Статьи
КОМУ ИЗ РОДИТЕЛЕЙ В ДЕКРЕТЕ ЖИТЬ ХОРОШО?
В гостях редакции ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ Яна Катаева, семейный психолог, автор книги «Какая такая любовь, у нас же дети». Яна анализирует отношения между родителями после рождения детей и предлагает способы поиска гармонии и устойчивости в семье.
В 2018 году 13 700 российских отцов ушли с работы в декрет. В масштабах страны это совсем немного ― 2% от числа всех ушедших в декретный отпуск. Но представьте, почти 14 000 мужчин сделали такой необычный для нашей страны выбор.
Судя по их блогам в Инстаграме (@vitalikpapa, @papa_v_dekrete, @dekretnyi_papa), их волнует всё то же, что декретных мам, находящихся в декрете: здоровье детей, развитие, питание, воспитание. Папы вполне справляются с детьми, тем более что в декрет идут не самые патриархальные папы, а психологически гибкие.
Все они говорят о том, как рады разделять со своим ребёнком первое сказанное им слово и первый шаг, как дорожат глубокой эмоциональной связью с ним. И всё же, конечно, в таком раскладе есть сложности. Первая группа сложностей ― всё те же, с чем сталкиваются семьи с мамой в декрете. Один родитель (угадайте, какой) страдает от невозможности иметь хоть немного жизненного пространства лично для себя, от отсутствия контроля за своей жизнью, подчинённой теперь заботе о ребёнке, от «дня сурка». Иногда завидует второму, такому свободному, способному выпить кофе в тишине и одиночестве. Ждёт второго родителя, чтобы разделить с ним все скопившиеся за день эмоции и получить помощь.
Второй родитель работает, переживает рабочие стрессы, чувствует, как на плечи давит ответственность за содержание семьи, и ощущает внутреннее право дома отдохнуть. Но, приходя домой, сталкивается с усталостью, нервозностью партнёра и множеством ожиданий в свой адрес.
Согласно исследованиям, 67% женщин недовольны отношениями с партнёром в первый год после рождения ребёнка. Исследований того, насколько довольны семейной жизнью мужчины, ухаживающие за ребёнком, я не встречала, но предполагаю, что они испытывают не меньшую неудовлетворённость. Есть некоторые данные западных исследователей по гомосексуальным парам ― и там то же самое: тот, кто остаётся дома с ребёнком, часто недоволен и предъявляет претензии к тому, кто ходит на работу.
Это естественно: партнёр, остающийся один на один с малышом в четырёх стенах, выдерживает огромную эмоциональную нагрузку и имеет высокие ожидания от второго партнёра и в том, что касается помощи с ребёнком и в домашних заботах, и в части удовлетворения эмоциональных потребностей. Ждёт от партнера, что всё время после работы тот будет заниматься ребёнком, много рассказывать о своих делах и много слушать, проявит необходимое признание, уважение и восхищение, которого так не хватает в декрете. К моменту прихода работающего партнёра домой находящийся в декрете родитель часто бывает уставшим и нервным.
Действительно, трудно оставаться любящей парой в первые годы после рождения детей, кто бы из родителей ни находился в декрете.
Вторая группа сложностей характерна именно для семей, в которых с детьми остаются папы.
Смелые папы в декрете сталкиваются с удивлением и зачастую неодобрением родственников и знакомых. Да и с собственными сомнениями. Ведь они делают нестандартный для нашего общества выбор, вопреки тому, как были воспитаны.
Смелые жёны пап в декрете имеют дело с собственными сомнениями, чувством вины («что я за мать?»). Очень переживают за эмоциональную связь с ребёнком. Одна такая мама, вышедшая на работу, потому что после эмиграции она смогла найти работу, а муж – нет, говорила с горечью: «Прихожу домой уставшая как собака. Они сидят, играют мирно. Им словно и без меня неплохо». Работающие папы часто испытывают сходные чувства, но им легко спрятаться за гендерную роль отца-добытчика. Работающая мама, наоборот, вступает в конфликт с традиционной женской ролью, к которой её готовили.
И всё же у таких семей хорошие шансы на гармонию в семейных отношенииях, или, как минимум, устойчивость, потому что:
1. Это изначально партнёрские отношения. Иначе такое решение вряд ли было бы принято и прижилось бы. Когда пара может обсуждать, слушать и слышать, многое решаемо. Как раз в семьях, где мужу вынь да положь милую, ласковую, опрятную жену, уводящую детей от папы («дайте папе отдохнуть!»), стоит ему поднять бровь, больше вероятность глубокого разлада. Никто из нас не хочет быть для партнёра лишь исполнителем гендерной роли.
2. Работающая мама, когда приходит домой, более включена в заботы о детях и хозяйстве, чем работающий папа. Партнёр в декрете получает от второго партнёра больше помощи и поддержки.
3. Папе исключительно полезно побыть в маминой «шкуре» и понять, что это такое на самом деле ― уход за маленьким ребёнком. Маме тоже, конечно, полезно, побыть в «шкуре» добытчика, который должен соответствовать на работе и, приходя домой, заступать на «вторую смену».
Опыт скандинавских стран, где оба родителя идут в декретный отпуск по очереди и папа в декрете ― абсолютная норма, показывает, что чем больше пап в декрете, тем лучше. У папы крепкая связь с ребёнком, папа с мамой лучше понимают друг друга, семья более дружная и цельная.
Вряд ли эта тенденция станет у нас массовой в ближайшее время. Но постепенно декретных пап и в России будет больше. Надеюсь, тогда мужчины в целом станут более реалистично смотреть на декретный «отпуск».
Консультация эксперта
Павел Кожевников
Детский хирург, уролог-андролог, ассистент кафедры урологии НГМУ, преподаватель курса по детской урологии-андрологии.