома, а в клубе мы встречаемся для того, чтобы, во-первых, пообщаться, во-вторых, углублённо закрепить какие-то знания. Например, математику дети проходят дома, а на занятиях в клубе решают какие-то необычные математические задачки – это помогает им интересоваться предметом.

Половину предметов у нас преподают родители, половину – приглашённые учителя, как правило, тоже из числа наших друзей или хороших знакомых. У нас такая домашняя обстановка. В принципе, мы могли бы преподавать большую часть предметов сами, но хочется снять с себя часть нагрузки, ведь детей много.

Один приглашённый преподаватель ведёт русский язык и литературу, другой – для старших разговорный клуб по английскому. Нейробику ведёт психолог и логопед – многодетная мама не из нашего сообщества, но из нашего круга друзей.

Творческую мастерскую ведёт мой муж Руслан. Он с мальчиками делает всякие интересные проекты, в том числе связанные с другими предметами школьной программы. Например, они мастерили алфавит из гвоздей с проволоками, а, изучая анатомию, делали скелет из картона. У Руслана в прошлом году был перерыв, и в этот период Костя Шалохманов вёл урок под названием «Физика в поделках» – ребята ставили физические опыты.

У младших детей я веду рисование, а у 3 и 4 классов веду предмет «Русская рукописная книга», на котором мы занимаемся каллиграфией, изучаем древние рукописи, какие были орнаменты, миниатюры, пытаемся всё это воспроизвести. Наши дети так любят этот предмет! (улыбается) В начале прошедшего учебного года я предложила им заняться рисованием, живописью, они в ответ: «Нет, нам рукописная нужна!» Во-первых, это творческое развитие, во-вторых, это связано с нашей историей. Есть много исследований о том, как благотворно занятия каллиграфией влияют на развитие мозга ребёнка, особенно в младшем возрасте.

«Занимательную математику» для младших ведёт Таня, второй организатор сообщества. Макраме – приглашённый учитель. Игры на улице для младших ведёт мама из нашего сообщества, она же ведёт и математику. Историю ведёт Костя Шалохманов. И шитьё ведёт профессиональная швея, чьи две девочки ходят к нам. Наши девочки с её помощью сшили себе и штаны, и толстовки, и платья на выпускной, и другую одежду. На эти уроки иногда приходят и мамы – тоже для себя шьют. Лепку и театральный кружок у нас ведут старшеклассницы Маша и Нина. Раньше Серафима вела музыку, но на будущий год она собирается поступать в колледж и уже не будет у нас преподавать.

Дети многое проходят дома, некоторые из них приходят в клуб только на отдельные занятия, но некоторые ходят и на все. Обычно у нас по пять ли по шесть человек в группе. Поначалу у нас на уроках было и больше шести детей, на моих уроках бывало даже человек по 12. Надо сказать, что качество подачи материала снижается – пропадает индивидуальный подход. Но в праздниках, в походах в театр и других подобных мероприятиях обычно участвуют все.

Есть очень интересный фактор. Недавно у нас был праздник, посвящённый Пасхе и окончанию учебного года. И там инструктор по математике (она просит называть себя именно инструктором) сказала: «Мои дети освоили весь годовой курс школьной программы по математике за 28 часов». То есть то, что 30 человек обычно осваивают за неделю, при индивидуальном подходе ребёнок может усвоить за один урок.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Организационными вопросами занимаются в основном наша семья и вышеупомянутая семья Шалохмановых. Учебный план составляем мы с Татьяной. Но вклад пап очень большой. Во-первых, важен сам факт, что в семьях единомыслие по вопросам образования – это очень воодушевляет, сподвигает заниматься этим с большим энтузиазмом. Папы не только ведут уроки, но и помогают при переездах, в организации праздников, в решении многих бытовых вопросов.

Наш учебный план складывается из потребностей родителей, касающихся их детей. Ведь основной учебный план у каждого свой. А что-то нужно всем – и вот это входит в наш учебный план.

Например, старшеклассницы хотели шить, мы организовали для них занятия по шитью. В английском всегда есть потребность, потому что класса с 4-го или с 5-го начинается такой уровень, который не все родители могут дать. Особо квалифицированного подхода требуют математика и русский – особенно в старших классах, когда начинается подготовка к ОГЭ. А ещё мы и с себя немножко нагрузку снимаем, находя компетентных в той или иной сфере людей.

У меня педагогическое образование. Я закончила художественно-графический факультет Костромского университета. И сейчас я в очередном процессе обучения на 3D-визуализатора. Причём так получилось, что в этом году мы сдаём аттестации дистанционно – мы с детьми учимся на одной и той же учебной платформе. Это петербургская платформа – дети там сдают контрольные работы и получают итоговые оценки.

А есть родители, которым важно, чтоб их дети ходили в конкретную школу сдавать контрольные. Мы тоже так ходили до 5-го класса Серафимы, теперь решили, что дистанционный вариант нам удобней. Когда мы переехали в деревню, то я поняла, что трачу много средств на то, чтоб отменить свой рабочий день и съездить в школу. Проще оказалось сдавать дистанционно на частных платформах. Сначала мы обратились в «Сибирскую региональную школу» Анны Муратовой, потом сменили ещё несколько платформ, в этом году сдаём на платформе «Онлайн-класс». Мы выбираем платформу в зависимости от цен, а также количества и уровня сложности предлагаемых тестов. В год я плачу за каждого ребёнка приблизительно 7500 рублей. Аттестацию дети проходят раз в год. Чтобы сдать ЕГЭ и ОГЭ, мы прикрепляемся к любой школе. И ребёнок получит аттестат школы, к которой прикрепилась для сдачи экзаменов.

НИ ОДНО ИЗ ОПАСЕНИЙ НЕ ОПРАВДАЛОСЬ

Поначалу у меня было очень много опасений. Сейчас моя дочь заканчивает 9-й класс, и ни одно из этих опасений не оправдалось (улыбается). Нас пугали страшным словом «социализация». Со временем я поняла, что не обязательно называть социализацией только такой вариант, когда 30 ровесников встречаются девять или одиннадцать лет подряд в одном и том же месте.

В нашем сообществе дети общаются и с ровесниками, и с более старшими детьми, и со взрослыми, и с малышами. Это тоже социализация. Кстати, я замечаю, что многие родители, переводящие своих детей на семейное образование, сами очень социально активны. То есть это семьи, которые участвуют в разных проектах, сообществах, ходят вместе с детьми в походы и так далее.

А первое, с чем я столкнулась девять лет назад, когда пришла в школу оформлять документы: учителя сделали круглые глаза и сказали, что никакого семейного образования у них нет. Сейчас уже о семейном образовании знают все. Даже когда мы перевелись сдавать аттестации в сельскую школу, нас там спокойно приняли, сказали: «Ваше право».

На самом деле, у наших детей очень много вариантов социализации. Первый – наше сообщество – наш любимый клуб «Фома». Мы вместе празднуем Рождество Христово, Пасху, приглашаем для общения священников. У нас есть духовник – отец Николай Попов, настоятель храма Вознесения Господня на Дебре. В этом году нас приютил православный молодёжный центр «Ковчег», в здании которого базируемся не только мы, но и театральная студия, и хор, и скауты, и разные кружки. Дети из нашего сообщества ходят и на эти занятия. Там такое активное общение происходит, что иногда детям даже хочется от него отдохнуть (смеётся). Плюс есть кружки, спортивные секции в других местах, которые наши дети посещают по интересам. На одной территории с «Ковчегом» находится храм святых Иоанна Кронштадтского и Амвросия Медиоланского, где настоятель сейчас – священник Александр Макеев, духовник «Ковчега».

Кроме вопроса о социализации есть ещё один стандартный вопрос: «А как же физика и химия? В старших классах начнутся сложные предметы. Что же вы будете делать?» Как выяснилось, и это решаемо. Во-первых, можно пригласить учителей. Во-вторых, у нас ведь сообщество – и в нём есть родители, разбирающиеся в этих предметах. Например, как я уже сказала, одна из наших мам ведёт математику. И недавно моя старшая дочь без проблем сдала по математике ОГЭ – эта наша преподавательница подготовила её к экзамену.

Ещё нас пугали органами опеки. И знаю, что в других городах у родителей бывают проблемы – к ним вызывают представителей опеки. Но в костромском управлении образования к нам относятся нормально – вероятно, таких семей в нашем городе стало много, и чиновники знают, что это нормальные семьи.

НЕ ЭЛИТАРНАЯ ИСТОРИЯ

Некоторые думают, что семейное образование требует больших финансовых вложений. Основная часть наших семей – это такая творческая интеллигенция, некоторые из них сами педагоги. Есть и рабочие. То есть наш клуб – не какая-то элитарная история, на которую надо тратить кучу денег. Осваивать школьную программу дома можно даже и бесплатно – было бы желание. Но, конечно, родителям приходится подстраиваться. Тут больше тратишь времени, чем средств. Ведь можно нанять много репетиторов и отдать им много денег, а можно вместо денег потратить много своего времени и своих сил, но результат будет один и тот же.

Когда наша семья начинала жить в деревне в 40 километрах от города, у нас не было машины. Но мне так хотелось создать эту среду для своих детей, что я с рюкзаком и с коляской топала два километра на автобус, чтобы прийти в наше сообщество и делать там что-то полезное. Сейчас у нас уже есть машина, появились разные наработки, и стало проще. Но в целом семейное образование – вопрос желания.

Когда же при таком режиме родителям работать? Да, тут надо думать. Вначале мы с мужем всем занимались вместе – у нас было фермерское хозяйство. Сейчас Руслан работает не дома, так что большую часть времени я с детьми одна. Но мне хочется и работать, и творчески развиваться. Также нас первые несколько лет выручало то, что рождались дети, и я то и дело была в декрете. Теперь младший сын подрос. И настало время мне найти удалённую работу. Сейчас я 3D-визуализатор. Но и конечно сама работаю в сфере семейного образования. Наше сообщество радо предоставить всем приходящим мамам такой вариант: если не получается вкладываться финансово, можно вести у нас какие-то уроки. Поэтому мы с Русланом, Костей и Таней сами занимаемся этим сообществом, координацией всех занятий – а у наших детей есть возможность учиться в таком интересном месте.

Семейное образование наших детей – важная составляющая жизни нашей семьи. И я как мама свою жизнь уже вокруг этого строю. То есть я не пойду куда-то работать в режиме 5/2, потому что тогда не смогу заниматься семейным образованием. Так что нахожу удалённую работу или работу, где дети могут быть рядом со мной. Например, я веду рисование – и мои дети по очереди побывали на этих уроках рядом со мной.

ВОСПИТАТЬ СВОЕГО ЧЕЛОВЕКА

Когда Серафима поступила в 2-й класс, мы сходили на школьную линейку и уехали на месяц в Крым (смеётся). Там мы не только отдыхали, Серафима занималась – делала прописи, решала арифметические задачи и так далее. То есть мобильность – это очень большое преимущество семейного образования, особенно для семьи, которая любит путешествовать. У нас есть одна знакомая семья увлечённых туристов, там дети сдают аттестации, например, из Таиланда.

Самый большой бонус, который я вижу сейчас, спустя годы, – получается воспитать своего человека. То есть в нашем случае на ребёнка большую часть времени влияет семья, а не среда, о которой я многого не знаю и не могу знать. Возможно, кто-то скажет, что у нас «тепличные» дети. Ничего подобного! У них есть свой критический взгляд на любую ситуацию. Даже тот факт, что наши дети в отличие от многих своих сверстников не ругаются матом, много значит. А для нашей семьи не употреблять матерных слов – норма, и дети это впитывают. И у них даже вопроса не возникает, не подстроиться ли под какую-то среду, где норма другая. То есть наши дети находят поддержку в своей среде. И в сообществе у нас доброе общение, и в храме, и в других местах, куда мы ходим.

Семейное образование приносит свои хорошие плоды даже в отношениях между детьми и родителями. Ты ждёшь, когда же начнётся этот переходный возраст, а он всё не начинается и не начинается (смеётся).

Конечно, иногда бывает у меня какое-то выгорание, так как от моей внутренней мобилизации зависит вся семья. Ведь мне надо постоянно думать наперёд, смотреть заранее школьные программы, оформлять разные документы, быть на связи с управлением образования, заниматься делами сообщества. Если я сама соблюдаю тот же режим дня, если утром мы вместе завтракаем, а потом я сажусь работать, а дети садятся делать уроки. Как только начинаю хандрить, всё тоже разваливается. От этой ответственности порой устаёшь, думаешь: «Вот если в школу отдать детей, будет попроще». Но когда поговоришь с мамами обычных школьников и узнаёшь о проблемах, которые возникают в этой самой школе, понимаешь, что там вовсе не проще.

ОДНА КОМАНДА

О моём школьном периоде у меня разные воспоминания – и хорошие, и не очень. В целом я хорошо училась: в какие-то периоды была отличницей, в какие-то – хорошисткой. У меня были неплохие отношения со сверстниками. Но мне было жалко детей, которым в школе было тяжело. Помню, мы сдавали нормативы по физкультуре. Стояла я – баскетболистка, которой кросс пробежать – раз плюнуть, мне и так-то «пятёрки» ставили за то, что я выступала за школу на соревнованиях. И стояла девочка, которая была намного ниже меня и болезненная – ей было очень-очень тяжело, она кое-как сдавала норматив на «тройку». Мне казалось несправедливым, что она старается изо всех сил, и ей ставят «три», а я делаю с лёгкостью и получаю «пять».

Но дело всё-таки в первую очередь не в негативе. Мы с детьми пошли на семейное образование не потому, что в школе очень плохо, а потому, что дома очень классно! (улыбается) У нас в семье атмосфера такая: мы – одна банда, одна команда, вместе живём, вместе занимаемся образованием. Есть детоцентризм, а у нас семьецентризм (смеётся).





Комментарии (1)
Ольга - 24.06.2025
Очень вдохновляющий опыт! Благодарю за отличную статью! Сил и вдохновения вам! ♥️♥️♥️

Новый номер

Выпуск №1 - 2022 Скачать файл

Консультация эксперта

Задать вопрос и получить консультацию специалистов из разных областей

Евгения Бойко
Клинический психолог, консультант по организации детского сна, развития детей и адаптации к детскому саду.