Статьи
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРЕОДОЛЕТЬ НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ?
Успешное развитие ребёнка может затрудняться, если у малыша по какой-то причине нарушается или задерживается формирование чувства уверенности в себе, в своих возможностях и силах.
Редакция ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ расскажет, что такое неуверенность ребёнка в своих способностях и почему она формируется в детском возрасте.
Неуверенность в себе ― это заниженное представление о собственных возможностях. Психологи считают, что не существует такого врождённого набора черт личности, который формирует неуверенного в себе человека. Давайте проследим причины возникновения у ребёнка чувства неуверенности в своих силах:
1. Родительская неуверенность
Как робкие родители реагируют на любую жизненную ситуацию? Обычно они говорят, что «лучше не высовываться, не пробовать, чтобы не оказаться в заведомом проигрыше». То есть безопаснее не вступать в соревнование с обстоятельствами и с окружающими людьми. Когда у ребёнка что-то не получается, такие родители комментируют это следующими словами: «Вот видишь, не надо было и пробовать, ты ведь не самый умный, не самый сильный…» Вот и первый урок жизни; другие лучше, умнее меня. Когда возникает новая ситуация, в которой нужно проявить инициативу, опыт подсказывает ребёнку: лучше бездействовать, спрятаться. Независимо от того, какая у детей наследственность, неуверенность родителей в себе передаётся детям, которые воспроизводят их низкую самооценку. Замечено, что первенцы в семье чаще страдают заниженной самооценкой, имеют больше проблем в общении с окружающими, чем их младшие братья и сестры. Дело в том, что, когда в доме появляется первый ребёнок, родители испытывают множество беспокойств по его поводу. Тревога взрослых в отношении того, насколько они справляются со своими родительскими обязанностями, передается ребёнку.
2. Психологические особенности черт личности родителей
Родители вполне благополучны и уверенны в себе, однако всякий раз, когда ребёнок оказывается на грани какого-то испытания, они точно так же, как в вышеописанной схеме, стараются удержать его от действия или даже обесценить уже достигнутый им успех.
Здесь случай посложнее, и, возможно, речь уже идёт о глубинных, спрятанных от чужих глаз особенностях личностей родителей. Эти «внутренние слои «Я» у внешне успешного человека могут быть особенно ранимыми и болезненными. Но пока речь идёт о собственной деятельности, человек умеет, пусть с трудом, преодолевать свои страхи. Когда же речь заходит о ребёнке ― сверхценном втором «Я» родителей, страхи прорываются, и родители делают всё, чтобы удержать его от дальнейших действий. Если ребёнок уже что-то сделал и сделал успешно ― взрослые, интуитивно предвидя опасность последующих действий, стараются представить явный его успех как неудачу, чтобы в следующий раз неповадно было пробовать. Всё это делается неосознанно, причина скрывается от самих себя, но результат всё тот же ― робкий ребёнок. Возможна и другая причина такого поведения взрослых ― боязнь потерять власть.
3. Проблемы ребёнка в проявлении собственной инициативы
Считается, что инициативность у ребёнка развивается в дошкольном возрасте, и это качество в наибольшей мере проявляет себя в игре. Игра ― это та сфера, где и ребёнок, и взрослый свободны: человек может неподконтрольно представлять в воображении или строить в игровом действии любые ситуации. Сами рамки игры делают эти действия и ситуации неопасными. История развития общества создала игру, кажется, именно для того, чтобы человек мог пробовать себя, не опасаясь за последствия.
Ребёнок примерно с трёх лет начинает осознавать связь между своим действием и его последствиями. Поэтому с этого возраста можно говорить о какой-то минимальной ответственности. Какие-то действия ребёнка, конечно, приводят к нежелательным последствиям и требуют обсуждения, возможно, даже осуждения. Но мерой этого осуждения должны быть объективные характеристики ситуации, а не родительское «нравится – не нравится».
В возрасте игры (от 3 до 7 лет) ребёнок особенно чувствителен к порицанию или одобрению. Именно с трёх лет начинается активное освобождение ребёнка от родительской опеки. Можно смотреть на это радуясь, а можно ― всё более настораживаясь: «Если так дальше пойдёт, что же мне останется?» Скорее всего, такому ребёнку суждено всю жизнь мучиться угрызениями совести, переживать, что его действие кого-то обидело, кому-то принесло вред. Если в возрасте игры ребёнка часто осуждали или наказывали за инициативу, скорее всего, чувство вины останется у него навсегда. И не следует успокаивать себя тем, что вина ― основа совести. Это не так. Совесть ― инструмент анализа своего поведения, вина ― тупик для действия.
И если, взрослея, ребёнок научится хотя бы частично преодолевать собственную робость, то позже, когда родители начнут стареть, этот повзрослевший ребёнок будет действовать в угоду родителям, принося в жертву свою карьеру, семью, будущее.
Видеть, как ребёнок отрывается от тебя, боязнь потерять его ― непростое испытание для родителей. Но пережить его с достоинством, веря, что истинные отношения никогда не разрушатся, ― прямая родительская обязанность.
4. Проблемы ребёнка в формировании собственной самооценки
Самооценка ― качество уникальное. И на её успешное формирование в детском возрасте оказывают влияние многочисленные факторы: сверстники, педагоги, ситуации удач и поражений. К примеру, когда ребёнок идёт в школу, он попадает во власть новых людей, менее озабоченных его будущим, нежели родители. По этой причине ребёнка нужно с самого раннего детства обучать грамотным стратегиям поведения.
Рекомендации по формированию у ребёнка навыков уверенности в себе
1. Старайтесь не сравнивать своего ребёнка с другими детьми.
Более верный путь ― научить ребёнка сравнивать себя «сегодняшнего» с собой «вчерашним» и видеть себя «завтрашнего». Вы можете сказать своему ребёнку: «Вчера ты не мог этого делать, но сегодня ты это сделал. Я горжусь тобой». Или: «Сегодня ты опять принёс двойку. Но завтра, если сделаешь то-то и то-то, можешь принести оценку выше». Всегда оставляйте ребёнку шанс измениться к лучшему. Такой подход откроет ему перспективы своего развития и создаст благоприятную почву для формирования чувства уверенности в своих силах и в своих широких возможностях.
2. Примите своего ребёнка таким, какой он есть.
Часто родители хотят, чтобы их ребёнок обладал какими-то конкретными достоинствами, которые они особенно ценят. Стремясь воспитать в своём малыше эти качества, родители не замечают или не ценят других, какими ребёнок реально обладает. Любые маленькие личные победы ребёнка над самим собой: научился ли он правильно завязывать шнурки, пользоваться ложкой или победил в школьной олимпиаде, соревновании ― ничто не должно пройти мимо родительского внимания. Цените всё, даже если лично для вас не интересны его успехи в какой-то области и вы ждёте других достижений.
3. Учите ребёнка обдумывать возможные альтернативы своих поступков или замыслов.
Если вы вместе с ребёнком обдумаете несколько альтернативных целей и возможностей их осуществления, это даст ребёнку, да и вам тоже, особое отношение к его перспективам. В таком случае даже возможное при неудаче чувство неуверенности в себе не будет носить тотального характера, а может быть логично включено в картину мира, и, следовательно, будет иметь свое логичное начало и свой логичный конец.
4. Никогда никому не говорите о своем ребёнке плохо.
Ни в коем случае не называйте ребёнка такими словами, как «глупый», «невезучий», «нет способностей» и т.д. Постарайтесь даже не думать в таком негативном ключе. Может так случиться, что вы окажетесь единственными, кто верит в вашего ребёнка. Если не вы, тогда кто?
5. Позвольте вашему ребёнку хотя бы иногда, спорить с вами.
Если вы сделали это, то пойдите дальше: позвольте ему убедить вас в чём-то для него очень важном. Если у вас получилось, то позвольте ребёнку хотя бы раз поступить так, как он считает нужным, даже если вы с этим категорически не согласны. Таким образом вы учите ребёнка формировать собственное мнение, а следовательно, уверенность в себе.
Примеры игр для развития уверенности в себе:
Упражнение № 1. «Мое имя»
Взрослый подробно рассказывает о значении имён. Специально подготовьтесь и узнайте, какое значение имеют имена родственников ребёнка, его друзей, педагогов. Затем предложите ему нарисовать (или нарисуйте вместе с ним) картину на тему «О чём говорит моё имя». Постарайтесь сделать её яркой и красочной, в образной форме подчеркнув особые свойства, которое имеет имя ребёнка. Если вас посетит вдохновение, попробуйте придумать для ребёнка историю о герое, который носит такое же имя, тем самым вызывая чувство гордости за свое имя.
Упражнение № 2. «Волшебная палочка»
Эта игра может иметь как познавательное содержание, так и особую эмоциональную направленность. Ребёнок берёт в руки любой предмет — это «волшебная палочка» — и превращает играющего с ним взрослого или других детей в те или иные «образы». Затем партнёр по игре «превращает» самого ребёнка. «Превращения» могут быть разными (их подсказывает взрослый) — в цветы, в буквы, в животных, в птиц, в виды спорта, в любимых героев.
Конечно, необходимо следить, чтобы дети использовали положительные образы. Иногда дети сами просят, чтобы их превратили то в одного героя, то в другого. Возможно, этот выбор спорный, но даже если взрослому кажется, что выбранный герой не очень положительный (например, волк), можно пойти навстречу ребёнку. Возможности нравственного анализа детей могут быть ограничены, и ребёнок выбирает такого героя часто потому, что он «сильный», «может постоять за себя», желая иметь именно эти качества в себе, а остальных просто не замечая.
Итак, подведём итог, причина детской робости — низкая самооценка. Возникает она в общении с другими людьми, прежде всего — с родителями, конкретнее — в ситуации, когда оценивается действие ребёнка. Если опыт неудач перевешивает опыт успехов — вывод однозначен: у ребёнка формируется заниженная самооценка. При этом совершенно неважно, каким на самом деле оказалось действие — успешным или нет, важно, как его оценили. Даже если мы имеем дело с полным провалом, его можно, конечно, представить как трагедию, а можно — как урок на будущее.
Если мы хотим, чтобы наши дети были готовы к тем испытаниям, которые ждут их в жизни, если мы хотим, чтобы они были успешными, надо всеми силами стараться, чтобы они ещё в детстве собрали свой «багаж успехов». И, несомненно, с таким опытом у них всё получится!
Читать также:
АЛЕКСАНДР КОВАЛЁВ: «Важно научить ребёнка распознавать опасность»
Консультация эксперта
Елена Белоногова
Врач-педиатр, невролог, кандидат медицинских наук, специалист в области неврологии детского возраста