Top.Mail.Ru


Статьи

  —   ТВОРЧЕСТВО И РАЗВИТИЕ ,   ЛЮДИ И ИСТОРИИ
Выбрать рубрику

ИРИНА ГАЗИЗОВА: "Не обязательно отдавать ребёнка в "музыкалку", чтобы он полюбил музыку"

Автор: Наталья Шимина, Анна Воронцова, фото из личного архива героини

Музыка ― особый вид искусства, который не только дарит эстетическое удовольствие, но и даёт возможность развивать память, образное мышление, фантазию и даже математические способности.

В гостях у портала ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ Ирина Газизова ― педагог и концертирующий музыкант, кандидат педагогических наук. Ирина ― автор 30 научных статей и курсов по музыкальному образованию детей и взрослых. Об отношении с музыкой в семье, о голосе, слухе и нотной грамоте читайте прямо сейчас.

― Расскажите о себе, как Вы стали заниматься музыкой?

― Мне с детства очень нравилось слушать музыку. Я слушала её на пластинках, родители включали музыку в качестве фона. Это, можно сказать, было «фоновое знакомство» с музыкой.

Лет в девять мне захотелось иметь гитару. Где-то нашёлся самоучитель, и я училась по нему самостоятельно. В это же время я пробовала играть на разных инструментах. Никто меня не учил, просто было желание подбирать мелодии. Я брала у деда гармошку, что-то наигрывала. Музыкантов у нас в семье не было, никто не учился музыке специально: дед играл на гармошке, подбирая на слух, мамины братья тоже тоже осваивали этот инструмент сами.

Когда я училась в шестом классе, к нам пришла преподавательница из музыкальной школы, набиравшая себе учеников, и я решила пойти. Я пришла в музыкальную школу сама, родителям нужно было только оплачивать обучение.

Во время учёбы в музыкальной школе у меня появилось большое желание участвовать в конкурсах, выступать на концертах, и я решила связать свою дальнейшую судьбу с музыкой: закончила музыкальное училище, потом консерваторию. У нас был оркестр, с которым мы ездили за границу на конкурсы, фестивали, много раз выступали в Европе. Также во время обучения в консерватории я преподавала в музыкальных школах.

По окончании консерватории я поступила в аспирантуру и стала работать над диссертацией. Теперь я кандидат педагогических наук, обучаю игре на различных музыкальных инструментах: домре, балалайке, гитаре, укулеле,создаю онлайн-курсы для взрослых, детей и педагогов. Также я являюсь солисткой Сочинской филармонии.

― С чего начинать знакомство с музыкой?

― На мой взгляд, музыка окружает нас везде. Если обратить внимание на то, сколько звуков мы слышим в повседневной жизни, мы поймём, что живём в мире музыки и звуков. Это может быть шум леса или же звук машин, и мне кажется важным научить ребёнка слышать эти фоновые звуки. Кроме этого, есть музыкальные звуки, которые звучат в концертных залах, которые записывают для разных проигрывающих устройств профессиональные музыканты. Важно показать ребёнку весь существующий спектр музыки, познакомить его с оркестрами.

Сейчас есть очень много возможностей привести детей на выступления народных, симфонических, духовых оркестров по абонементу. Даже просто проходя мимо летних площадок в парках, следует обратить внимание ребёнка на то, какая музыка там звучит.

Знакомство ― это передача своего опыта. Того опыта, который есть у родителя. Я считаю это очень важным, потому что маленький ребёнок ориентируется в жизни не на каких-то посторонних людей, для него самое главное ― это его родители и опыт, который ими накоплен.

Родители, совершенствуя себя, могут прививать интерес ребенку. Если они, допустим, хотят узнать что-то новое, в первый раз сходить в филармонию, им стоит взять с собой ребёнка.

― Может ли родитель сам определить, что у ребёнка есть музыкальные данные?

― Мне кажется, что если у родителя нет специального музыкального образования, ему будет довольно сложно определить узкоспециальные музыкальные данные. Но родитель может заметить тягу ребёнка к музыке. Например, ребёнок любит слушать, напевать что-то во время игры, использует какие-то песни или мелодии, которые когда-то услышал. Если в любимом мультике постоянно повторяется одна и та же песенка, дети могут её запомнить и потом пропевать, и это тоже один из критериев того, что ребёнка интересует музыка, то есть одна из форм музыкальной памяти.

Есть дети, которые любят слушать именно музыку. Они могут садиться на открытой площадке, где играют музыканты, и слушать ― им интересен мир звуков, мир, воспринимаемый на слух.

Вообще музыка связана с определённой формой взаимодействия с миром. Есть визуалы, воспринимающие мир зрительно, а есть аудиалы, для которых важны звуки. Аудиалов меньше, но они сразу проявляют себя через интерес к разным видам звуков.

― Часто говорят, что если нет слуха, то заниматься музыкой не получится...

― Нужно определиться, что следует понимать под слухом. Доказано, что только два процента всех жителей планеты не имеют ритмического чувства. Мы все имеем чувство ритма, поскольку живем в определённом ритме. Просто оно может быть по-разному в нас заложено изначально.

Дальше идёт музыкальный слух ― это то, как мы слышим и потом можем воспроизвести голосом высоту звуков. Это уже другой критерий, более тонкий, и в основном имеют в виду именно это. Но учёные доказали, что и эту способность можно развивать путём тренировок. Есть люди, которые недостаточно воспроизводят возможности, заложенные от природы, но с помощью регулярных занятий начинают слышать всё лучше и лучше.

Да, координация соответствующих участков мозга очень сложна, но определённые действия по развитию слуха могут привести к успеху. Последнее время я вижу тенденцию к тому, что обучать музыке можно практически любого ребенка, просто с разной степенью успешности.

Но, опять же, более талантливые дети бывают не очень трудолюбивы, как бы уповают на свой талант. Это очень большое заблуждение, потому что любой талант, не огранённый трудолюбием, не может достичь в музыке большого успеха.

― Как связаны слух и голос?

― Когда говорят: «У меня нет голоса» ― это ещё одно заблуждение. Голос есть у всех людей, кроме глухонемых, просто мы по-разному способны к воспроизведению звуков. Вопрос в том, насколько музыкально чисто мы можем петь и воспроизводить мелодию. И вот здесь на первый план как раз выходит то врождённое или приобретённое многими занятиями развитие мелодического слуха.

Есть очень много методик для развития этой тонкой координации ― чтобы в мозгу произошла сцепка правильно услышанного и правильного воспроизведённого потом собственным голосом.

― Как в семье выстраивать отношения с музыкой, чтобы она стала частью воспитания?

― Почему-то со времён Советского Союза сохранилось убеждение, что ребёнка надо обязательно отдавать в музыкальную школу, иначе он не разовьётся музыкально. На мой взгляд, это заблуждение, потому что в семье можно и нужно выстраивать музыкальное воспитание.

Мы можем в семье слушать музыку, вместе ходить на концерты, петь песни, которые нам нравятся. Мы с сыном и дочерью завели такую традицию ещё с детского сада. Когда дети были совсем маленькие, я включала им детские песенки и они могли что-то повторять. В детском саду они всегда что-то разучивали к утренникам. Забирая детей из сада, я спрашивала: «Какую вы сегодня песенку учили?» Они могли напеть первые строчки. Я приходила домой, находила в «Гугл» эту песню, включала ― и мы всей семьёй её разучивали.

Можно брать музыку из понравившихся мультфильмов, можно пробовать играть на музыкальных инструментах. Однако бывает так, что родителям в детстве очень хотелось заниматься музыкой, но по каким-то причинам им это не удалось, и теперь они начинают проецировать несбывшиеся ожидания на своих детей. Я против такого подхода.

Сейчас у взрослых есть очень много возможностей, чтобы попробовать реализовать свои детские желания. Можно пройти онлайн-курс или найти репетитора и заниматься. Дети очень чувствительны к этому. Когда я увлеклась укулеле, мужу тоже очень захотелось попробовать. Мы устраивали дома музыкальные вечера: он садился, брал инструмент, дочка тоже брала укулеле, сын ― какой-нибудь барабанчик, потому что и ему хотелось участвовать, и мы учили какие-то детские песенки.

Это не обязательно должны быть звуковысотные инструменты, как фортепиано или укулеле, это могут быть какие-то инструменты шумового порядка: металлофон, или колокольчики, или ударные, например маракасики. Когда у вас дома есть момент игры, когда хочется потанцевать, сбросить напряжение, можно устраивать такие домашние посиделки, брать в руки инструменты и играть всем вместе.

― Правда ли, что если знаешь нотную грамоту, то можно играть на любом инструменте?

― Очень хороший вопрос, и я бы ответила на него утвердительно. Конечно, нотная грамота очень помогает универсально владеть разными инструментами. Если преодолеть этот начальный этап, то потом легко можно совершенствоваться в каком-то процессе. Человеку, знакомому с музыкальной грамотой, легче осваивать новый инструмент. Однако, если он учился играть, например, на фортепиано в музыкальной школе, знает нотную грамоту, но, чтобы перейти на струнные, всё равно нужен определённый запас терпения, потому что это немного другая специфика.

― Как можно помочь ребёнку и родителю с выбором инструмента?

― Иногда можно просто спросить, и ребёнок сам вам ответит. Если он ещё маленький, то можно ходить на оркестровые концерты для детей. Там обычно представляют каждый из инструментов, ребёнок может увидеть и услышать, как они играют, и, может быть, ему что-то понравится.

Почему часто дети, когда их записывают в музыкальную школу, выбирают фортепиано? Потому что на музыкальных занятиях в детском саду они видят его чаще всего. Нужно расширить этот спектр.

Если он видит фортепиано в детском саду, где он может услышать гитару? Если играет кто-то из ваших друзей, попросите показать ребёнку этот инструмент.

Моментом выбора может быть и стечение обстоятельств. Например, подруга с мужем ходили танцевать и брали с собой дочь. Танцевальный руководитель была еще и флейтисткой и иногда что-то наигрывала. Ребёнок это увидел и влюбился в флейту, а потом пошёл в музыкальную школу.

Иногда следует выбирать по физиологическим особенностям: например, детям, которые страдают лёгочными заболеваниями, советуют учиться играть на блокфлейте, потому что при этом хорошо развивается грудная клетка. Отправляют учиться на блокфлейту также детей, которые не очень чисто говорят, потому что там посыл звука идёт с помощью языка, что, конечно же, тренирует язык. Я слышала, что струнные очень хорошо развивают мозг, но мне кажется, что развивает ребёнка любой инструмент, будь то баян, фортепиано или какой-то другой.

― Расскажите пару историй о ваших учениках и их музыкальных открытиях.

― В данный момент я занимаюсь с учениками на частных уроках, и у меня есть несколько историй, как дети развиваются в этом процессе.

У меня есть ученик, который живёт на Дальнем Востоке, и мы с ним начали заниматься укулеле онлайн. Я видела, с каким интересом он занимался, его высокую мотивацию. Ему было тогда восемь лет, и я предложила его маме найти у себя в городе музыкальную школу, так как в онлайне невозможно дать весь спектр музыкальных возможностей.

У меня почему-то было ощущение, что ему нужно учиться играть на трубе, но я не стала это озвучивать. Они пришли в музыкальную школу― и записались на трубу. С тех пор он очень успешно выступает на концертах и продолжает заниматься у меня на укулеле.

Я заметила, что когда родители поддерживают ребёнка в его музыкальных стремлениях, когда им самим нравится, как ребёнок играет, или они сами тоже играют, то процесс проходит более творчески и более успешно.

Среди моих учеников есть девочка шести лет и её мама. Мама не имеет музыкального образования, но немного играет на укулеле. После двух месяцев занятий, хотя девочка ещё не очень-то умела играть, я предложила им сочинить песенку. Она получилась настолько интересной, что теперь каждый урок мы играем песенку про котика, который помогает маме убираться.

Я стараюсь привить детям склонность оформлять свои музыкальные фантазии в мелодию. Стараюсь, чтобы каждый мой ученик мог не только выучить то, что написал композитор или кто-то ещё, но и сам мог что-то сочинить.

― Ваши пожелания читателям портала?

― Дорогие читатели, мне очень хочется, чтобы вы и ваши дети получали от музыки прежде всего удовольствие и огромный ресурс. Музыка поистине ресурсна, если найти на вдохновляющем вас направлении педагога, который будет с заботой относиться к ученикам.

Мне хочется пожелать, чтобы музыка всегда была в ваших сердцах, чтобы вы не боялись идти в музыку. Если на вашем жизненном пути что-то, связанное с музыкой, не получилось, есть масса возможностей вернуть это радостное ощущение, научиться играть, научиться слушать музыку.

Понравилась статья? Пишите свои мысли и комментарии по этой теме. Будем рады, если вы расскажете о нас в социальных сетях. Остались вопросы ― задайте их Ирине Газизовой в разделе «Консультации».



Комментарии (0)

Новый номер

Выпуск №1 - 2022 Скачать файл

Консультация эксперта

Задать вопрос и получить консультацию специалистов из разных областей

Ася Погребняк
Специалист в области детского творчества, дизайна интерьера и сознанного искусства