Статьи

  —   Школа для родителей
Выбрать рубрику

Как научиться понимать своих детей?

Автор: Алена Васильева

Как в полной, так и в неполной семье могут возникнуть трудности в общении между детьми и родителями. В полной семье, где оба родителя любят своих детей, уделяют достаточно внимания: читают вместе, обсуждают волнующие темы, проводят много времени на природе, занимаются спортом, также могут существовать проблемы, о которых родители даже не подозревают. Дети замыкаются, живут в своем собственном мире, ведут себя агрессивно, не принимают родителей как таковых. В неполной семье, где, по сути, имеется недостаток одного из родителей, может творить полная идиллия.

Причинами этого великолепия отношений могут служить: взаимопонимание между родителем и ребенком, равные отношения обеих сторон, достаток внимания, схожесть и разделение интересов друг друга. Родитель принимает сторону ребенка, они меняются местами, общение протекает легко и без казусов.

В семье, где родители игнорируют детей, не уделяют внимания, постоянно кричат на них, заняты только своими проблемами, дети вырастают эгоистами, агрессивными, обиженными на все и вся. Но есть и второй вариант такого сценария – дети могут уйти в себя, стать замкнутыми, трудно идти на контакт с окружающими. Из-за этого в дальнейшем возникают проблемы в детском саду, школе, во взрослой жизни.

Существует четыре основных типа детско-родительских отношений, чтобы понять, какой тип отношений наиболее схож с Вашей семьей, мы рассмотрим каждый из них, плюсы и минусы. Итак,

АВТОРИТАРНЫЙ ТИП

В семье существует строгая иерархия: взрослые считаются всегда правыми, дети обязаны беспрекословно подчиняться всем их требованиям и приказам, мнение ребенка не учитывается, его интересы и настроения игнорируются, желания, чувства не берутся в расчет. При таком стиле детско-родительских отношений ребенок «удобен», поскольку он послушен, исполнителен, нетребователен, им легко управлять, его легко подчинять родительской воле. У родителей есть иллюзорное ощущение полного контроля над воспитательной ситуацией и будущим ребенка. В дальнейшем, это может привести к тому, что ребенок при достижении подросткового возраста может захотеть вырваться из слишком жесткой системы, где его интересы игнорируются, и обрести свободу, часто ценой потери отношений со своей прежней семьей, может попасть под влияние любой другой авторитарной системы: секты, политической партии, криминальной компании, в которой он будет так же послушен и управляем. Такой ребенок, став взрослым, либо сам приобретет весьма авторитарный характер, либо станет послушным исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленным.

ГИПЕРОПЕКАЮЩИЙ ТИП

Ребенок является центром семьи, замыкая всех на своей персоне. Большинство его желаний удовлетворяются, часто даже до того, как они были осознаны и озвучены им самим.

Ребенок ограждается от любых трудностей, забот, негативных эмоций и неприятностей. К нему не предъявляется никаких требований, обязанностей, просьб, он живет в основном своими интересами и потребностями, не принимая во внимание чувства и желания остальных членов семьи. При таком стиле детско-родительских отношений у родителей возникает иллюзия контроля над жизнью и здоровьем ребенка, тем самым они пытаются снизить свою тревогу. В будущем это может привести к тому, что ребенок будет мало адаптирован к взрослой жизни, ему будет трудно приспособиться к любой ситуации, отличающейся от той, что была в его семье. Ему будет трудно, а иногда и невозможно, справиться со своими чувствами: горем, злостью, досадой и обидой, которые впоследствии все же настигнут его в реальной жизни.

ГИПООПЕКАЮЩИЙ ТИП

Родители мало интересуются ребенком, до него попросту «не доходят руки». Ребенок испытывает недостаток внимания, заботы, тепла. При таком стиле детско-родительских отношений родители поначалу не тратят много сил и времени на воспитание своего чада. Ребенок вынужден учиться решать свои проблемы самостоятельно.

В итоге, отсутствие правил и требований, регламентирующих жизнь, приводит к тому, что у ребенка нет твердой опоры, чувства защищенности. Отсутствие контакта, близких эмоциональных отношений с родителями может привести к возникновению у ребенка личностных проблем, низкой самооценки, неумению понимать себя и других.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ТИП

Родители в семье такого типа считаются главными, им принадлежит основная доля власти и ответственности. Но при решении важных семейных вопросов интересы и мнения детей учитываются. В семье принято уважительное отношение друг другу независимо от возраста. Ребенок хорошо знает свои ограничения, полномочия и зону своей ответственности. В семье преобладает теплый эмоциональный климат, конфликтные или сложные ситуации не замалчиваются, а обсуждаются и решаются конструктивно.

При таком стиле детско-родительских отношений жизнь в семье требует от родителей внимания, душевной работы, творческого подхода к воспитательным задачам, постоянного «взросления» вместе с каждым своим ребенком. В дальнейшем, он осознает свои потребности и понимает желания окружающих, способен устанавливать здоровые и гармоничные взаимоотношения. Ребенок вырастает дружелюбным, уважительно расположенным к себе самому и окружающим его людям, приобретает эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах, самостоятельность, ответственность.



Комментарии (0)

Новый номер

Выпуск №1 - 2015 Скачать файл

Консультация эксперта

Задать вопрос и получить консультацию специалистов из разных областей

Анастасия Сейда
педагог-психолог, специалист в сфере консультирования подростков и молодежи по вопросам репродуктивного здоровья, тренер Школы Детской безопасности «Стоп Угроза» в Томской области