Top.Mail.Ru


Статьи

  —   РОДИТЕЛЬСТВО
Выбрать рубрику

20 НОЯБРЯ В РОССИИ: КАКИЕ ПРАВА ЕСТЬ У НАШИХ ДЕТЕЙ?

Автор: Надежда Алексеенко, фото: https://pixabay.com

20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка – это традиция, которая существует на протяжении многих лет в 129 странах-членах ООН. Известно, что Всемирный день ребенка 20 ноября приурочен к принятой в тот же день, но только в 1989 г., "Конвенции о правах ребенка". Она вступила в действие в 1990 г., а в России – в 1994 г.

Редакция ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ узнала, на какие права можно рассчитывать нашим детям в России.

Уже в начале XXI века (в 2000 г.) был создан еще один документ, прописывающий основные показатели здоровья и развития населения, которые должны быть достигнуты к 2015 г. во всем мире. Именуется он "Декларация тысячелетия", и основная его часть отводится именно ребенку.

Ребёнок растёт в семье, здесь он познаёт окружающий мир и основные правила жизни в нём. Именно семья - его естественное убежище от проблем и угроз не всегда доброжелательного мира. А папа и мама – не только любимые родители, но и защитники в самых разных жизненных ситуациях. При этом их действия должны полностью соответствовать интересам ребёнка. К сожалению, так бывает не всегда. Но во всех случаях на страже интересов своего маленького гражданина стоит государство.

Права ребёнка защищает большое количество как российских, так и международных правовых документов. Здесь очень кратко приведены основные нормы законов, регулирующих отношения с детьми, без детализации и точных юридических формулировок. В случае возникновения вопросов необходимо обращаться к текстам законов или к специалистам в области семейного права.

Конвенция о правах ребёнка

В 1989 году на Генеральной Ассамблее ООН резолюцией № 44/25 была принята "Конвенция о правах ребёнка". Это международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, отдых и досуг, оказание другой поддержки детям государствами–членами ООН. Конвенция определяет права детей на развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребёнка ратифицирована нашей страной и обязательна для исполнения.

Основные принципы, заложенные в Конвенции:

– Семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех её членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие; ребёнку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере любви и понимания.

– Ребёнок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.

– Ребёнок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту.

– Необходимо учитывать важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребёнка.

Конвенция определяет обязанность государства:

– Принимать все необходимые меры для обеспечения защиты ребёнка от всех форм дискриминации или наказывания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребёнка, родителей ребёнка, законных опекунов или других членов семьи.

– Обеспечить ребёнку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.

– Уважать ответственность, права и обязанности родителей.

– Обеспечить в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.

– Уважать право ребёнка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

– Чтобы ребёнок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда, согласно судебному решению, такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребёнка.

– Обеспечивать ребёнку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды, причём взглядам ребёнка уделять должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью.

– Уважать права и обязанности родителей руководить ребёнком в осуществлении его права методом, согласующимся с его развивающимися способностями.

– Свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свобод других лиц.

– Обеспечить доступ к информации из различных национальных и международных источников, особенно к такой, которая направлена на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребёнка.

– Обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребёнка.

– Принимать все необходимые меры с целью защиты ребёнка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей.

– Ребёнок, который временно или постоянно лишён своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

– Неполноценный в умственном или физическом отношении ребёнок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

– Признать право ребёнка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановление здоровья.

– Признать право каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

– Признать право ребёнка на образование, направленное на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей, воспитание уважения к правам человека, родителям, его культурной самобытности, языку и ценностям.

– Признать право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

Важно: в 1996 году по инициативе Франции день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно отмечать 20 ноября как День прав ребёнка.

Конституция

Основной закон нашей страны закладывает самые главные принципы, которые потом развиваются другими правовыми нормами. Вопросы защиты детства, материнства, отцовства и семейных отношений определены Конституцией Российской Федерации:

– Статья 7, пункт 2: «В Российской Федерации… обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства…»

– Статья 38, пункт 1 и 2: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей».

– Статья 39, пункт 1: «Каждому гарантируется социальное обеспечение…для воспитания детей».

– Статья 43, пункт 2 и 4: «Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования».

Гарантия прав ребёнка

Во вступительной части Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124–ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» написано: «Государство признаёт детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности». Закон наполняет содержанием положения Конституции. А именно:

– Недопущение дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.

– Содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребёнка в интересах общества и в соответствии с традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.

– Защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Закон распределяет обязанности органов государственной федеральной и региональной власти, органов образования, родителей и учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты, опеки и попечительства.

Семейный кодекс

Семейный кодекс устанавливает нормы права в самых разных ситуациях, которые могут возникать в семье: от заключения брака и установления отцовства до лишения родительских прав. Любое из приведённых в Кодексе прав и обязанностей может быть защищено в судебном порядке.

54–60-я статьи Кодекса посвящены правам ребёнка. Коротко это права:

– Жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на их заботу, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

– Выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.

– На общение с родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сёстрами и другими родственниками.

– На защиту своих прав и законных интересов родителями, а в особых случаях органом опеки и попечительства, прокуратурой и судом, в том числе на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.

– На имя, отчество и фамилию.

– На получение содержания от своих родителей и других членов семьи, на имущество, полученное им в дар или в порядке наследования.

61-68-я статьи Кодекса посвящены правам и обязанностям родителей. Основные из них в кратком изложении:

Родители:

– Имеют равные права и равные обязанности в отношении своих детей.

– Несут ответственность за воспитание и развитие своих детей.

– Являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами.

– Не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.

– Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решают по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учётом их мнения.

– Обязаны предоставлять возможность общения с ребёнком дедушке, бабушке, братьем, сестрам и другим родственникам.

69-74-я статьи посвящены лишению и восстановлению родительских прав. Родители могут быть лишены родительских прав, если они:

– Уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.

– Отказываются без уважительных причин взять своего ребёнка из родильного дома, лечебного или воспитательного учреждения.

– Злоупотребляют своими родительскими правами.

– Жестоко обращаются с детьми, покушаются на их половую неприкосновенность.

– Совершили умышленное преступление против жизни или здоровья детей либо против жизни или здоровья своего супруга.

Защита от вредной информации

Принятый 29 декабря 2010 года Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» вступил в силу в сентябре 2012 года.

Законом запрещается распространение в доступном для детей виде информации:

– Побуждающей детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью.

– Способной вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принимать участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.

– Обосновывающей или оправдывающей допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающей осуществлять насилие по отношению к людям или животным.

– Отрицающей семейные ценности и формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.

– Оправдывающей противоправное поведение.

– Содержащей нецензурную брань.

– Содержащей информацию порнографического характера.

Вводятся возрастные ограничения на распространение информации:

– Представляемой в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия.

– Вызывающей у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемой в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий.

– Представляемой в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной.

– Содержащей бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.



Комментарии (0)

Новый номер

Выпуск №1 - 2022 Скачать файл

Консультация эксперта

Задать вопрос и получить консультацию специалистов из разных областей

Евгения Бойко
Клинический психолог, консультант по организации детского сна, развития детей и адаптации к детскому саду.