Top.Mail.Ru


Статьи

  —   КРАСОТА И ЗДОРОВЬЕ
Выбрать рубрику

КАК ЭКОПРИВЫЧКИ СЕМЬИ ПОМОГАЮТ РАЗВИВАТЬ ДЕТЯМ ГИБКИЕ НАВЫКИ

Автор: Ксения Лекс, Ксения Лекс, эксперт портала для родителей о детях ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ, специализируется на психологии и арт-терапии для женщин и мам, специалист в области саморефлексии, self-help и тайм-менеджмента.

В современных условиях быстро меняющегося мира важность эконавыков становится всё более очевидной. Они составляют большую часть нашего успеха в профессиональной деятельности.

Однако, многие родители и образовательные учреждения по-прежнему фокусируются на академических достижениях, считая, что они являются залогом успешной карьеры, забывая про творческий подход к решению задач, умение работать в команде, способность к эмпатии и быструю адаптацию к изменениям.

Портал «ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ» понимает важность развития экологических привычек для будущего успеха и самореализации ребенка, а также важность донесения этой информации до ответственных родителей.

  • Какие экологические привычки, привитые в детстве, способствуют успехам в учёбе и самореализации в профессии?

По данным исследования ученых из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги, гибкие навыки составляют 85% успеха человека в профессиональной деятельности, в то время как жесткие навыки лишь 15%.

Профессиональные навыки (HARD SKILLS – жесткие навыки)

Многие родители и педагоги считают, что главное — это хорошая успеваемость и глубокие профессиональные знания. Но сегодня успех также зависит от «надпрофессиональных» гибких навыков, таких как:

  • творческий подход
  • умение работать в команде
  • эмпатия
  • способность быстро адаптироваться к изменениям и т.д.

Гибкие навыки (SOFT SKILLS) — это универсальные умения, которые помогут ребенку достичь успеха в любой сфере жизни, независимо от выбора будущей профессии.Давайте исследуем, какие ключевые гибкие навыки можно раз

Давайте исследуем, какие ключевые гибкие навыки можно развивать у детей ежедневно, одновременно прививая им любовь к природе и способствуя формированию экологического мышления.

Поскольку экология представляет собой естественную и увлекательную область для детей, она становится идеальной средой для развития, обучения новому и установления семейных традиций в игровой форме. Это польза для всех сторон – детей, родителей, общества и окружающей природы.

Это основа, которая закладывает фундамент для будущего ребёнка и определяет его успех в:

  • учебе
  • социальных отношениях
  • и работе

ЭКОПРИВЫЧКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ И НАВЫКОВ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА

Почему важно развивать с детства навыки управления временем и самодисциплину?

В настоящее время мы замечаем уменьшение концентрации у детей из-за увлечения гаджетами и компьютерными играми, что отрицательно сказывается на учебе, мотивации при выполнении, порой самых простых, заданий от родителей, учителей, репетиторов, тренеров и т.д.

Планирование времени и организация своего пространства помогает детям:

  • Разбивать задачи на более мелкие и управляемые, что облегчает выполнение заданий.
  • Повышает продуктивность и помогает избегать беспорядка в заданиях и обязанностях.
  • Снижает стресс и позволяет детям более спокойно и эффективно справляться с повседневными задачами.
  • Умение организовать пространство (детская комната, учебное или игровое место) помогает детям снизить ощущение беспорядка, «вещевого шума» и суеты, что позитивно сказывается на их эмоциональном состоянии и концентрации внимания.
  • Развитие навыков тайм-менеджмента стимулирует саморегуляцию, помогая детям лучше управлять своими эмоциями и поведением.

ОРГАНИЗАЦИЯ СВОИХ ВЕЩЕЙ И ПРОСТРАНСТВА

Например, организация экологичного и удобного пространства дома. Создание домашней системы сортировки отходов, проведение экоуборки, формирования навыков минимализма как образа жизни,Zero Waste (ноль отходов) и т.д.

ЗНАКОМСТВО С ИНСТРУМЕНТАМИ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА

Ведение чек-листов и трекеров полезных экологических привычек, списков продуктов и вещей, маркировка предметов в доме для многоразового использования и т. д.

ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ЗАДАЧ И ОБЯЗАННОСТИ

Активное участие в экологических привычках семьи, распределение обязанностей между членами семьи.

УХОД ЗА ЖИВОТНЫМИ И РАСТЕНИЯМИ

Учит детей эффективно использовать свое время и ресурсы. У них появляется понимание цикличности и планирования действий.

1.1. ЭКОПРИВЫЧКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ЛОГИКИ

Умение критически мыслить — это способность находить нужную информацию в большом потоке данных, а затем оценивать её объективно и всесторонне, чтобы сформировать своё собственное мнение.

Это особенно важно в современном информационном обществе, где представлено множество данных и точек зрения в соц.сетях, сайтах, блогах и т.д.

Критическое мышление побуждает детей задавать вопросы, сомневаться, искать альтернативы и стремиться к самосовершенствованию.

Какие экопривычки могут помочь развивать этот ценный навык:

  • Развитие навыков осознанного потребления и умения выбирать товары, которые наносят минимальный вред окружающей среде.
  • Изучение информации об экологии и состоянии окружающей среды: книги, экологические блоги, фильмы, мастер-классы и другие источники.
  • Использование современных гаджетов и приложений, которые помогают нам вести экологичный образ жизни.
  • Участие в научных проектах для детей в детском саду и школе. Ведение календаря погоды и дневника наблюдений за природой. Проведение экологических экспериментов и т.д.

1.2. ЭКОПРИВЫЧКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ

Развитие пространственного мышления у детей способствует их полноценному познанию мира, улучшению учебных и практических навыков, моторики, развитию математических и творческих способностей, что является ключевым для их успешного обучения и развития во всех сферах жизни.

Какие экопривычки в этом помогут:

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРИРОДОЙ

Посещение парков и лесов позволяет детям наблюдать разнообразные элементы природы и развивает их способность восприятия трехмерных объектов.

КАРТЫ И ЭКОПУТЕШЕСТВИЯ

Дети могут научиться определять расстояния и ориентироваться в окружающем их пространстве, что помогает им создавать карты и развивать пространственное мышление.

САДОВОДСТВО

Помогает детям понять жизненный цикл растений и развивает пространственное мышление. Они учатся планировать посадки с учётом света и воды.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРУШКИ И ИГРЫ

Пазлы, лабиринты, головоломки, игрушки из природных материалов, квесты на экологическую тематику и так далее.

1.3. ЭКОПРИВЫЧКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ

Креативность важна не только в творческом самовыражении, как мы привыкли считать. Именно развитая креативность позволяет детям видеть новые возможности, разрабатывать инновационные идеи и творчески подходить к решению задач, что является основой успешного предпринимательства и развития новаторских проектов.

Креативные люди часто обладают лидерскими качествами, такими как принятие инициативы, умение вдохновлять других, решать проблемы и достигать поставленных целей.

Какие экопривычки способствуют развитию креативности:

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИРОДЫ

Разнообразие форм растений, строение природных объектов, изменения в красках и текстурах учат детей видеть в обычных вещах удивительное, помогают развивать воображение и творческие способности.

ВОПЛОЩЕНИЕ ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ

Создание детьми поделок, рисунков, коллажей и других творческих проектов на тему природы позволяет им выразить свои впечатления, развить воображение и научиться подходить к решению задач творчески.

ПРИРОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ В ТВОРЧЕСТВЕ

Использование природных материалов для создания поделок. Это учит детей новым способам применения материалов и развивает способность видеть потенциал в обычных объектах.

ЭКОПРИВЫЧКИ И ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

Создание полезных вещей из перерабатываемых материалов или вдохновение природой для создания своих творческих проектов.

1.4. ЭКОПРИВЫЧКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ

Имея опыт решения проблем с концентрацией внимания, связанных со синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у своего сына, могу сказать, что накопленные нами экопривычки эффективно действуют вместе с другими мерами компенсации СДВГ. Например, наши совместные мероприятия на природе, в первую очередь, улучшали нервную систему и помогали ребенку отдохнуть от избытка информации.

Что можно использовать родителям для развития концентрации внимания:

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРИРОДОЙ И САДОВОДСТВО

Регулярное наблюдение за животными, птицами и растениями требует внимания и терпения. Так дети учатся фокусироваться на деталях и формировать навык длительного внимания.

КАРТЫ, ЭКОТУРИЗМ, КВЕСТЫ И Т.Д.

Умение ориентироваться по картам, геокэшинг, экологические квесты на природе развивают внимательность, ориентацию в местности и концентрацию внимания.

МЕДИТАЦИЯ НА ПРИРОДЕ

Пребывание на свежем воздухе, слушание птиц или шума волн, медитация на природе помогают детям сосредоточиться, успокоить ум и улучшить концентрацию внимания. Этому способствуют методы софрологии и японское искусство синрин-йоку (лесные ванны).

1.5. ЭКОПРИВЫЧКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Развитие эмоционального интеллекта помогает детям осознавать свои эмоции, контролировать их проявление, адаптировать поведение к различным ситуациям и эффективно реагировать на стрессовые ситуации.

Почему же в настоящее время детям бывает труднее распознавать чувства других людей? Дело в том, что в эпоху гаджетов и соц.сетей стало меньше личного общения межу людьми.

Даже близкие связи, такие как родители и дети, проводят много времени, погруженные в мир смартфонов. Это затрудняет способность детей читать эмоции, снижает их эмпатию и навыки общения.

Какие экопривычки помогут развивать эмоциональный интеллект:

ЭМПАТИЯ, СОЧУВСТВИЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Ухаживание за растениями, животными или участие в экологических проектах развивает эмпатию, сочувствие, терпение и ответственность.

УВАЖЕНИЕ И ПОНИМАНИЕ РАЗНООБРАЗНОСТИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Изучение разнообразия природы и окружающей среды помогает уважению к различиям. Это развивает толерантность и доверие по отношению к другим, стремление соблюдать этические нормы и формировать эмоциональную интеллигентность.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ, СОЛИДАРНОСТЬ

Участие в экологических мероприятиях с семьей и друзьями помогает укрепить эмоциональную связь и учит эмпатии, сотрудничеству и солидарности — это важно для всех возрастов.

2. ЭКОПРИВЫЧКИ И ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Финансовая грамотность помогает детям научиться эффективно управлять своими деньгами, планировать бюджет, осуществлять разумные траты и накопления, что является важным навыком для финансовой независимости и безопасности взрослой жизни.

Экопривычки для финансовой грамотности:

ЭКОНОМИЯ РЕСУРСОВ

Дети учатся ценить материальный ресурс и понимать его стоимость, что пригодится для планирования бюджета семьи.

УТИЛИЗАЦИЯ И ПЕРЕРАБОТКА ОТХОДОВ

Формирование привычки рационального использования вещей, отходов и ресурсов. Навыки их вторичной переработки позволяют экономить деньги.

РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ

Учит детей правильно распределять деньги на еду, отдавая предпочтение более полезным продуктам, формирует навыки экономии и рационального питания.

ВЫБОР ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТОВАРОВ

  • Побуждает задуматься о качестве товара и его воздействии на свое здоровье и окружающую среду.
  • Способствует развитию навыков осознанного покупателя: анализа, сравнения и выбора оптимального товара, учитывая соотношение цены и качества.

3. Как осознанность и экопривычки помогают улучшать физическое и ментальное здоровье семьи?

ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ:

ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ

Садоводство, подвижные игры, прогулки, туризм или велосипедные прогулки на свежем воздухе способствуют увеличению физической активности семьи, укреплению иммунитета, физической формы и повышению общего самочувствия.

ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ

Экопривычки могут включать в себя выращивание собственных фруктов, овощей и трав (на участке или на балконе). Это помогает обеспечить здоровое и натуральное питание для всей семьи.

Приготовление блюд из экологически чистых продуктов улучшает качество питания и вкусовое разнообразие, способствует укреплению здоровья.

МЕНТАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ:

ЧУВСТВО ОТВЕТСТВЕННОСТИ И УКРЕПЛЕНИЕ САМООЦЕНКИ

Участие детей в экологически важных делах позволяет им почувствовать себя полезными и ответственными. Это укрепляет самооценку и уверенность в себе.

СВЯЗЬ С ПРИРОДОЙ И ЭМПАТИЯ

Проведение времени на свежем воздухе улучшает настроение и снижает стресс, способствует выработке серотонина (гормона счастья). Наблюдение за природой и живыми существами развивает эмпатию и сочувствие у детей.

ОБЩЕНИЕ С СЕМЬЕЙ

Совместные усилия семьи по заботе о природе укрепляют отношения между членами семьи. Это формирует семейные ценности, традиции, связь поколений, коммуникацию и взаимопонимание.

ПРОФИЛАКТИКА МЕНТАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Экопривычки помогают уменьшить вероятность развития шопоголизма (ониомании), зависимости детей от гаджетов, а также снижают риск возникновения цифрового слабоумия, информационной псевдодебильности и тревожности.

4. С чего начать: доступные родителям способы развития экопривычек для формирования у детей гибких навыков и эмоционального интеллекта

НАЧНИТЕ С ПЛАНИРОВАНИЯ:

  • ОЦЕНКА ТЕКУЩИХ ПРИВЫЧЕК И ПОВЕДЕНИЯ СЕМЬИ

Начните с анализа текущего образа жизни семьи и выявления областей, где можно улучшить экологическую совместимость.

  • ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ

Определите конкретные цели, которых вы хотели бы достичь. Разбейте их на небольшие шаги и задачи для удобства.

  • ВЫБОР КОНКРЕТНЫХ ЭКОПРИВЫЧЕК

Изучите различные экологические привычки и выберите те, которые легко можно внедрить в жизнь вашей семьи. Начните с выбора 1-2 простых и и интересных вам экопривычек.

  • СОЗДАНИЕ ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ
  • ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВСЕХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ

Разработайте конкретные шаги и установите временные рамки для каждого этапа плана. Ведите учет выполнения плана экопривычек и отмечайте достижения.

Обсудите с детьми и другими членами семьи план, распределите обязанности и поощряйте совместные усилия по их внедрению.

Найдите для каждого мотивацию и поощрение.

ПРОСТЫЕ ЭКОПРИВЫЧКИ

Все эти мероприятия нам знакомы из нашего детства иуже стали неотъемлемой частью нашей жизни с детьми. Однако я призываю вас рассмотреть их с другой стороны и увидеть дополнительные выгоды от возможности включать в ряд обычных занятий элементы, способствующие полезному развитию детей в сфере навыков будущего и вклада в экологию.

ПРОГУЛКИ

Проведение времени на свежем воздухе в парках и заповедниках помогает детям узнавать и ценить окружающий мир.

ЧТЕНИЕ КНИГ И ОБЩЕНИЕ

Совместное чтение детских книг о природе и экологии, обсуждение флоры, фауны и экосистемы развивает понимание взаимосвязей и стимулирует мыслительные процессы.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

  • Участие в экологических мероприятиях и благотворительных акциях, детских клубах и кружках обучает навыкам работе в команде.
  • Посещение экскурсий, музеев на экологическую тему развивает исследовательские навыки.
  • Ощущение собственной важности в делах по защите природы и совместный полезный досуг с семьей способствует развитию эмоционального интеллекта и укреплению самооценки.

ИГРЫ И ТВОРЧЕСТВО

  • Организация игр и творческих занятий на свежем воздухе.
  • Создание поделок из натуральных материалов.
  • Обустройство экологичного места для учебы и игр для ребенка.
  • Игрушки из безопасных натуральных материалов и развивающие игры-впечатления, вместо лишних игрушек.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ДОМА

  • Обучение утилизации отходов (разделение мусора на биоразлагаемый, бумагу, пластик, стекло и т.д.)
  • Создание специальных контейнеров для сортировки отходов.
  • Пожертвование вещей в благотворительность и т.д.

ЭКОНОМИЯ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ

  • Внедрение правила выключения света при выходе из комнаты.
  • Использование энергосберегающих ламп и бытовых приборов и т.д.

Вы можете создать свой собственный набор экологических привычек, который подойдет именно вашей семье. Необязательно делать все сразу и следовать чужим стандартам. Каждый долгий путь начинается с одного шага. Результаты вас обязательно порадуют!

Главный секрет формирования полезных экопривычек семьи — делать все с любовью и удовольствием!



Комментарии (0)

Новый номер

Выпуск №1 - 2022 Скачать файл

Консультация эксперта

Задать вопрос и получить консультацию специалистов из разных областей

Ирина Газизова
Ирина Газизова, педагог и концертирующий музыкант, кандидат педагогических наук.