Статьи
КАК НАУЧИТЬСЯ ВЫГОВАРИВАТЬ БУКВУ P
Часто родители обеспокоены, что их малыш не может произносить звук "Р", но торопиться с этим вопросом не стоит, так как специалисты называют его - поздний звук. Редакция ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ приготовила для вас рекомендации и упражнения.
Нам скоро уже 4 годика, все звуки говорит хорошо, но вот «Р» у него не получается», - часто приходится слышать эту фразу от своих знакомых. Да я и сама помню, как тяжело мне давалась «Р». Брат дразнил, позже поняла – проявление любви. А мои родители терпеливо ждали и дождались. Я «зарычала» без чьей-либо помощи в 5,5 лет. Удивление, восторг и радость – вот мои первые чувства.
Давайте же и мы не будем спешить и заставлять малыша 3-4 лет «рычать», да и самим нервничать, что наш не такой, как ..., что не может, не хочет. В норме (когда у ребенка не наблюдается каких-либо патологий, хорошо развит артикуляционный аппарат) звук «Р» появляется у детей к 5-6 годам. Это самый поздний звук. Другое дело, если педиатр или стоматолог (ортодонт) заметили, что у ребенка укороченная подъязычная связка (уздечка), или ваш малыш произносит звук «Р» «горлышком» (так называемое горловое дрожащее произношение). В решении этих вопросов вам, скорее всего, нужен будет логопед. А если вы сами хотите попробовать научить своего малыша говорить звук «Р», советую начать все же с подготовительных упражнений и с артикуляционной гимнастики.
Подготовительные упражнения
Для выработки напора воздуха. Набрав в легкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать) его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.
Для языка
- Язык широко распластать и просунуть между зубами. Сильно выдувать воздух с включением голоса, заставляя вибрировать язык. При этом язык и губы не напряжены. Ладошкой, поднесенной ко рту, ощущается резкая холодная струя воздуха.
- Цоканье, прищелкивание языком. С переменным темпом щелкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался к нёбу на мгновение, а затем падал бы вниз. Расстояние между зубами должно быть не менее полутора пальцев, нижняя челюсть при упражнении неподвижна.
- Поднять язык к нёбу, до предела растянув «уздечку». Расстояние между зубами полтора-два пальца. Удержать язык в верхнем положении, пока не набежит слюна.
Артикуляционная гимнастика
«Качели»
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
«Маляр»
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
«Чистим верхние зубки»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.
«Посчитаем верхние зубки»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Нижняя челюсть остается неподвижной.
«Гармошка»
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
«Барабан»
Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук «Д-Д-Д». Язык при этом упирается в верхние зубы, рот не закрывается.
«Комарик»
Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести звук «з».
Наш язычок уже «готов» к более серьезным испытаниям, он уже «стремится» занять свое правильное положение. Нормальная установка при произнесении твердого звука «Р» - кончик языка поднят к нёбу, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посредине языка, кончик языка вибрирует у альвеол.
А теперь начинается сама постановка звука. Она может проходить по подражанию, когда ребенок «копирует» вас. Этот способ основан на сознательных попытках найти артикуляцию, позволяющую произнести правильный звук. Это может быть механический способ постановки звука, который основан на внешнем воздействии на органы артикуляции специальными зондами или шпателями, а может быть и смешанным, который совмещает два предыдущих.
Приемы постановки звука
Открыть рот, на одном выдохе длительно произносить звук «ДДД» в быстром темпе, ритмично. При этом язык должен смыкаться не с резцами, а с деснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серии звуков сильно подуть на кончик языка, при этом возникает вибрация.
Протяжно произносить звук «ж» без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к деснам передних зубов или альвеолам. Звук произносится со значительным напором воздуха. В это время под язык вводится шпатель и быстрыми движениями шпателем вправо влево вызываются колебания языка. Во время тренировок выдыхаемая струя должна быть сильной.
Также можно поставить звук «Р» от слогового сочетания «ЗЗЗА». При этом язык должен находиться у альвеол, рот приоткрыт. Во время произнесения вводится шпатель и быстро провести им из стороны в сторону. В момент возникающей вибрации слышится достаточно чистый звук «Р». При постановке мягкого Р» применяется тот же прием, но с помощью слога «ЗИ».
По статистике, буква «р» покоряется детям самой последней. Самый наилучший возраст для ее глубокого усвоения это 5-6 лет.
Осталась автоматизация правильного произношения этого звука в речи. Когда звук «Р» будет произноситься малышом изолированно без затруднений, можно переходить к автоматизации. И вот тут начинается «кропотливая» работа, т.к. сначала необходимо закрепить правильное произношение звука в слогах, затем в словах, предложениях, и только в конце в спонтанной речи. Сначала берем слоги со стечением согласных (ТР, ДР) в начале слова, потом в середине, потом в конце.
Затем отрабатывается звук «Р» в начале слова в прямых слогах (РА, РО), потом в середине, в конце слов. После отработки предложений, отрабатываются скороговорки, чистоговорки, стихотворения.
Главное, чтобы желание научить ребенка говорить букву Р осуществлялось в форме увлекательной игры, а не утомительных занятий. Правильно произносить звуки, бесспорно, важно, но не нужно заставлять малыша.
Не расстраивайтесь, если что-то не получилось. Ведь это работа не на один месяц.
Вызвать звук «Р», как и любой другой, намного легче, чем потом автоматизировать его в речи. Ну а если совсем ничего не получается, много непонятного, много вопросов, вы всегда можете обратиться за помощью к логопеду.
Скороговорки на «Р»:
Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.
На дворе трава, на траве дрова,
Не руби дрова на траве двора.
Консультация эксперта
Алёна Андреевцева
Практикующий психолог-профконсультант, специалист в области профориентации, развития и психологии.