Статьи
КАК ИСПРАВИТЬ ПЛОХОЙ ПОДЧЕРК У РЕБЕНКА?
Пляшущие буквы в тетрадях детей начальной школы – не редкость. Конечно, родители это замечают, держат ситуацию под контролем и просят ребенка дополнительно прописывать и переписывать слова и предложения. Но итог зачастую противоположный. Почему? Специалисты уверяют, что для улучшения почерка не всегда нужно идти прямым путем.
Полезные советы по исправлению правописания редакции ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ дает логопед-дефектолог логопедических центров «ДАР» Варвара Данекина.
Зачем нужно письмо от руки?
Цифровые технологии активно развиваются, но, к счастью, письмо от руки остается важным навыком, который прививается детям в школе. Это не просто автоматическое написание слов, но и их визуализация. Не только для ребенка, но и для любого взрослого письмо в тетради ручкой - сплошные плюсы для развития мозга.
Конечно, учиться писать можно и в 3, и в 4 года, но это будет неаккуратно и бесполезно. Ведущая деятельность в этот период жизни – игра, а для красоты почерка нужна ежедневная практика, которую дети такого возраста не осилят. Но зато дошколятам полезно развивать функции, которые потом отразятся на красоте и чистоте письма: крупную и мелкую моторику, вестибулярный аппарат, пространственное восприятие. Очень важно следить за тонусом, не допускать перенапряжения, делать расслабляющий массаж, пальчиковую гимнастику и т.д.
Почерк ребенка начинается формироваться примерно с 9-10 лет. И, конечно, высота, форма и наклон букв будет меняться из года в год. Но если почерк непонятный, неаккуратный, менять ситуацию желательно в начальной школе. Идеальное написание не требуется – педагогу нужно, чтобы почерк был разборчивым. Если учитель обращает внимание родителей на кривые строчки и скачущие буквы разной высоты — это повод не пускать развитие навыка на самотек, а заниматься дополнительно дома или с коррекционным специалистом, так как плохой почерк иногда косвенно указывает на дисграфию. В 1 классе ее не диагностируют, но, если почерк не улучшается, диагностика логопеда желательна. Чем раньше начнется эффективная работа, тем легче школьнику будет учиться и справляться с различными заданиями в школе.
Существуют некоторые критерии оценивания почерка, так как субъективно это сделать довольно сложно. Для каждой мамы будет своя шкала аккуратности и красоты. На что обращают внимание педагог?
- отсутствие интервала между словами в предложении;
- буквы сильно прыгают, выходят за пределы строки, часто «едут» вверх или вниз;
- слабый или слишком сильный нажим при написании;
- одинаковое соединение некоторых букв;
- сильный наклон в одну сторону;
- практически одинаковое написание букв н, к, п, и.
Какими способами улучшать почерк?
1. Создавать интерес при письменной работе
На уроках ребенок выполняет задания в тетрадях и прописях. Дома такие монотонные занятия вряд ли вызовут интерес. Оттачивать навыки письма помогут различные штриховки, графические диктанты и т.д. Вот еще пара простых упражнений:
- фломастерами разных цветов или цветными карандашами закрашивать по одной клеточке в тетради, чтобы тренировать глазомер и точность;
- рисовать интересные силуэты по контуру. Ребенок быстро утратит любовь к письму, если ему будет нужно выводить по 30-50 одинаковых штрихов. Но если благодаря штриховке получится автомобиль, робот или принцесса – это и весело, и тренировка навыка.
2. Делать упражнения для пальцев
Кроме развития мелкой и крупной моторики, развивать руки помогут несложные упражнения. Например:
- ребенок сцепляет в один кулак обе руки. Затем по очереди отрывает сначала большие, затем указательные пальцы и т.д. После этого повторяет все наоборот - соединяет пальцы, начиная с мизинцев;
- на стол кладутся несколько карандашей - примерно 10-12 штук. Ребенку нужно постараться собрать их по одному в кулак одной рукой. А потом также по одному положить на место;
- малыш кладет ладошки на стол и поднимает по очереди пальцы, описывая в воздухе круг. Затем все движения повторяются в обратном порядке.
3. Заниматься с коррекционным специалистом
Когда ребенку письмо дается с трудом и улучшений нет, вряд ли речь идет о баловстве или лени. С помощью логопеда можно понять, есть ли сбой в работе каких-то участков мозга. Зная причину, можно не только развить навыки письма, но также тренировать фонематический слух, моторику, мышление и другие важные функции.
4. Следить за осанкой
Удобная и правильная поза – это здоровье и залог аккуратного почерка. Спину и плечи нужно держать ровно, расстояние от глаз до стола – не меньше 30 см, без сильного прогиба в пояснице. Локоть той руки, которой пишет ребенок, лежит на столе, а вторая рука создает какой-то упор на стол. Также для красоты почерка важно расстояние от стола до живота – примерно размером с кулак.
5. Выбирать правильные ручки и карандаши
Доказано, что обычная шариковая ручка в неокрепших детских пальчиках может сыграть злую шутку. Навыки письма лучше оттачивать карандашами, трехгранными ручками или специальными насадками, которые позволяют держать ручку тремя пальцами. Правильное положение руки не создает напряжения, и рука не так быстро устает.
Конечно, если малышу непросто дается письмо, ему не обойтись без поддержки родителей. Правильная мотивация, интересные задания, хобби для развития мелкой моторики, подвижные игры с мячом и работа со специалистом – все имеет значение, помогает развивать и улучшать навыки, способствует более быстрому результату.
Читать также:
«ОТЦЫ И ДЕТИ»: 5 КЛАССНЫХ ПАП ИЗ ФИЛЬМОВ И СЕРИАЛОВ
Консультация эксперта

Евгения Бойко
Клинический психолог, консультант по организации детского сна, развития детей и адаптации к детскому саду.