Top.Mail.Ru


Статьи

  —   ТВОРЧЕСТВО И РАЗВИТИЕ
Выбрать рубрику

ПОЧЕМУ МАЛЫШУ НЕ СТОИТ МНОГО СМОТРЕТЬ ТЕЛЕВИЗОР?

Автор: Надежда Алексеенко, фото: ru.freepik.com

С появлением младшего ребенка времени на старшего стало оставаться меньше. И я приноровилась занимать старшую дочь мультиками. Сидит, смотрит, не мешает, пока я спокойно занимаюсь малышом… Пока не начались они – истерики! И тут я задумалась над вопросом – стоит ли ребенку позволять просмотр телевизора?

Несмотря на то, как много уже написано и снято документальных фильмов о влиянии ТВ на неокрепшую детскую психику, ситуация не меняется. Многие родители по сей день думают, что можно найти «правильный» мультфильм, и проблема заботы и воспитания будет снята.

Но как бы ни так! Немецкие психологи провели исследование и выяснили закономерность: дети, которые почти не смотрят телевизор, более рационально мыслят, более реально воспринимают мир. Их рисунки людей отличаются большей жизнью – проработаны детали одежды, прически, лица. Дети-телеманы же нарисовали людей, напоминающих больше жучков. Глазки – точки, ручки – палки. Делаем вывод – минимум до трехлетнего возраста телевизор детям вообще не нужен!

Теперь рассмотрим, как ТВ влияет на различные функциональные способности организма:

Движение – жизнь

А для ребенка естественное состояние организма! Пока малыш сидит перед ТВ, его мышечная система находится в статическом (застывшем) состоянии. Итог мышечные зажимы и блоки. А если дитя систематически смотрит телевизор в неправильной позе, есть риск поплатиться осанкой и нормальным развитием костной системы. Еще один побочный эффект от просмотра – состояния возбуждения и раздражительности. Либо, напротив, возможны заторможенные реакции, что связано с изменением сознания.

Речь

Чем больше времени уделяется голубому экрану, тем меньше его остается на общение с родителями, животными. У детей, длительное время проводящих перед ТВ, наблюдаются задержки в развитии речи. В чем причина? В том, что детская психика при просмотре программ более направлена на визуализацию, нежели на вербализацию. Ведь давно доказано, деткам легче пересказывать услышанное, чем увиденное.

Зрение

Парадокс восприятия картинки глазом: изображение на экране движется, а глазные мускулы нет! Происходит заметное снижение активности глаз. Для развития пространственного и цветового восприятия больше гуляйте, рассматривайте, ощупывайте, если возможно. Сходите в цирк, в зоопарк, да в обычный зоомагазин, наконец! Пусть малыш оценит, соотнесет форму, размер, окрас того или иного животного, птиц, рыб… Проведите время весело и с пользой.

Пищеварение

При просмотре ТВ у малыша на 90% замедляются обменные процессы. Кроме того, во время просмотра активизируются «центры голода», пробуждающие аппетит. Но зритель кушает, а центры головного мозга, отвечающие за чувство насыщения, дремлют. Итог – человечек съедает в три раза больше. Лишние кило как расплата за совмещение двух меню: пищевого и зрительного!

Способность принимать решения

В настоящей жизни, играя, ребенок выбирает себе роль доктора, повара, артиста… Учится моделировать жизненные ситуации, находить решения. В жизни же виртуальной он лишен такой возможности. Предлагается готовый продукт, с уже принятыми за него решениями. Опасность кроется еще и в том, что с экрана под видом безобидных мультиков дети усваивают замену исконных человеческих ценностей. Попытайтесь чаще предоставлять малышу возможность общаться «живьем». Расспросите его о ситуациях, происшедших у него с друзьями, поинтересуйтесь принятыми решениями. Проанализируйте с ребенком правильность поступков.

Агрессия и страх

Следует обратить внимание на фильмы, идущие по ТВ. Если ребенок регулярно видит сцены насилия, нарушается его эмоциональное развитие. Не формируется способность к сочувствию и состраданию. У большинства детей школьного возраста после просмотра минутной сцены любого ужаса по ТВ чувство страха остается в течение нескольких минут, а то и часов! Причем это чувство не всегда остается видимым для родителей. Как итог имеем: бессонницу, неврозы, повышенную тревожность… Самое лучшее, что можно сделать в данной ситуации, это попытаться оградить ребенка от просмотра подобного. Просмотрите заранее программу телепередач. Но если все же ваше чадо что-то успело увидеть, сядьте рядом и объясните ему увиденное. Сделайте акцент на том, что было предпринято по спасению людей, например, если это фрагмент новостной передачи.

Чувство времени

Если малыш проводит перед голубым экраном много времени, у него замедляется восприятие длительности минуты. Субъективная минута оказывается более 60 секунд, вплоть до утраты чувства времени и выпадения из реальности! Динамичное телевизионное время, в котором события с большой скоростью сменяют друг друга, приводит к тому, что за короткое время мы как бы проживаем несколько жизней. Жизнь обыденная рискует оказаться скучной по сравнению с телевизионной. В итоге мы имеем телезависимость.

Кстати, в Европе такие зависимые люди проводят у экрана по 5 часов в сутки и более! Как вариант – детям от 3 до 6 лет не разрешать просмотр более 20 минут в день. В таком возрасте еще трудно различить, где реальное, а где воображаемое. Детям 6-11 лет – не более 40 минут. Формируется отношение к увиденному, критический взгляд. 11-14 лет – до 1 часа. 14-18 лет – 2 часа. Важен и сам отбор, совместное обсуждение телепередач.

Теперь о мультиках

Можно долго говорить о содержательной их части. Они могут как убивать личность, так и заставлять ее развиваться. В России множество мультфильмов с интересным сюжетом, глубоким смыслом и хорошей музыкой. В этом вопросе родитель должен взять на себя роль цензора.

Понятно, что не все родители одинаковы. Если взрослый имеет какие-то психологические проблемы, то будет фиксироваться на агрессивных проявлениях, ему будут нравиться боевики и фильмы ужасов. Так проявляется потребность побояться у экрана. Он и мультики выберет более агрессивные. А у других сложилось мнение, что кровь, насилие, сцены, связанные с угрозой жизни на экране – обязательно плохо. Это не всегда так. Ребенок должен знать про различные стороны жизни. При условии, что такая демонстрация не транслируется как единственная форма жизни, что со стороны взрослого достаточно много времени уделяется обсуждению происходящего на экране – «Так может быть в жизни, но это не всегда правильно и хорошо». Малыш должен знать, каких ситуаций избегать, и понимать, что в них делать, а не входить в ступор.

Но когда агрессия является основным содержанием мультфильмов или передач, а родители получают от этого удовольствие, малыш не сможет адекватно воспринимать ситуацию. Показываемое на экране будет восприниматься как норма. Или будет сильно травмировать неокрепшую психику, он попытается отстраниться, оградиться от агрессии. Любой избыток, так же, как и недостаток, плохо отражается на растущем человеке.

Компьютерное поколение

Сегодня в большинстве семей есть компьютер. И все разумные родители задумываются над вопросом, с какого возраста ребенку стоит его осваивать? Начав рано, можно навредить, воспитав зависимость, поздно – отстать от сверстников. К компьютеру можно допускать детей с 4-5 лет, считают специалисты. Хотя в два года ребенок уже может включить компьютер, а в три его не оторвать от игр. Но такое раннее «просвещение» действительно может обернуться расстройством здоровья.

Медики считают, что родители должны дать себе установку: компьютер – не отдых и не развлечение, это средство для развития, и оно должно быть дозированным. Для начала – не более 15 минут. И тут уже не должны работать никакие послабления – «я еще немножко поиграю!..»

Полезные советы:

- До 3 лет ребенку лучше вообще не показывать ТВ. Поскольку только к двум годам окончательно формируется мозг. А психика находится в процессе становления. Телевизор вызовет смятение чувств, усталость и перевозбуждение.

- Не оставляйте наедине с телевизором малыша 2-3 лет. Он уже многое понимает, но не до конца. Еще плохо отличает реальность от выдумки, и все происходящее на экране может вызвать у него неподдельное чувство страха и растерянности.

- Чтобы извлекать пользу из телепрограмм для 2-3 летних детей, постарайтесь все, даже мультики, комментировать своими словами. Тогда просмотр можно превратить в развивающее занятие. Например, можно потренировать память, спросив через какое-то время: «О чем мы смотрели мультик?». Можно развивать фантазию, предложив придумать продолжение. Обогащать словарный запас, повторяя вместе услышанные в передаче новые выражения. Для себя было решено отлучать дочурку от ТВ постепенно. Для начала обозначила время, в течение которого ей дозволяется смотреть мультики (5 – 10 минут). При малейшем сопротивлении следует напомнить, что не получит ТВ до вечера. Если продолжает кричать, выключаю телевизор и не включаю его до следующего дня. После нескольких дней с выключенным телевизором дочь научилась сто раз думать, прежде чем громко возмущаться.

Ребенок теперь просто загляденье – послушная, сама играет, спокойная… Испытав на себе «прелести» раннего приобщения ребенка к телевизору, хотелось бы посоветовать молодым мамочкам не искушать и не доводить дело до истерик.



Комментарии (0)

Новый номер

Выпуск №1 - 2022 Скачать файл

Консультация эксперта

Задать вопрос и получить консультацию специалистов из разных областей

Ирина Газизова
Ирина Газизова, педагог и концертирующий музыкант, кандидат педагогических наук.