Статьи
ПСИХОЛОГ ОЛЕГ СПАССКИЙ: «ПОЧЕМУ МАЛЬЧИКИ НЕ ПЛАЧУТ?»
Что значит, в наше время быть мужчиной? Многие удивятся, узнав, что некоторые методы воспитания мальчиков, которые заложены в культурный код, сегодня являются неактуальными. Более того, слепое следование безэмоциональной системе воспитания сыновей может привести к опасным последствиям – проблемам с физическим и психическим здоровьем, невозможности строить отношения и т.д.
О том, как правильно воспитывать мальчика, развивать его эмоциональный интеллект расскажет гость редакции ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ системный семейный психолог Олег Спасский.
- Каковы распространенные в обществе представления или стереотипы, из-за которых мальчики чувствуют себя некомфортно при выражении своих эмоций?
- Стереотипы о поведении мальчиков неразрывно связаны с представлениями о традиционной мужской роли. В нашей культуре мужчин хотят видеть защитниками или добытчиками, а поведения, соответствующего этим образам, ждут от мальчиков с самого раннего возраста. «Ууу силач! Богатырь!» – скажут про младенца, трясущего над головой погремушкой. Плачущий мальчик на детской площадке чаще столкнется с рационализацией, чем с принятием своих чувств. «Ничего страшного! Подумаешь царапинка, пройдет! Надо было крепче держаться!» Сочувствие принято адресовать девочкам, а мальчики будто должны понять, что их чувства — это что-то опасное, и что от них нужно скорее отказаться. Чувствительностью, ранимостью и чуткостью придется пожертвовать, чтобы быть принятым дома или в школе. Взамен мальчикам предлагается самоутверждение, отстранённость и псевдонезависимость. Как правила этой «игры» усваиваются мальчиками по мере взросления, можно заметить на примере дружбы: эмоциональная близость и теплота отношений в начальной школе становится нежелательной к старшим классам, отношения с друзьями становятся более холодными, а «лучшие друзья» постепенно перестают существовать.
Главным (и часто единственным) одобряемым чувством у мальчиков является гнев. Гнев поощряют, подкрепляют, им стараются заменить «неправильные» чувства. Считается, что гнев свойственен мужчине, а, например, грусть – нет. Грустный мужчина вызовет у окружающих больше тревоги, чем агрессивный – с этим то хоть понятно, как говорить, а с грустным что-то явно глубоко не так! Да и самому мужчине тревожно испытывать грусть: это и стыдно, и нужно спрятать, и как отделаться от этого поскорее – непонятно.
- Каким образом родители могут поощрять эмоциональное выражение мальчиков с раннего возраста?
- Здоровое отношение к эмоциям рождается там, где их проявляют, замечают и проговаривают. То есть когда в эмоциях вообще есть коммуникативный смысл. Примерно, как с речью или ходьбой, которые развиваются не «потому что», а «для того, чтобы».
Ребенка, независимо от гендера, с самого раннего возраста можно учить обращаться с эмоциями. Хорошо об этом пишет Джон Готтман в своей книге «Эмоциональный интеллект ребенка». Там процесс воспитания разбит на 5 этапов, где родитель:
- Учится понимать эмоции ребенка.
- Говорит об эмоциях и обучает эмоциям.
- Сочувственно выслушивают ребенка и признает его чувства.
- Помогает найти слова для определения эмоций, которые испытывает ребенок.
- Вместе с ребенком изучает варианты решения проблемы, одновременно устанавливая границы.
- Каковы потенциальные долгосрочные последствия подавления эмоций у мальчиков и как это может повлиять на их психическое здоровье и отношения по мере взросления?
- В этом месте я бы уточнил, что базовое отсутствие опыта проживания различных эмоциональных состояний у мужчин приводит к тому, что до подавления даже не доходит – эмоции просто не дифференцируются. В тоже время, стресс, вызванный усвоенной необходимостью подавлять собственные эмоции, в различных исследованиях демонстрирует положительную связь с психическими дисфункциями, такими как депрессия, личностные расстройства, а также с проблемами физического здоровья, такими как болезни сердца, проблемы с кишечником, головные боли, бессонница и аутоиммунные расстройства. Но проблемы со здоровьем – это видимая часть. Психологи чаще сталкиваются с тем, что мужчины, испытывающие затруднения в эффективном переживании эмоциональных состояний и реагировании на них, формируют стратегии дистанцирования, чтобы помочь себе справиться. Эти стратегии со временем перерастают в формы зависимостей, такие как алкоголизация, игровая зависимость, лудомания и другие.
Ну и, пожалуй, стоит упомянуть о том, что мужчины, ограниченные в эмоциональном выражении, в большей степени склонны к применению физического насилия в близких отношениях по отношению к партнеру, а также нередко совершают насилие в отношении себя.
- Можете ли вы предложить стратегии или методы, которые помогут мальчикам эффективно управлять и выражать свои эмоции?
- Мы не можем ждать от ребенка того, чего не делаем сами, в том числе – по отношению к нему. А когда речь идет о такой табуированной теме, как мужские эмоции, без личного примера точно не обойтись. Поэтому, если взрослый (и особенно – папа) будет открыто говорить о своих чувствах, принимать и поддерживать, сочувствовать или экологично грустить (например), это существенно расширит границы допустимого репертуара и у сына.
- Как культурные и семейные сценарии влияют на способность мальчика открыто выражать эмоции?
- Сценарии мужской роли предполагаются обязательными для большинства мальчиков и мужчин, которые чувствуют, что у них нет другого выбора, кроме как соответствовать. Робкие голоса отзывчивых мальчиков презрительно высмеиваются, потому что их называют голосами слабых, зависимых и уязвимых.
Общество через литературу, кино и нарративы в соцсетях приветствует дерзких, смелых, вечно ищущих приключений мальчишек, не останавливающихся перед трудностями. Нет, эмоциям место тоже найдется, можно даже поплакать! Но только после великой мучительной победы, и не слишком долго. А если где-то переусердствовать, под удар может попасть статус «настоящего мужчины», за потерю которого предполагаются самые разные санкции.
- Какую роль эмпатия играет в эмоциональном взрослении мальчиков и как ее можно воспитать?
- Когда говорят об эмпатии, обычно имеют ввиду когнитивную эмпатию (понимание чувств другого человека) и аффективную эмпатию (способность разделять эмоции другого человека). Эмпатия важна для регуляции в близких отношениях, понимания морали и просоциального поведения. Так или иначе, эмпатия играет ключевую роль в подавлении нежелательного поведения подростков, например, правонарушений и агрессии. Можно бесконечно твердить ребенку про правила, про то, как себя вести хорошо, а как – не очень, но без развитой способности сопереживать, конструкция из «норм» будет довольно хлипкой.
Путь к развитию эмпатии лежит через умение идентифицировать и проживать собственные чувства. Только научившись понимать, что происходит внутри нас, мы можем понять, что происходит с другим человеком.
- Какие ресурсы или системы поддержки могут быть полезны родителям, стремящимся воспитать эмоционально зрелых сыновей в обществе, которое может недооценивать эмоциональное выражение мальчиков?
- Я думаю, что быть родителем мальчиков, которые гибки и свободны в эмоциональном выражении – довольно трудно. И это не только про воспитание эмоционального интеллекта. Это и про способность противостоять общественному мнению, которое, будто надзорный орган, следит за тем, чтобы гендерные роли исполнялись «правильно» и в полном объеме. Родители, которые выбирают этот непростой путь, меня искренне восхищают! Чтобы поддержать их в этом стремлении, я посоветую книгу «Новая мужественность» Джастина Бальдони. В ней через вопрос «что значит быть мужчиной сегодня», можно найти ответы о том, зачем мальчикам и мужчинам вообще понадобились эмоции.
Читать также:
АНАСТАСИЯ ШЕВЧЕНКО: «Важно показать ребёнку, что он может ошибаться, это не стыдно и не страшно!»
Консультация эксперта
Евгения Бойко
Клинический психолог, консультант по организации детского сна, развития детей и адаптации к детскому саду.