Top.Mail.Ru


Статьи

  —   ТВОРЧЕСТВО И РАЗВИТИЕ
Выбрать рубрику

​ЧИТАЕМ БЫСТРО: УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СКОРОСТИ ЧТЕНИЯ

Автор: Варвара Данекина, логопед-дефектолог логопедических центров «ДАР» .

Современные родители уделяют внимание чтению ребенка еще до школы, поэтому многие первоклассники уже умеют читать. Успешность во многом зависит от этого умения – процесс обучения становится легче, информация усваивается быстрее, а время на то или иное задание затрачивается меньше. Но зачастую неплохая техника чтения – всего лишь навык.

Совершенствовать его и стараться увеличивать скорость очень важно. Как помочь ребенку не просто научиться бегло читать, но и понимать смысл прочитанного? Редакции ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ рассказала логопед-дефектолог логопедических центров «ДАР» Варвара Данекина.

Для чего увеличивать скорость?

В 1 классе учителя, как правило, не настаивают на скорости чтения. Кто-то еще учится, другие стараются понимать смысл текста. Но в конце года обучения учитель всегда проверяет технику чтения, чтобы понять, как ученик вникает в текст, может ли воспринимать его без ошибок.

К концу первого класса норма чтения для отличникабольше 50 слов в минуту, для хорошиста – 40-50 слов в минуту, а для троечника – 30-40 слов.

К концу начальной школы норма чтения для отличника – 130-170 слов в минуту, для хорошиста – 100-130 слов в минуту, а для троечника – 80-90 слов.

Чтение прекрасно заставляет мозг работать, поэтому техники скорочтения популярны в любом возрасте. И, конечно, главное здесь не движение глаз, а умение выделить главное и понять смысл за короткий промежуток времени. Какие еще плюсы дает высокая скорость чтения?

1. Более качественное прочтение текста (беглый темп, но при этом с выражением и пониманием) помогает ребенку лучше усваивать информацию, тренирует мышление и внимание. По всем предметам, где нужно внимательно прочитать задание, понять его, ответить на вопросы, ребенку с таким навыком будет проще сверстников.

2. Письменное прочтение текста дает мозгу больше важных импульсов: время для обработки прочитанного, осмысления текста, индивидуальной интерпретации рассказа, сказки и т.д.

3. Во время чтения мозг сразу же рисует образы и расшифровывает полученную информацию. Тут воображение работает на все 100% Буквы – это лишь символы, которые помогают понять смысл произведения.

4. Специалисты сравнивают навык скорочтения с концертом классической музыки – мозг стимулирует идентичные области, что и во время реального опыта.

5. Если ребенок прекрасно читает, это помогает ему с домашней работой. Меньше времени и сил уходит на подготовку к докладам, контрольным заданиям, остается больше свободного времени. Когда все сбалансировано, школьнику приятнее узнавать новое, его самооценка только растет.

5 упражнения для скорости чтения

1.Скороговорки

Умение читать и проговаривать скороговорки полезно и в дошкольном, и в школьном и во взрослом возрасте. Это прекрасно развивает речь, совершенствует ее темп и выразительность. Если ребенок пока читает не очень хорошо, запомнить фразу помогает взрослый. Если уже умеет, то начинает с медленного темпа, но с каждым разом ускоряется. Когда оттачивается навык «скоро говорю», впоследствии это приводит к «скоро читаю». Найти скороговорки по возрасту и уровню не составит труда, важно, чтобы они были не длинные. Например, такие:

- Белка уронила шишку, шишка стукнула мальчишку;

- Ананасы на сосне Света видела во сне;

- Зеленая береза стоит в лесу, Зоя под березой поймала стрекозу.

2. Дыхание

Неправильное дыхание может влиять на скорость чтения. Например, специалисты говорят, что фразу нужно произносить на выдохе, а не вдохе. В любом случае дыхательные упражнения полезны для чтения, контроля над эмоциями, снятия тревожности и напряжения. В расслабленном состоянии ребенок глубоко вдыхает и на выдохе говорит слова. Смысл в том, чтобы произнести как можно больше слов, поэтому техника со временем должна усложняться.

3.Диктант глазами

Если оперативная память она развита плохо, то даже быстро прочитав 5-7 предложений, ребенок не вспомнит первое. Взрослый берет небольшой отрывок произведения и закрывает листом. Сначала открывается и закрывается первое предложение, и ребенок его повторяет, затем второе и далее. Чем лучше и точнее малыш воспроизводит прочитанное, тем качественнее процесс.

4.Поиск слова

Искать слова нужно в незнакомом произведении, которое подбирается по возрасту ребенка. Мама или папа выбирают какое-то слово и просят найти его в тексте. Хорошо, если слово будет встречаться несколько раз. Начинать нужно с короткого теста, постепенно увеличивая объем.

5.Поиск ошибки

Во время чтения взрослого ребенку, нужно намеренно делать разные ошибки, произнося неправильно одно или несколько слов. Ребенок развивает навык слушания – он должен обратить внимание на неверное произношение, остановить чтение и произнести слово правильно.

Родители иногда допускают ошибки, мечтая научить ребенка быстро читать. Это не удивительно, так как интернет пестрит «самыми уникальными» методиками и советами. Любое обучение – это удовольствие. Поэтому важно поддерживать интерес, чтобы польза была максимальной. А для этого нужна регулярность, повторение пройденного, разминка для глаз в начале каждого занятия и определенные упражнения, которые можно чередовать, но не постоянно менять.



Комментарии (0)

Новый номер

Выпуск №1 - 2022 Скачать файл

Консультация эксперта

Задать вопрос и получить консультацию специалистов из разных областей

Ирина Газизова
Ирина Газизова, педагог и концертирующий музыкант, кандидат педагогических наук.