Top.Mail.Ru


Статьи

  —   КНИЖНАЯ ПОЛКА ,   ЛЮДИ И ИСТОРИИ
Выбрать рубрику

«Детский писатель - это такой взрослый, который взрослым только притворяется»...

Автор: Наталья Шимина, Татьяна Моркина, фото из личного архива героини

В начале апреля в России отмечают День детской книги. Чтение и сегодня остается ценным и полезным ресурсом в познании мира и предназначения человека. В гостях редакции ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ – Татьяна Моркина, детский писатель. О любви к текстам и литературе, о том, как это - писать для детей и что любят читать детские писатели,узнаете прямо сейчас.

Татьяна Моркина – автор книг для детей и подростков. Выпускница Государственного института русского языка им. Пушкина в Москве. Лауреат Гайдаровского конкурса 2020, финалист конкурса «Короткое детское произведение 2022» издательства «Насти и Никиты», победитель конкурса «Герои нашего времени» издательства «Нигма», финалист Корнейчуковской премии 2021, финалист фестиваля короткого рассказа «Кора 2022».

Татьяна, расскажите про ваш первый опыт писательства. Кто был герой, были ли у вас первые читатели, ваши впечатления?

Когда мне было примерно восемь лет, я написала первое стихотворение - поздравление папе с днем рождения. Потом было много разного: дневники, путевые заметки, снова стихи, уже подростковые. Самое интересное, что художественную прозу я не писала, пока не родились дети. Когда мы с дочкой шли в детский сад, я придумывала и рассказывала ей сказки. В основном про нее саму (девочку Евочку) в разных ситуациях. Дочке нравилось, она просила еще. Тогда впервые пришла мысль эти сюжеты записывать. Первый герой тоже пришел в это время. Его звали Котя-тряпочка - мягкая игрушка с головой котенка и пушистым одеяльцем вместо тела. Историю про Котю я записала, она до сих пор лежит, но до читателя пока не добралась.

Интересно, а как бы вы охарактеризовали образ детского писателя, если бы рассказывали о нем детям от 3 лет?

Детский писатель - это такой взрослый, который взрослым только притворяется. На самом деле в душе он ребенок. И именно поэтому у него так хорошо получается понимать детей.

Татьяна, сколько книг вы написали, если ли среди них книги с особой историей создания? Поделитесь.

Сколько всего написано, сосчитать сложно. Вышло пять книг, еще три находятся в издательствах на разных стадиях работы. У каждой книги особая история.

Например, детектив «Брецель и тыквенные семечки» (издательство «Феникс-премьер») шел к читателю целых два года. Уверена, в пути его задержали важные дела: наверняка, сыщику Брецелю пришлось срочно раскрыть парочку запутанных дел.

Главным героем книги «Котенок Лео, или Друзей не бросают» (издательство «Питер») стал кот русско-голубой породы, прототипом которого послужил котенок, с которым я выросла.

Книга «Мой брат - инопланетянин» тоже имеет интересную историю. Я послала рукопись на конкурс, она попала в лонг-лист, но не прошла в шорт. Я тогда очень расстроилась, но спустя полгода другое издательство объявило свой конкурс, и на этот раз мой текст стал победителем. К тому же эта книга почти полностью автобиографична, а главная героиня по имени Ева - это моя дочь.

Татьяна, а помните первую книгу?

Самая первая книга - «Сыщики с улицы Фламинго» (издательство «Аквилегия-М») - самая фантазийная. Истории в ней выдуманные, а у героев не было прототипов. Но, после того как книга была закончена, я познакомилась с девушкой, которая оказалась как две капли воды похожа на одну из героинь - изобретательную эмоциональную Надин.

Какие новинки ждут читателей в этом году?Сейчас я очень жду выхода книжки про барса Снежински, она выйдет в серии «Прикольный детектив» издательства «АСТ». Радостным событием также стало заключение договора с издательством «Пять четвертей» на мою первую подростковую рукопись. Это зимняя повесть «Подарите мне горы».

Как и когда, по вашему мнению, нужно знакомить детей с книгами и чтением?

Чем раньше, тем лучше. Начинать с чего-то короткого, рифмованного. Затем переходить к более длинным текстам. Важны и хорошие иллюстрации, которые можно рассматривать и обсуждать. Моя дочка уже научилась читать, но я продолжаю читать ей вслух - это часть ежедневного ритуала. Мне кажется, это важно, как можно дольше читать вместе с ребенком. Ведь книга дает массу примеров и тем для обсуждения, не только воспитывает, но и эмоционально развивает.

Над чем вы сейчас работаете?

Недавно я закончила повесть для детей 10+, которую начала писать в Италии в прошлом году. Это повесть о летнем отдыхе, первой любви, дружбе, предательстве и многом другом. Она вся пронизана итальянским солнечно-морским колоритом, который я сама очень люблю. А сейчас работаю над новым детективом, где действие происходит в лыжной школе в Альпах.

Какие книги, по вашему мнению, должны быть в семейной библиотеке? Ваши любимые авторы?

Книги должны быть разные: и художественная проза, и поэзия, и нон-фикшн. Для маленьких мне нравятся стихи и книги Анастасии Орловой и Ксении Горбуновой. Для детей постарше - авторы Тамара Михеева, Нина Дашевская, Юлия Кузнецова, Лиза Томпсон.

Как у вас организован процесс создания книги, что вас обычно вдохновляет на написание?

Это очень таинственный процесс. Нет никакого алгоритма. Иногда на меня буквально выпрыгивает герой. Или вдруг приходит фраза, которая вертится в голове и не отпускает. Конечно, важную роль играет наличие свободного времени. Прогулки, спорт (я очень люблю пробежки), ветер, новые впечатления, детские шутки и языковые «неправильности», красивые природные места - все может стать точкой рождения новой книжки.

Татьяна, как Вы считаете, важны ли в книге иллюстрации? Какова их роль?

Зависит от того, для какого возраста книга. Для малышей - очень важны. Они помогают «досоздать» образ героя. Но чем старше ребенок, тем меньше нужны подробные иллюстрации. Хотя общее оформление книги, привлекательная обложка, соответствующая содержанию, всегда актуальны.

Ваши пожелания читателям портала.

Больше чтения, больше хороших книг на вашем пути!



Комментарии (0)

Новый номер

Выпуск №1 - 2022 Скачать файл

Консультация эксперта

Задать вопрос и получить консультацию специалистов из разных областей

Елена Белоногова
Врач-педиатр, невролог, кандидат медицинских наук, специалист в области неврологии детского возраста