Статьи
КАК И ВО ЧТО ИГРАТЬ С МЛАДЕНЦЕМ?
Когда малыш уже дома, то кроме своих основных занятий – сна и еды, он еще немного бодрствует. Постепенно этих минут становится все больше, и приходит время для игр. Через них можно общаться с ребенком, знакомить его с миром и развивать. Редакция ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ сделала подборку полезных игр с первых дней крохи и до полутора лет.
0-3 месяца
Время, когда самое важное – общение с мамой. Массаж, песенки, ласковые слова и нежные руки, – основные «ингредиенты» любых игр с младенцем. В процессе можно развивать зрение, слух и тактильные ощущения.
Тренируем глазки. Первое время взгляд у ребенка блуждает, поэтому можно помочь ему сосредотачиваться на каком-то предмете. Для этого повесьте над кроваткой игрушку и периодически привлекайте ей внимание вашего «исследователя», не делая резких движений. Процесс лучше сопровождать ласковыми словами, потешками. Затем можно слегка покачивать игрушку, водить из стороны в сторону. Примерно через неделю малыш научится следить за перемещениями предмета, а затем станет замечать его детали. Следующий этап – закрепите над кроваткой яркие погремушки, показывайте разные предметы, рассказывая чаду, что это. Маленький зритель привыкнет к этим вещам и через некоторое время станет приветствовать их улыбкой и гулением. Но держите «развлекалки» не ближе 40-50 см от личика, так как у всех новорожденных – дальнозоркость.
Развиваем слух. Помощники – погремушки и колокольчики, звучание которых привлекает внимание. Отлично подойдут колыбельные и записи звуков природы. Наклоняясь над ребенком можно напевать простые слоги: та-та, гу-гу, ля-ля. Так вы настроите дитя на гуление. С 4 месяцев в ответ на речь взрослых чадо будет пытаться вести диалог, издавая звуки.
Развиваем осязание. Очень важно знакомить младенца с миром через прикосновения. Можно сочетать легкую гимнастику с потешками: «Погладим ручки, погладим ножки! Вот так! Теперь животик. Коснемся щечек. Раз-два!».
Проведите пёрышком или прядью своих волос по личику, животику и ножкам, подуйте теплым или прохладным дыханием на кожу, покатайте мячик по телу малыша. Можно показывать младенцу, что поверхности у предметов бывают разные: положите ему на ладошку свой палец, ребенок сожмет кулачок. Точно также можно вкладывать ему в ручку разные по фактуре вещицы. Такие игры развивают тактильную память.
Можно поиграть во время массажа или пеленания. Погладьте маленькие ручки, ножки, нежно пощекочите пальчики, поцелуйте животик, скажите имя сына или дочки, покачайте на руках, изображая качели, поднимите вверх чуть выше ваших глаз. Такие тактильные игры дарят чувство защищенности, укрепляют контакт с мамой и папой, знакомят с пространством, учат чувствовать тело.
3-6 месяцев
Ребенок очень стремится к познанию: охотно трогает попадающиеся предметы и тянет их в рот, чтобы исследовать. В этот период нужно позволять крохе активно все изучать, следя при этом за его безопасностью. Например, диаметр предметов – не менее 4 сантиметров, вещь должна быть без острых углов, граней, мелких деталей и сделана из экологически чистых материалов.
Для развития тактильных ощущений можно поиграть в «Узелки». Завяжите на узкой ленте через каждые 10 см по узелку и дайте этот «тренажер» в ручку ребенку. Медленно тяните за ленту, чтобы малыш успевал прочувствовать и осознать объем завязанной ткани, ощутить разницу между гладкой поверхностью и выпуклой.
Не забывайте про тренировку слуха. Используйте в играх приятные по звучанию музыкальные инструменты. Идеальны – маракасы, бубен, металлофон, поющие чаши.
Читайте потешки, совмещая их с действиями. Можно осваивать первые книжки со сказками, выразительно читая диалоги героев и делая акцент на мимике. Маленький слушатель будет учиться различать интонации.
Для развития вестибулярного аппарата полезны упражнения на гимнастическом мяче. Отличная идея – «танцевать» на руках с ребенком под приятную музыку, сделать мини-зарядку, слегка покружить, покачать.
Перед полугодием в занятиях можно использовать первые образные игрушки: фигурки животных, фруктов, сказочных героев. Важно не только их показывать, но и рассказывать, что это или кто. А как здорово прямо на ходу сочинить целую историю!
Игры – это всегда здорово! Но психологи советуют соблюдать несколько правил:
- Свободу детям! Не заставляйте кроху заниматься, если он не настроен на общение или в плохом настроении.
- Во время игр важно менять положение ребенка, чтобы он не уставал.
- Избегайте резких и пугающих движений.
- Проявляйте эмоции, не будьте скупы на ласковые слова и нежные интонации в голосе.
А как вы играете с вашими малышами, делитесь в комментариях!
Читать также:
В ОНЛАЙН-ШКОЛАХ РАСТЕТ ПОПУЛЯРНОСТЬ КУРСОВ ПО ЛИЧНОСТНЫМ НАВЫКАМ
Консультация эксперта
Ася Погребняк
Специалист в области детского творчества, дизайна интерьера и сознанного искусства