Статьи
КТО ТАКОЙ КЛОУН С АПТЕЧКОЙ?
Микстура доброты, таблетка спокойствия, бинт милосердия, эликсир внимания ― то, что в современном суетном мире необходимо как отдельному ребёнку, так и семье в целом.
Всё это, как в компактной аптечке, есть в Автономной некоммерческой организации «Партнёры по радости». О том, в каких случаях можно и нужно применять эти гуманные «лечебные средства», редакция ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ поговорила с директором организации Натальей Шиминой.
― Наталья, мы привыкли видеть вас в образе доктора-клоуна. Но, похоже, вы всё чаще выходите из больниц в общество…
― Да, первые шаги наша организация делала, стараясь скрасить одиночество ребёнка в больнице, поднять ему настроение. Сейчас у нас много разных направлений деятельности: мы выпускаем оригинальные раскраски для детей, которые долго находятся в больнице или дома на лечении, проводим творческие мастерские для семьи, работаем с ребятишками, у которых есть особенности развития.
― Во внимании нуждаются ведь не только болеющие дети. Тепла и ласки порой не хватает ребятишкам из нормальных, благополучных семей. Родители заняты работой, личной жизнью, увлечениями. А собственного ребёнка словно не замечают: им неинтересно с ним играть, общаться — легче купить какую-то игрушку или модный гаджет. Поэтому дети бывают порой очень одинокими и покинутыми.
― Сейчас мы переключаемся именно на мероприятия для всей семьи. Например, наш информационный портал ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ посвящён взаимоотношениям детей и родителей. Сейчас немало сайтов и журналов для мам. Но папы тоже хотят участвовать в воспитании детей! Поэтому особое внимание мы будем уделять роли отца в семье.
― Расскажите о вашей работе с семьями поподробнее.
― Летом мы стараемся проводить мероприятия на открытом воздухе. Например, в День семьи, любви и верности мы организуем праздник «Привет, ромашки!». Для ребёнка выходной день, проведённый с мамой и папой, — радость и восторг! Семье важно собираться вместе, чтобы чувствовать себя командой, где один за всех и все за одного.
Мы впервые в Томске в прошлом году устроили День пап. Он прошёл на «ура»! Конечно, главы семей были в центре внимания, но помогали им все домочадцы. Папы участвовали в конкурсах на силу, смекалку, интеллект, креативность. Например, мы предоставили мужчинам невзрачные картонные коробки, краски и предложили создать дом мечты. Результат оказался впечатляющим!
Папы, взяв в руки кисточки, увлеклись живописью. Дети увидели своих отцов с неожиданной стороны. Оказывается, они могут не только ходить на работу в деловом костюме, играть в компьютерные игры или пропадать с друзьями на рыбалке. Они умеют отгадывать загадки, отжиматься, рисовать, шутить и смеяться. В глазах детей засветились удивление, восхищение и уважение.
Приятно было видеть, что семьи сплотились в едином творческом порыве. Мы вручили им поощрительные призы, причём такие, чтобы семьи могли и следующие выходные провести вместе: одним подарили сертификат на прогулку на велотандеме, другим — сертификат на семейную фотосессию…
У нас в обществе есть стереотип, что ребёнка должны воспитывать и учить в детсаду, в школе. Но самые главные друзья и наставники для малыша ― его родители. Мне кто-то однажды сказал: чаще бери ребёнка за руку и читай ему книги. Это разовьёт его кругозор и научит думать. А главное, он запомнит твоё тепло и ласку, твою мудрость, твой голос на долгие годы. Хочется посоветовать это всем родителям.
― Одному человеку, пожалуй, с таким объёмом работы не справиться. У вас есть неравнодушные единомышленники?
― Конечно. Специалисты в нашей команде ― люди активные, творческие, сердечные. Они работают как волонтёры, но, благодаря грантовой поддержке, мы имеем возможность выплачивать им небольшую зарплату.
К примеру, у нас есть педагог-дефектолог и арт-терапевт в одном лице ― Галина Сенинг. Она ведёт такой проект, как домашнее визитирование: выезжает к детям с особенностями развития, делает с ними специальную зарядку, лепит, рисует. Галина использует методики, которые положительно влияют на память, речь, зрение, мелкую моторику. Её подопечные развиваются прямо на глазах.
В семьях, где есть особенный ребёнок, клоунов всегда ждут ― знают, что вместе с ними приходят радость, улыбки, заряд бодрости. Мы не просто чудим, а используем разные терапевтические игры, специальный реквизит. И дети с удовольствием вовлекаются в наши затеи и забавы. Замкнутые ребятишки становятся более открытыми, доверчивыми и контактными.
Часто семьи сами нас находят. Например, ребёнку с ДЦП сделали сложную операцию на ногах, ему предстоит длительная реабилитация ― два месяца постельного режима. Родители беспокоятся о том, что малышу будет скучно и грустно. И чтобы скрасить будни ребёнка, приглашают нас. Мы работаем со всей семьёй, чтобы развеять депрессивную атмосферу, царящую в доме.
У клоунов есть свой негласный этический кодекс. Когда мы приезжаем в семью ― не лезем никому в душу, ни о чём не расспрашиваем, не соболезнуем, не охаем и не ахаем. Мы стараемся вести себя максимально деликатно, чтобы никого не ранить и не обидеть.
― В больницы вы по-прежнему ходите?
― Да, мы регулярно выезжаем в детские больницы Томска. Причём не только развлекаем маленьких пациентов, но и развиваем их. Наши специалисты ― арт-терапевт и психолог ― проводят занятия, снимающие тревожность, повышающие аппетит, помогающие переносить болевые ощущения от процедур. Дети под их чутким руководством рисуют, мастерят разные поделки, разыгрывают представления с пальчиковыми куклами.
Одна девочка нарисовала кучу монет и банкнот. И пояснила, что счастье заключается в обладании большим количеством денег. Психолог постаралась донести до ребёнка, что такие жизненные ценности, как дружба, любовь, здоровье, уважение, достоинство, нельзя купить за деньги. Спустя время девочка принесла рисунок, на котором, помимо денег, были люди: парень, дарящий девушке букет, играющие дети…
― В больницы не всегда пускают даже близких людей. А как воспринимают клоунов в лечебных учреждения?
― По-разному. Некоторые боятся излишней экспрессивности, нарочитости, фальшивости цирковых клоунов. Наши весельчаки иные ― они естественные, тактичные, добрые. Мы не навязываем детям развлечений, как шумные аниматоры. Не морализируем, не учим, не ругаем. Мы стараемся создать пространство для игры в унылых больничных стенах.
Врачи к нам относятся по-разному. Не было такого, чтобы нас «отваживали», запрещали заниматься с детьми. Просто некоторые доктора не видят в нас помощников и ничего не делают для того, чтобы клоуны появлялись в больнице регулярно. Другие, наоборот, нас горячо приветствуют и благодарят за то, что мы не даём ребятишкам «уйти в болезнь».
Например, в детском отделении Томского кардиоцентра нас всегда ждут. Там понимают, что смех благотворно влияет на деятельность сердца. Работаем мы не только с маленькими пациентами… Ребёнку сделали укол, он всплакнул, а потом ему фокус показали ― и он уже смеётся. А взрослые всё тревожно анализируют, волнуются, переживают, поэтому им тоже нужны «укол спокойствия», добрая шутка, моральная поддержка.
Кроме того, мы обучаем родителей пальчиковым играм, чтобы они могли в больничных условиях разыгрывать для свои малышей кукольные представления. Но мы стараемся не навязываться, если дети или родители не хотят нас видеть. У нас есть своё профессиональное достоинство.
― Есть ли у вас какие-то требования к тем, кто хочет стать клоуном? Ведь, наверное, не каждый может нацепить красный нос и дурачиться?
― Особых требований к внешности у нас нет, нам важен характер, психология человека. Каков уровень его тревожности, агрессии, креативности, душевной гибкости, чуткости. Как человек различает эмоции, чувствует настроение, может ли он быть интересным, артистичным, умеет ли импровизировать. Есть люди ― прирождённые клоуны, с богатой мимикой, пародийным талантом. Большая удача, если они включаются в нашу команду.
Кстати, у нас накопилось уже немало историй о неожиданных и забавных случаях в больницах. Иногда возникают такие ситуации, которые мы называем подарками судьбы. Например, приходим в больницу, а уборщица моет полы. Эту заурядную работу весёлый и находчивый клоун может превратить в комедийное действо. Взяв в руки швабру, он начинает драить полы так старательно и неуклюже, что все покатываются со смеху.
Больничной клоунадой мы занимаемся уже пятый год. Люди профессионально выросли за это время. Поэтому мы хотели бы, чтобы больничную клоунаду воспринимали как социальную профессию, чтобы у нас была возможность оплачивать людям деятельность, в которую они вкладывают много душевных сил и знаний.
― Возникает ли у вас синдром эмоционального выгорания? Как вы с ним справляетесь?
― Конечно, сложно оставаться всё время весельчаком и оптимистом. Но когда покидают силы, когда накатывает уныние, тогда бросаешь мысленный взор на то, что уже сделано, вспоминаешь пронзительные истории детей, которым удалось помочь, людей, которые повлияли на твоё мировоззрение.
И учишься у них стойкости, умению противостоять жизненным невзгодам, неизбывной радости. И работаешь с утроенной энергией, с ещё большей душевной отдачей.
Читать также:
НАСТАВНИК ШОУ «ТАНЦЫ» НА ТНТ МИГЕЛЬ: «Каждый сезон мы начинаем с нового листа»
ОНА НИКОГДА НЕ ГОВОРИЛА О ГЕРОИЗМЕ И ТЯГОТАХ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ...
Консультация эксперта
Марина Бабурина
Детский психолог, гештальт-терапевт, арт-терапевт, детский писатель.