Top.Mail.Ru


Статьи

  —   ТВОРЧЕСТВО И РАЗВИТИЕ ,   ДОМ И СЕМЬЯ ,   РОДИТЕЛЬСТВО
Выбрать рубрику

"Я САМ!": КАК РАЗВИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ У РЕБЕНКА? СОВЕТЫ ЭКСПЕРТА

Автор: Юлия Брантова, фото https://ru.freepik.com/free

Самостоятельность – это гораздо больше, чем просто умение завязывать шнурки или убирать игрушки. Это фундамент для успешной и уверенной жизни, включающий умение мыслить, планировать, действовать и отвечать за результат.

Хотите помочь своему ребенку развить эти важные навыки? Специально для ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ эксперт в сфере воспитания и детского развития, педагог с 30-летним стажем и основатель детского клуба «Мадагаскар» Юлия Брантова делится эффективными и простыми упражнениями, которые помогут вашему ребенку стать более самостоятельным, уверенным в себе и подготовленным к будущим вызовам!

Зачем детям нужна самостоятельность?

В первую очередь, самостоятельность готовит ребенка к взрослой жизни. Дети, которые с раннего возраста учатся принимать решения и нести ответственность за свои поступки, во взрослом возрасте легче достигают поставленных целей и воплощают мечты в реальность. У них есть бесценный опыт выбора и планирования, который становится прочным фундаментом для будущих достижений.

Когда начинать развивать самостоятельность?

Оптимальное время для начала формирования самостоятельности наступает после завершения грудного вскармливания, когда ребенок уверенно ходит, может длительное время удерживать предметы в руках и ловко с ними обращаться. Это естественный период, когда малыш физически готов к освоению новых навыков.

Важное условие успеха — готовность родителей. Самостоятельность возможна только тогда, когда взрослые искренне доверяют ребенку, не проявляют внутреннюю и внешнюю тревогу, а верят в его способности справиться с поставленной задачей.

Пятишаговая система развития самостоятельности

Шаг 1. Взрослый демонстрирует процесс, подробно проговаривая каждое действие поэтапно. Ребенок внимательно наблюдает и запоминает последовательность.

Шаг 2. Взрослый дает четкие инструкции, разбивая задачу на отдельные пункты, и помогает ребенку выполнить каждый этап.

Шаг 3. Ребенок самостоятельно проговаривает план действий и выполняет задачу от начала до конца, пока родители находятся рядом для моральной поддержки.

Шаг 4. Ребенок повторяет весь процесс еще раз, но уже при минимальном контроле — взрослый находится в соседней комнате.

Шаг 5. При возникновении сложностей взрослый не исправляет ошибки, а задает наводящие вопросы: «Как ты думаешь, почему это произошло? Что будешь делать по-другому в следующий раз?»

Практический пример: учим разогревать обед

Допустим, вы хотите научить ребенка самостоятельно разогревать еду. Начните с детального показа: «Открываю шкаф, достаю тарелку, ставлю на стол, закрываю шкаф, открываю холодильник, беру кастрюлю с супом...» и так далее, пока на столе не появится готовая порция.

После демонстрации верните суп в кастрюлю и переходите к следующему этапу. Проговаривая каждое маленькое действие, ребенок учится концентрировать внимание, составлять план, ценить результаты своего труда и доводить начатое дело до конца.

Если что-то пошло не так, например, суп пролился, не спешите исправлять ситуацию сами. Лучше спросите: «Как думаешь, почему суп пролился?» Ребенок может ответить: «Я поставил тарелку на край стола и отвлекся на мультик». Следующий вопрос: «Что будешь делать в следующий раз?» — «Буду ставить тарелку ближе к центру и выключу телевизор, пока не поем».

Анализ готовности к самостоятельности

Чтобы определить, с каких навыков начать, проведите простой анализ:

Разделите лист бумаги вертикальной линией на две колонки.

Слева запишите то, что ребенок уже умеет делать сам (наливать воду, надевать носки, мыть руки).

Справа — то, что вы пока делаете вместе (завязывать шапку, убирать игрушки, собирать рюкзак).

Выберите 1-2 пункта из правой колонки для перевода в левую.

Начинайте с одного навыка и отрабатывайте его в течение недели, только потом переходите к следующему.

Секреты успеха самостоятельной деятельности

Помните: каждое маленькое достижение заслуживает похвалы. Если ребенок учится одеваться, покажите точно, где лежит одежда, как ее правильно брать и выворачивать, как пользоваться вешалкой. Начните с простого: вы надеваете один носок, ребенок — другой. Вы достаете тарелку, он наливает суп.

Прорепетируйте каждое действие, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно. Так шаг за шагом создается ситуация успеха, где дети радуются своим результатам, а родители остаются спокойными и счастливыми. Дети смогут легко двигаться вперед только тогда, когда надежно закрепят сегодняшние достижения.



Комментарии (0)

Новый номер

Выпуск №1 - 2022 Скачать файл

Консультация эксперта

Задать вопрос и получить консультацию специалистов из разных областей

Евгения Бойко
Клинический психолог, консультант по организации детского сна, развития детей и адаптации к детскому саду.