Статьи
«РАДОСТЬ ОБЩЕНИЯ: РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО СЕМИ ЛЕТ».
Сначала родители ждут, когда малыш произнесет свое первое «агу», потом умиляются его лепету, а позже начинают задумываться – нормально ли, что некоторые сверстники говорят лучше или еще не время бить тревогу? Что специалисты думают на этот счет, и как в норме развивается речь у ребенка? Можно ли самостоятельно понять – все ли в порядке?
Расставить все точки над «и» в редакции ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ попросили клинического психолога, основателя сети специализированных логоцентров «Детская академия речи» Анастасию Краминову.
Как в норме развивается речь?
1. Новорожденный малыш внимателен и чуток к интонации близких взрослых. Это тот период, когда сюсюканье полезно. Младенцу нравится мелодичная протяжная речь - так удобнее распознавать, что говорят мама или папа, и не путать родительские фразы с другими шумами. Малыш в этом возрасте реагирует гораздо лучше, если звучит эмоциональный голос, слова нараспев, а не сдержанная монотонная речь. Прекрасно помогают развитию речи детские песенки и колыбельные.
2. В первый год жизни, практически каждый месяц, есть прогресс в речи: в период с 1 до 3 месяцев он активно гулит (о-о-о, м-м-м, а-а-а), до полугода появляется подражание речи взрослого и активный лепет (гу-гу, агу-агу, ба-ба-ба и т.д.), с 6 до 9 месяцев продолжается подражание в произношении слогов (тя-тя-тя, па-папа, ня-ня и т.п).
3. В 1-1,2 года кроме простых слогов и протяжных гласных звуков, малыш должен активно подражать звукам автомобиля, пению птиц, животным. Ему нравится что-то произносить, и он активно все повторяет за взрослыми. В этом возрасте любые искажения, путаница в слогах и словах еще допустимы.
4. Словарный запас в 1,5 года – должен быть не меньше 100 слов. Малыш уже может использовать предложения вроде «мама, биби», «баба, дай». Короткие сочетания звуков, которые означают для ребенка что-то конкретное, тоже считаются словами. Например, ребенок может сказать: «ляля, бах», сообщая, что кукла упала. Ближе к 2 годам словарный запас в норме увеличивается до 20 слов, а в 2 года ребенок уже способен произнести фразу из 2-3 слов.
5. С 2 до 3 лет с каждым днем речь ребенка становится богаче и разнообразнее. К 3-м годам словарный запас – около 1500 слов, у него активная (но, скорее всего, еще с недостатками произношения) речь, и он способен сказать: «Я играю с красным мячиком». Скудный словарь (100 и меньше слов) с учетом звукоподражаний специалисты относят к задержке речевого развития.
6. Ребенку 4 года и родителям нужно понимать, что разница с трехлетним малышом в плане речевого развития должна быть колоссальной. Он уже способен общаться сложными фразами, может рассказать как прошел день в садике или интересную историю. При нарушении звукопроизношения помогут занятия с логопедом. В этом возрасте артикуляционную гимнастику, различные упражнения на автоматизацию звуков делать весело и легко, но главное – максимально продуктивно.
7. В 5 лет малыш легко может пересказать прочитанную мамой сказку или рассказ. У него развито воображение и фантазия. Это отличный период начинать обучение основам грамоты, математического счета, так как формируется самоконтроль и произвольность. Если есть трудности с вниманием, усидчивостью или проблемы в речевом развитии, лучше всего корректировать их на занятиях с логопедом или комплексными занятиями, включая нейропсихолога, чтобы в дальнейшем избежать трудностей в школьном обучении.
8. К 6 годам малыш уже полноценно пересказывает, произносит слова без искажений, подбирает к ним правильные окончания, выделяет лишний предмет в логических цепочках и считает в пределах 10, начинает осваивать чтение (читать по слогам), начинает активно знакомиться с письменной речью.
! Считается, что разные негативные события, стрессы могут стать причиной задержки речи. Специалисты уверяют, что проблем гораздо меньше в семьях, где с ребенком постоянно ведут диалог, общаются, помогают формулировать мысли, не игнорируют вопросы. Активный, и пассивный словарь малыша формируется с рождения – поэтому так важны любые занятия на развитие мелкой моторики, игры в мяч, чтение, пальчиковая гимнастика. Все это – будущая речь ребенка.
Когда нужен специалист?
Прежде всего, если на каком-то из этапов родитель понимает, что речь недостаточно хорошо развита.Тут не должно быть выжидательной тактики. Тревожный звонок, когда в голове все чаще всплывает фраза «может, перерастет». Времени терять не нужно, так как раннее обращение к логопеду и нейропсихологу даст более быстрый и яркий результат Если ребенок развивается по нормам речевого развития, в любом случае диагностика перед поступлением в детский сад и перед поступлением в школу важна. Это поможет родителям убедиться, что все хорошо и причин для беспокойства нет или, если потребуется квалифицированная помощь - наметить верный путь для коррекции.
Читать также:
Консультация эксперта
Ася Погребняк
Специалист в области детского творчества, дизайна интерьера и сознанного искусства