Top.Mail.Ru


Статьи

  —   РОДИТЕЛЬСТВО
Выбрать рубрику

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ И ЗАМЕЧАТЬ В ДЕТСКИХ РИСУНКАХ

Автор: Гульназ Ахмадиева, фото: https://ru.freepik.com

Психологи не устают заявлять о важности детского рисунка как инструмента анализа психологического состояния ребёнка, понимания его настроения и отношения к миру. Редакция ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ поможет родителям распознавать тревожные сигналы в детских рисунках и определять истинные эмоции малыша.

Когда анализируем

Чтобы проверить в порядке ли эмоциональный фон малыша, можно специально попросить нарисовать рисунок на указанную тему. Помните, что рисование - это составляющая разностороннего развития ребёнка, поощряйте рисование. Сначала рисуйте вместе с малышом, подсказывая, как рисовать и что рисовать. Набравшись опыта, юный художник уже сам будет придумывать, что изобразить. Поэтому анализируют рисунки детей старше 3-х лет. До достижения трехлетнего возраста дети предварительно не задумывают будущий рисунок. А вот уже по мере взросления творчество становится осознанным, и ребёнок уже изображает на бумаге то, что изначально придумал в голове. Это как раз то, на что необходимо обратить внимание. Также не делайте выводы на основании одного рисунка, учитывайте минимум 5-10 рисунков, выделяйте общие тенденции и признаки.

Как анализируем

Обратите внимание на следующие нюансы:

  • Нажим карандаша. Если некоторые детали выполнены с сильным нажимом, тщательно заштрихованы, возможно, в этих предметах заложен тайный смысл. Сильный нажим - признак агрессии или злости по отношению к заштрихованному человеку.
  • Композиция рисунка. В зависимости от того, каким образом расположены предметы и люди на рисунке, можно сделать выводы о значимости родителей, сестёр, братьев или о восприятии ребёнком собственной ценности.
  • Размеры изображений. Обратите внимание на соотношение размеров предметов, нет ли непропорционально больших или маленьких объектов на рисунке.
  • Сюжеты. Насторожитесь, если ребёнок рисует на тему смерти, агрессии, взрыва, авиакатастрофы или автомобильной аварии. Проверьте, откуда ребёнок получает негативную информацию.
  • Цвета. Использование преимущественно тёмных и серых оттенков говорит о подавленном состоянии малыша. Если ребёнок выбирает яркие цвета и краски, это говорит о психологической стабильности и уверенности ребёнка в себе.

Что анализируем

Психологи рекомендуют «тестовые» рисунки, которые ребёнок выполнит по просьбе родителя. Предоставьте полную свободу в процессе, выборе цветов. Предпочтительнее использовать карандаши для оценки уровня нажима в рисунке. Не подсказывайте, где что добавить или изменить.

  • Рисунок «Моя семья». Классический сюжет, по которому отслеживается состояние ребёнка и взаимоотношения с остальными членами семьи.
  • Рисунок «Я». Здесь обратите внимание на то, где на странице ребёнок себя расположит, как прорисует части тела, какие цвета будет использовать. Например, четко прорисованные пальцы, «руки-грабли» свидетельствуют о внутренней агрессии. Маленькая голова указывает на невнимательность ребёнка к деталям окружающего мира. Если ребёнок располагает себя внизу или с краю листа, возможно, малыш не уверен в себе или обделён вниманием.
  • Рисунок «Дерево». Посмотрите, как ребёнок нарисовал ствол, ветви, листья. Узкий и слабый ствол также указывают на неуверенность и подавленность, а отсутствие ветвей или их маленькое количество - на проблемы взаимодействия ребёнка с окружающим миром.

При неоднократных проявлениях тревожных сигналов в рисунках ребёнка рекомендуется обратиться к психологу, который подтвердит или опровергнет опасения. При обнаружении проблем будет предложена работа с психологом, от которой лучше не отказываться для развития уверенной в себе и гармоничной личности.



Комментарии (0)

Новый номер

Выпуск №1 - 2022 Скачать файл

Консультация эксперта

Задать вопрос и получить консультацию специалистов из разных областей

Елена Белоногова
Врач-педиатр, невролог, кандидат медицинских наук, специалист в области неврологии детского возраста