Статьи
ВАШ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ НА ГОРШОК? ЧТО ДЕЛАТЬ?
Приучение к горшку — важный этап в жизни ребёнка и его родителей. Это процесс, который требует терпения, понимания и поддержания спокойствия, поскольку он связан с физиологическими и психологическими изменениями. Иногда родители сталкиваются с трудностями на этом пути: ребёнок может сопротивляться, не проявлять интереса к горшку или иметь проблемы с контролем мочевого пузыря.
Эксперт ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ Марина Бабурина расскажет о причинах проблем с контролем мочевого пузыря у детей и поделится эффективными методами обучения.
Когда начинать приучать ребёнка к горшку?
Вопрос «когда?» часто волнует родителей. На самом деле, время для начала приучения может варьироваться в зависимости от развития ребёнка, но большинство детей готовы начать обучение в возрасте от 18 до 24 месяцев. Некоторые дети начинают проявлять интерес к горшку раньше, другие — немного позже, и это нормально.
Признаки готовности могут быть следующими:
- Ребёнок проявляет интерес к туалетному процессу, наблюдает за вами или другими членами семьи.
- Он начинает замечать, когда его подгузник становится мокрым или грязным.
- Ребёнок может сообщить вам, что он хочет в туалет или что подгузник мокрый.
- Он способен сидеть на месте в течение нескольких минут, когда вы садите его на горшок.
Если ребёнок не демонстрирует этих признаков, не стоит торопиться с обучением. Давление или принуждение может привести к ещё большему сопротивлению.
Причины трудностей приучения к горшку
- Физиологическая готовность
Каждый ребёнок развивает контроль над своим мочевым пузырём в разное время. У некоторых детей мышцы, отвечающие за контроль мочеиспускания, начинают развиваться позднее. Это может быть причиной того, что ребёнок ещё не готов к приучению. - Страх или тревога
Иногда дети могут испытывать страх или тревогу, связанные с процессом приучения к горшку. Это может быть связано с прошлым опытом — например, если ребёнок пережил болезненные ощущения при мочеиспускании. Также новые ощущения, такие как звуки воды или незнакомое место, могут пугать малыша. - Ранний или слишком поздний старт
Если вы начали приучение к горшку слишком рано, ребёнок может быть просто не готов, что приведёт к трудностям. С другой стороны, если вы начали слишком поздно, у ребёнка могут быть сформированы привычки, которые будет сложно изменить. - Сопротивление и упрямство
Некоторые дети просто не хотят расставаться с подгузниками. Они могут сопротивляться процессу, поскольку им удобнее и безопаснее в подгузниках. Это поведение может быть связано с возрастным упрямством, желанием контролировать ситуацию или даже с чувством безопасности, которое даёт подгузник. - Перемены в жизни ребёнка
Серьёзные изменения, такие как переезд в новый дом, появление нового члена семьи или начало детского сада, могут вызвать стресс у ребёнка и повлиять на процесс приучения к горшку. В такие моменты ребёнок может временно «забыть» о горшке или начать снова использовать подгузники.
Эффективные методы приучения к горшку
- Процесс должен быть постепенным
Приучение к горшку — это не одноразовое событие, а постепенный процесс. Начните с того, чтобы просто познакомить ребёнка с горшком: покажите, как он работает, посадите малыша на него в одежде, чтобы он привык. Понемногу переходите к сидению на горшке без подгузников. - Создайте комфортные условия
Если ребёнок боится горшка, попробуйте сделать этот процесс более комфортным. Используйте горшок, который ему нравится, или поставьте рядом игрушки, которые будут развлекать ребёнка во время сидения на горшке. Важно, чтобы ребёнок чувствовал себя в безопасности и не переживал. - Хвалите за успехи
Поощрение и похвала — это мощные инструменты. Хвалите ребёнка каждый раз, когда он использует горшок, даже если это не всегда получается. Положительная мотивация поможет ребёнку понять, что это правильное поведение. Избегайте наказаний за неудачи, так как они могут создать у ребёнка страх и сопротивление. - Создайте стабильный режим
Постоянный режим помогает ребёнку лучше понимать, когда нужно идти на горшок. Поставьте ребёнка на горшок через определённые промежутки времени — например, сразу после пробуждения, перед сном и после еды. Со временем ребёнок начнёт понимать, когда именно нужно идти в туалет. - Слушайте ребёнка
Очень важно прислушиваться к чувствам ребёнка. Если он говорит, что не хочет сидеть на горшке, не настаивайте. Поговорите с ним, объясните, что это нормально — иногда нужно время, чтобы привыкнуть. Не торопите процесс и не заставляйте ребёнка делать то, к чему он не готов. - Переход от подгузников к трусикам
Иногда бывает полезно постепенно переходить от подгузников к трусиками, которые ребёнок сам может снять. Это позволяет ему чувствовать себя более независимым и контролировать процесс. Некоторые дети начинают легче осознавать, когда им нужно в туалет, когда они носят трусики вместо подгузников. - Будьте терпеливы
Процесс приучения к горшку может занять время, и это нормально. Дети могут возвращаться к старым привычкам, особенно если они переживают стресс или чувствуют изменения в жизни. Главное — не наказывать за неудачи, а поддерживать и помогать.
Когда стоит обратиться за помощью?
Если процесс приучения к горшку вызывает у ребёнка серьёзный стресс или продолжается слишком долго (например, до 4 лет и более), стоит проконсультироваться с педиатром. Также, если ребёнок в возрасте от 3 лет и старше продолжает часто мочиться в постель или не может удерживать мочу в течение длительного времени, это может быть сигналом для дополнительного обследования.
Приучение к горшку — это процесс, который требует терпения, понимания и последовательности. Важно помнить, что каждый ребёнок уникален, и сроки, когда он будет готов, могут различаться. Главное — создать комфортные условия, поддерживать позитивный настрой и не торопиться. С временем ваш ребёнок научится пользоваться горшком и контролировать мочевой пузырь, а вы сможете пережить этот этап с минимальными трудностями.
Читать также:
ПОЧЕМУ РЕБЁНОК НА ПРИЗЫВ К ДЕЙСТВИЮ ГОВОРИТ
Консультация эксперта

Ксения Лекс
Преподаватель, автор проекта «Монпансье» о детской литературе, творческом воспитании и семейном обучении.