Новости

Источник: https://www.asi.org.ru

Пять важных инициатив российских учителей

Что придумали победители всероссийских конкурсов Рыбаков фонда, чтобы заинтересовать детей своим предметом, расширить границы их мира и сделать школьную жизнь интересной.


Рыбаков фонд проводит программы, конференции и всероссийские конкурсы, призванные развивать российское образование и помогать учителям страны продвигать проекты. Рассказываем о некоторых победителях образовательных конкурсов имени Л.С. Выготского и «iУчитель» 2016 и 2017 годов.

Победители конкурса имени Выготского

Конкурс имени Л.С. Выготского помогает учителям обмениваться педагогическим опытом в сфере дошкольного образования. Цель конкурса – поиск и поддержка ярких, творческих российских специалистов дошкольного образования, которые разрабатывают и применяют современные педагогические практики.

Детская журналистика в Заполярье

Виктория Курышова – учитель-логопед МБДОУ № 9 «Березка» в городе Снежногорске Мурманской области. Она много лет работает с детьми и уверена: дошкольное детство – фундамент развития человека.

Виктория Курышова. Фото: пресс-служба Рыбаков фонда


Метод детской журналистики она начала применять в 2010 году, когда работала в логопедическом пункте. Спустя два года внедрила его в работу с детьми с тяжелыми нарушениями речи, создав пресс-центр «Березка». Таким образом она хотела помочь воспитанникам с тяжелыми нарушениями речи социализироваться и сформировать из ребенка личность – культурную, творческую и активную.

Виктория Курышова использует известные методы педагогики в своей авторской интерпретации. Дети под ее руководством и с помощью родителей выпускают телепередачи, делают репортажи. Порой темы рождаются совершенно неожиданно, от простого детского вопроса.

Виктория считает, что «пресс-центр – это возможность развивать речь ребенка и вербальные коммуникативные средства языка, а также понаблюдать за детьми в новой ситуации. Видеть, как вчерашние неумейки превращаются в активных, творческих, открытых миру, имеющих свои взгляды маленьких граждан».

Курышова планирует внедрить метод детской журналистики во всех группах компенсирующей направленности ДОУ и организовать стажировку для педагогов. По ее замыслу, дети подготовят мини-проекты, где расскажут о своей журналистской карьере и выпустят вместе с педагогом журнал «Березкины вести».

После победы в конкурсе проект продолжил развиваться в Мурманской области. Дети сотрудничают с местным телевидением: освещают городские новости и становятся со-ведущими. Они уже успели организовать городской фестиваль талантов. С Викторией связались победители конкурса из Москвы и Перми: коллеги хотят развивать проект в своих городах.

Музыкальная «Морошка»

Александра Корнийчук работает в детском доме города Каргополь Архангельской области. Она создала детско-родительский коллектив «Морошка», где помогает одаренным детям развивать способности через творческое взаимодействие со взрослыми.

Александра Корнийчук Фото: пресс-служба Рыбаков фонда

Педагог уверена, что действовать вместе с ребенком – это единственный способ развить личность, помочь освоить новые роли и знания. Александра говорит, что «магическое слово «вместе» действительно творит чудеса: ребенок, видя, что взрослые доброжелательны и готовы помочь, открывается им навстречу, с радостью идет на взаимодействие, совместные занятия, игры и творчество. Воспринимая при этом воспитателя как старшего друга. Педагог не ставит перед детьми цель, а помогает определить ее самостоятельно».

На занятиях дети развивают музыкальные способности: чувство ритма, дикцию, певческое дыхание, музыкальную память. Александра учит воспитанников основам сольного и ансамблевого пения. Главное, чтобы дети учились вместе с родителями и получали радость от совместного творчества. Проект можно реализовать на базе любой дошкольной организации: нужны только кабинет, музыкальные инструменты и звуковоспроизводящая аппаратура.

Учитель рассказала АСИ, что победа в конкурсе имени Выготского – самое яркое событие за последние несколько лет. И дело вовсе не в полученном гранте: его она потратила на благотворительность, а в Летней школе, где проект Александры и ее коллег «Игра 4D» признали одним из лучших. «Теперь благодаря Университету детства (программа Рыбаков Фонда по поддержке и развитию дошкольного образования, ориентированного на ребенка) наш проект живет и развивается. С нами играет уже 700 педагогов из 55 регионов страны! Разве это не чудо? Раньше я делала проекты в детском саду в своем городе и даже подумать не могла о таком масштабе!», — поделилась Александра Корнийчук.

Победители конкурса «iУчитель»

Конкурс проводится среди педагогов, которые с помощью современных образовательных технологий и цифровых инструментов наполняют обучение новыми смыслами и раскрывают потенциал учеников.

Блогер из Удмуртии

Артемий Булатов, педагог-организатор из средней общеобразовательной школы № 46 Ижевска Удмуртской Республики, создал и внедрил внеурочный курс «Я – блогер».

Фото из личного архива Артемия Булатова


Все началось с личного интереса Артемия: в 2015 году он с компанией друзей создал канал #ДжечьБуречь, где рассказывал о городских событиях и путешествиях. Потом учитель подумал, что неплохо было бы научить и школьников азам блогерского мастерства, ведь это то, что действительно интересно современному подростку.

Так появился курс «Я – блогер». Поначалу занятия были разовыми, от случая к случаю, но ученикам настолько понравилось, что они попросили сделать курс регулярным. Летом Артемий разработал углубленную программу, и в сентябре 2016 года начались занятия.

Школьники сами выбирали интересную для себя тему, писали сценарии, снимали видео и учились его монтировать. «Все мы творцы и каждый видит мир по-своему», – говорит Артемий, который очень рад, что смог «зажечь» учеников своей идеей.

«Мы решили снять видеопоздравление для учителей. Благодаря съемкам мы привлекли еще ребят. Выход первого выпуска видеожурнала #PRо46 стал в школе самым обсуждаемым событием недели! С каждым днем желающих прийти на курс «Я – блогер» все больше. Для меня это достижение», – поделился Артемий.

Учитель считает, что «заинтересовать детей очень легко. Они умеют мыслить масштабно, умеют ставить и достигать цели. У нас много идей, постоянно кто-то что-то предлагает и модернизирует. Я уверен, что скоро у школьного канала будет более 10 тыс. подписчиков, а у ребят — свои интересные блоги».

Спустя несколько месяцев курс перерос в масштабный проект школьного пресс-центра. «Сейчас мы снимаем новости из жизни школы и города и выпускаем глянцевый школьный журнал. А еще ведем работу в соцсетях, публикуем там мобильные фоторепортажи и видеосюжеты», – рассказывает Артемий.

Учитель говорит, что участие в конкурсе помогло ему чувствовать себя увереннее. «Приятно осознавать, что ты движешься в правильном направлении. Я до сих пор общаюсь с финалистами конкурса, слежу за их профессиональной деятельностью. Мы делимся опытом, идеями и поддерживаем друг друга. Вообще любой конкурс – это непрерывное развитие и возможность использовать современные технологии», – считает Булатов.

3D-моделирование в деревне Беляниново

Андрей Сиденко, учитель информатики средней общеобразовательной школы № 29 деревни Беляниново Московской области увлек школьников современным проектом по 3D-моделированию. Ученики старших классов (всего 20 человек) осваивали навыки моделирования архитектурных решений для города и создавали трехмерные модели.

Фото из личного архива Андрея Сиденко


«Я хотел развить в своих учениках пространственное мышление, чтобы они с легкостью могли моделировать 3D-объекты для более наглядной реализации своих идей и технических разработок. Проект имеет уклон в область архитектурных решений для городской среды, так как в первую очередь я ориентировался на социальную среду, понятную и близкую моим ученикам. Школьникам интересно, потому что они могут продемонстрировать свое видение объектов, которые окружают их в повседневной жизни и показать, каким они хотят видеть свой поселок или город в будущем», – рассказал Сиденко.

Разделившись на три группы, ученики с помощью новых знаний создали проект по облагораживанию пришкольного участка. Первая группа с помощью специальной программы SketchUp создавала трехмерную модель территории. Основной задачей было придумать, как лучше разместить деревья на участке – так, чтобы было красиво и логично.

Естественно-научная группа из 14 человек подбирала растения. Школьники учитывали тип почвы и ландшафтные особенности местности. Они провели pH-анализ почвы, используя Arduino схемы, собранные на уроках по информатике, и составили список растений, которые будут хорошо расти на данной территории. Также они согласовывали финансовые вопросы с третьей, экономической группой. В ее состав вошло три человека, которые занимались расчетом стоимости проекта, согласованием бюджета и подготовкой к защите проекта, которая включала в себя создание сайта и презентацию.

Благодаря навыкам 3D-моделирования, школьники наглядно продемонстрировали проект учителям и администрации школы, которые принимали финальное решение. Андрей с гордостью отмечает, что с начала реализации проекта 12 выпускников поступили в вузы на архитектурные факультеты. После участия в конкурсе учителю удалось привлечь инвестиции в размере 3 млн рублей и реализовать проект по озеленению школьного участка, который они разработали вместе со школьниками с помощью курса 3D-моделирования.

Мировые друзья из Томска

Юлия Емельянова работает учителем английского языка в средней общеобразовательной школе № 5 города Колпашево в Томской области. В детстве она жила в разных городах и странах и потому уверена: «Неважно, где человек живет – граница мира любого человека заканчивается там, куда ему позволяет «дойти его язык». И чем больше языков знает человек, тем шире его круг возможностей в образовании, общении, самореализации».

Фото из личного архива Юлии Емельяновой

Ее проектом стала организация международного общения в виртуальном пространстве под названием Our international friends («Наши международные друзья»). Основная идея проекта – создать уникальную безопасную виртуальную среду для общения школьников из разных стран с друзьями по всему миру. Безопасность общения должны обеспечивать педагоги из разных стран, которые знают друг друга лично и могут допускать в сообщество детей, в которых уверены.

Юлия хочет, чтобы ее проект помог школьникам подружиться с ровесниками из других стран, узнать больше о местной культуре, совершенствовать свой английский и понять, что мир – огромный и очень интересный. «Часто возникают мифы и стереотипы, которые и служат причиной межнациональной розни», – говорит Юлия.

Учитель рассказывает, что дети с интересом впитывают все, что касается настоящей жизни подростков из других стран: изучают программки театров, карты метро разных столиц мира, журналы и газеты. С проектом Our international friends знание языка становится не самоцелью, а инструментом общения, поэтому обучение проходит очень продуктивно.

Сейчас у томских школьников есть друзья из Грузии, Германии, США, Канады, Колумбии, Венесуэлы, Аргентины, Чили, Непала, Кот-д'Ивуара, Гондураса, Перу, Ганы, Египта, Марокко, Эквадора, Польши, Украины.

Юлия радуется, что ученики перестали стесняться говорить на английском и даже участвовали в онлайн-конференциях и снимали видеописьма своим друзьям. У детей вырос уровень медиаграмотности, появилась уверенность в своих силах – одним словом, новые знания получили развитие в реальной жизни.

«Конкурс «iУчитель» очень повлиял на мою жизнь: описать это можно, сравнив себя с Буратино, которому удалось открыть потайную дверцу в каморке папы Карло. Так и для меня конкурс распахнул двери в профессиональное сообщество высшего эшелона образования: большая честь общаться с теми, чьи фамилии ты видел на обложках книг на своем рабочем столе. Я активно транслирую полученный опыт и знания, делюсь находками с коллегами, провожу семинары, стараюсь своим примером вдохновить на использование новых технологий в образовании, ведь не у всех есть возможность выезжать в столицу. В этом году я стала руководителем Клуба молодых учителей Колпашевского района. Надеюсь, что смогу и для них «открыть дверцу» в новый мир», – поделилась Юлия и добавила: «Буквально на днях ждем посылку с письмами из Марокко: дети устали от виртуальности, хотят реальных доказательств существования друг друга».

Рыбаков фонд – некоммерческая организация, которую основали Игорь и Екатерина Рыбаковы в 2015 году. Фонд создает программы, способные изменить общественные институты и создать новые условия для жизни россиян – такие, где каждый сможет реализоваться и раскрыть свой потенциал. Программы делятся на три основных направления (образовательное, социальное и предпринимательское) и направлены на модернизацию российского образования, поддержку социальных проектов, популяризацию предпринимательства и развитие сообществ.



Новый номер

Выпуск №1 - 2018 Скачать файл

Консультация эксперта

Задать вопрос и получить консультацию специалистов из разных областей

Светлана Станкевич
руководитель Центра поддержки грудного и рационального вскармливания ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики», кандидат медицинских наук, врач-педиатр.