Статьи
ПОЧЕМУ С ДЕТЬМИ ВАЖНО И ПОЛЕЗНО ИГРАТЬ?
Игра является для ребёнка тем же, чем речь является для взрослого. Это средство для выражения чувств, исследования отношений и самореализации. Когда детям предоставляется такая возможность, они разыгрывают свои чувства и потребности примерно так же, как это делают взрослые. Одним из самых эффективных методов в работе с детьми является игровая терапия.
Редакция ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ выяснила, почему играть с детьми не только интересно, но и полезно. Рассмотрим этот метод подробнее.
Игра — символический язык для самовыражения, и игра может открыть взрослым, что пережил ребёнок, как он реагирует на то, что пережил, какие чувства испытывает при этом, какие желания, мечты и потребности возникают у ребёнка и каковы особенности его «Я-концепции»*.
* «Я-концепция» — это система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности, образ собственного «Я».
Цели игровой терапии:
- помогает ребёнку словесно выразить свои чувства и эмоции;
- помогает ребёнку выразить неосознаваемые конфликты и уменьшить эмоциональное напряжение;
- расширяет круг интересов ребёнка;
- является средством для работы с механизмами психологической защиты** (например, вытеснения проблемы).
**механизм психологической защиты — понятие, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на уменьшение отрицательных переживаний.
Показания к игровой терапии:
- эмоциональные состояния после развода родителей;
- снижение тревоги у детей;
- облегчение состояния при соматических заболеваниях;
- ослабление агрессивного поведения;
- улучшение успеваемости в учёбе;
- уменьшение затруднений в общении;
- коррекция эмоциональных состояний детей, подвергшихся насилию или живущих в условиях психической напряженности и т. п.
Игровой материал
Игрушки, подобные вещам в реальной жизни:
- куклы;
- домики;
- посуда;
- машины;
- медицинский набор и т. п.
Игровой материал для снятия агрессии и страхов:
- солдатики;
- монстры;
- оружие;
- маски волка, бандита, чудовища и т. п.
Игровой материал для развития творческого мышления:
- пластилин или глина;
- краски, карандаши и фломастеры;
- конструкторы, мозаика и т. п.
Этапы игровой терапии:
I этап: установление контактов и свободная игра с ребёнком, знакомство с игровой комнатой.
II этап: введение в игру ребёнка какой-либо ситуации, напоминающей психотравмирующее событие с помощью специально подобранных игрушек. В процессе разыгрывания психотравмирующей ситуации ребёнок управляет игрой и тем самым перемещается из пассивной роли пострадавшего в активную, деятельную роль (что само по себе обладает лечебным эффектом).
III этап: продолжение свободной игры ребёнка.
Ведущему игровой терапии следует заранее составить предполагаемый план игры с учётом возраста и особенностей эмоционального состояния ребёнка, а также конечной цели игровой терапии.
Метод игровой терапии предполагает как индивидуальную игру ребёнка, так и ролевые игры в детской группе, когда перед игрой распределяются роли среди детей. Аналогичным средством терапии является рисунок. Так же, как и игра, рисунок является основным коммуникативным средством ребёнка. Игра и рисование могут дополнять и переходить друг в друга.
Ведущий игровой терапии должен:
- Наблюдать за процессом игры: как играет ребёнок, как подходит к игровому материалу, что выбирает, чего избегает? Каков основной стиль его поведения? Трудно ли ему переключиться? Хорошо или плохо организовано его поведение? Каков основной сюжет его игры?
- Анализировать содержание игры: темы одиночества, агрессии; много ли несчастных случаев происходит?
- Оценивать навыки общения ребёнка: чувствуется ли контакт с ребёнком, пока он занят игрой? Вовлечён ли ребёнок в игру или он не в состоянии во что-либо вовлечься?
- Осуществлять контакт с ребёнком по ходу игры. Если в игре повторяются одни и те же ситуации, можно задать вопросы, касающиеся реальной жизни ребёнка: «А дома ты любишь всё расставлять по местам?»
- Привлекать внимание ребёнка к эмоциям, которые владеют им по ходу игры: «Мне кажется, что эта кукла-папа очень недовольна своим сыном».
- Возвращать ребёнка к ситуациям его жизни: «А ты когда-нибудь дрался, как эти два солдатика?»
- Не прерывать течения игры — дождаться естественной паузы.
Остались вопросы, задайте их нашим специалистам в разделе КОНСУЛЬТАЦИЯЧитать также:
КАК ВОЙТИ В ШКОЛЬНЫЙ РИТМ ПОСЛЕ КАНИКУЛ?
КАКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДЕТ ИНТЕРЕСНА РЕБЁНКУ?
Консультация эксперта
Ася Погребняк
Специалист в области детского творчества, дизайна интерьера и сознанного искусства