Статьи
СТИММИНГ: ЧТО ЭТО И КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ?
Когда ребенок время от времени произносит одни и те же слова и/или фразы из мультиков, издает странные звуки, раскачивается или делает другие определенные движения, многие считают, что это типичное поведение при аутизме или расстройстве аутистического спектра.
Но это не совсем так. Вернее, подобные проявления могут случаться и у нормотипичных детей. Даже взрослым свойственно повторять определенные действия при переутомлении или в момент отдыха.
Например, жевать прядь волос или покачивать ногой без причины. Однотипные действия и движения называют стимами. Нужно ли беспокоиться при подобном нарушении?
Рассказывает эксперт: Анастасия Краминова, клинический психолог, основатель сети специализированных логопедических центров «Детская академия речи» специально для ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ.
Стимами называют повторяющиеся движения, которые необходимы ребенку, чтобы расслабиться и получить положительные эмоции. Подобная аутостимуляция может приобретать разные формы. Один ребенок будет «летать» как птица, другой – делать хлопки, третий – раскачивать тело из стороны в сторону, четвертый – произносить какие-то фразы.
Как правило, стимы не несут никакого вреда (если это не самоагрессия). Это всего лишь способ успокоения, получение удовольствия в тот момент, когда ребенку дискомфортно. Но если у малыша диагностированы определенные нарушения в развитии, стимминг может быть небезопасным, например, если малыш бьет себя каким-то предметом или бьется головой о стену. Лучший способ оградить ребенка и родителей от последствий, найти вместе с корректирующим специалистом безопасную и спокойную замену.
Детям с аутизмом и РАС, стимы просто необходимы. Так малыш может расслабиться, легче справляться с внешними раздражителями, которых у него гораздо больше, чем у обычных детей. Также это способ выразить свои эмоции. Другими словами, это естественный процесс, как обед или чистка зубов – стимы у детей с различными нарушениями довольно интенсивные.
Когда появляются?
Первые стимы начинают встречаться у ребенка примерно в 1,5 года. Волноваться не стоит, если другими симптомами это не сопровождается. В этом возрасте ребенок активно познает мир и определенные повторяющиеся движения, действия просто необходимы, чтобы тренироваться, балансировать, получать удовольствие от того, как высоко поднимается ножка при походке или ручка, когда он едет в коляске. Ребенок будет взрослеть и стимминг исчезнет.
Позднее, яркое проявление может встречаться при смене обстановки и образа жизни. Чаще всего, это происходит во время поступления в детский сад и школу. Почему ребенок начинает себя успокаивать? Это реакция на стресс, перемены, компенсация психологического дискомфорта и тревоги. В течение небольшого времени это вариант нормы, но если кроме стимов родители наблюдают резкое изменение поведения, настроения, то игнорировать состояние нельзя – все может перерасти в серьезные неврологические нарушения. Лучший способ понять состояние своего ребенка - обратиться за консультацией к врачу.
Лечим или нет?
Рассматривать стимы как единственное нарушение, конечно, нельзя. Родители
должны обращать внимание на комплекс симптомов и, если есть причины для беспокойства, отправиться к специалисту. Что должно насторожить?
1. Дефициты во время коммуникации, игры, внимании и интеллектуальном развитии;
2. Когда стимы происходят очень часто и при любом даже незначительном раздражителе;
3. Если стимминг очень вредит и мешает привычной жизни, а при попытке отвлечь ребенка, происходит агрессия.
Родители не смогут сами понять, есть ли нарушение или речь всего лишь о возрастном временном явлении. При малейшем беспокойстве, сначала нужно посетить детского невролога, а тот, в свою очередь, направит на дополнительное обследование, если оно необходимо. Если стимы – часть симптомов при подозрении на РАС или СДВГ, понадобится помощь детского психиатра.
Иногда родители путают стимы с моторными тиками, и это действительно похожие явления. Разница в том, что тики в большинстве случаев развиваются в старшем дошкольном возрасте, непроизвольно и, в отличие от стимов, ребенок пытается их контролировать.
Как помогать ребенку?
- в 1,5-2 года очень важно, когда большую часть времени ребенок проводит с близким человеком – мамой, бабушкой, няней. Он должен быть на ручках, когда хочется, много и полноценно отдыхать;
- в 4-6 лет нужно постараться научить ребенка какому-то способу самоуспокоения. Детям нравится спать с определенной игрушкой, принимать теплую ванну перед сном, слушать колыбельные на ночь и т.д.;
- при повышенной психологической нагрузке (смена места жительства, новая группа в садике или новый класс) важно увеличить общение. Ребенок должен иметь возможность делиться эмоциями, рассказывать обо всех событиях и переживаниях;
- в старшем возрасте корректировать поведение при беспокойстве родителей нужно с помощью определенных специалистов. Но если стимы эпизодические, не мешают привычным будням, ничего делать не нужно.
Читать также:
ЗАБОТА ИЛИ ГИПЕРОПЕКА: КАК НЕ НАВРЕДИТЬ РЕБЕНКУ В СТРЕМЛЕНИИ ПОМОЧЬ?
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
Консультация эксперта
Анастасия Шевченко
Педагог, логопед, автор книг, развивающих тетрадей и программ для детей, руководитель онлайн-школы для педагогов.