Top.Mail.Ru


Статьи

  —   ОТНОШЕНИЯ
Выбрать рубрику

ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ МОГУТ ОДИНАКОВО СИЛЬНО СТРАДАТЬ ОТ БУЛЛИНГА

Автор: Марина Ртищева, Наталья Шимина, фото: https://ru.freepik.com

По данным мировой статистики, чаще всего поводом для школьных издевательств являются особенности внешности ребенка, назначаемого жертвой. Вторые по распространенности причины связаны с расой, национальностью или цветом кожи. (Доклад ЮНЕСКО «За цифрами: прекращение школьного насилия и издевательств», 2019). Однако буллинг по гендерному признаку также занимает не последнее место.

Сегодня на тему буллинга по гендерном признаку в школе беседуем с Мариной Ртищевой, экспертом программы «ТравлиНет», клиническим психологом, практикующим психотерапевтом с 15-летним стажем работы, автором научно-популярных статей и книг для родителей и специалистов.

Марина, кто чаще становится жертвой буллинга по гендерному признаку в школе: мальчики или девочки?

Гендерной дискриминации подвергаются как девочки, так и мальчики. Такое неравное отношение часто проходит незамеченным, т.к. многие взрослые (например, учителя) не всегда отдают себе отчет в том, что поступают плохо, возвышая детей одного пола и принижая противоположного. В частности, в зависимости от культурных стереотипов, учителя могут уделять больше внимания на уроках мальчикам или девочкам, считая академические достижения одних более важными, чем других.

По данным ЮНЕСКО (Доклад ЮНЕСКО “Предотвращение насилия в образовательных учреждениях”, 2015), в мире преследованиям и дискриминации чаще подвергаются женщины и девочки. Основу для этого создают как дисбаланс силы (в подавляющем большинстве мальчики физически сильнее девочек), так и гендерные стереотипы. Но обычно это происходит там, где распространены традиционные представления о доминировании мужчины и необходимости подчинения женщины. В школе это может проявляться в виде оскорблений, унизительных комментариев о силе, уме, внешности и привлекательности девочек как со стороны преподавателей-мужчин, так и мальчиков. Травля может принимать разные формы: от насмешек по поводу половой принадлежности (“все бабы - дуры”, “ты ведешь себя как баба”) до запугивания, подчинения, физического насилия и сексуальных домогательств. Чаще всего гендерному буллингу подвержены как слишком “маскулинные” девочки, так и слишком “фемининные” мальчики. Причем часто травля происходит со стороны сверстников своего же пола.

Сексуальным преследованиям и домогательствам чаще подвергаются рано сформировавшиеся физически девочки, а также запаздывающие в таком развитии мальчики и гендерно неконформные мальчики и девочки, заподозренные в нетрадиционной сексуальной ориентации. Причем в последнем случае преследователями могут выступать как мальчики, так и девочки. Как правило, домогательства становятся более регулярными, когда жертва не может дать отпор и пожаловаться, ожидая дополнительного осуждения за свою инаковость, что часто провоцируется и подкрепляется дискриминационным отношением взрослых.

В ЮНИСЕФ провели опрос 170 тыс. подростков из десятков стран мира, включая Россию. Проанализировав сообщения жертв онлайн-травли по гендерному признаку, выяснилось, что среди юношей этот показатель немного выше, чем среди девушек. При этом среди мальчиков также больше тех, кто решил из-за травли не ходить в школу (Отчет ЮНИСЕФ, 2019).

Насколько распространен буллинг по гендерному признаку в школах?

Согласно результатам PISA-2018 (“Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся”), в России число жертв школьной травли за последние несколько лет выросло на 10% и составило 37%, что в среднем выше, чем в других странах. Достоверных статистических данных о распространенности в России школьного буллинга именно по гендерному признаку пока нет. Большинство исследований уделяют внимание различиям между мальчиками и девочками в формах участия и проявления травли. Установлено, что мальчики чаще участвуют в буллинге в разных ролях (жертва, преследователь, свидетель), однако это преобладание незначительно. Мальчики чаще подвергаются и инициируют прямую физическую травлю на регулярной основе. Девочкам более свойственно страдать от эмоционального насилия и заниматься периодическим вербальным и социальным преследованием (сплетни, клевета), причем они часто выступают в роли “скрытых булли”, “кукловодов”, провоцирующих других (в том числе мальчиков) участвовать в травле.

По вашему мнению, чем обусловлено такое явление с точки зрения психологии? Почему именно гендер становится поводом для травли?

С психологической точки зрения мальчикам более свойственны проявления духа соперничества, желание самоутверждаться, мериться силами. Это отражают и мальчишеские игры в “войнушку”, “гонки”, стремление к приключениям, опасностям, соревнованиям и поиску самого главного и сильного. Для девочек более значимы эмоциональные отношения, привязанность, близкая дружба, секреты. Они чаще играют в куклы, “дочки-матери”, “свадьбы”, стремятся к украшению себя, уделяют больше внимание внешности и одежде.

Мальчики, как правило, более агрессивны и менее толерантны, чем девочки, они реже используют стратегию сотрудничества и компромисса в ситуации конфликта, им гораздо важнее демонстрировать свою силу и доминировать. Нормы поведения в обществе, культивирующие брутальность, мачизм, могут провоцировать и подкреплять агрессивное поведение мальчиков, ожидающих в ответ покорности и подчинения девочек. Самоутверждаясь и подчеркивая свою мужественность, они могут обижать, подвергать физическому и сексуальному насилию более слабых - девочек и гендерно неконформных мальчиков. К тому же замечено, что более “крутые”, агрессивные и напористые мальчики пользуются большим успехом у девочек, чаще имеют свидания с ними, раньше приобретают сексуальный опыт и т.д. Таким образом, агрессивное поведение мальчиков в определенной степени стимулируется социальными ожиданиями сверстников.

Может ли буллинг по гендерному признаку стать причиной развития у ребенка гендерной дисфории в дальнейшем?

Гендерная дисфория - это сильный стресс от несоответствия пола своей гендерной идентичности. Проявляется как у детей, так и у взрослых. Появившись в детском возрасте, впоследствии гендерная дисфория может пройти по окончанию периода полового созревания. Причинами ее возникновения являются скорее биологические, чем психологические или социальные факторы. Буллинг как социальное явление может оказывать негативное влияние, усугубляя то психологическое стрессовое состояние, которое возникло ранее. Но травля по гендерному признаку вряд ли может стать первопричиной для формирования гендерной дисфории. В свою очередь толерантное и принимающее отношение общества может, наоборот, помочь человеку сгладить внутренние конфликты и принять свою идентичность в рамках своего пола, либо решиться на заместительную гормональную терапию или хирургическую операцию по его смене. В любом случае детям и взрослым, испытывающим острый стресс от непринятия своего пола, показана психотерапия.

Отличается ли стандартная реакция мальчиков и девочек на буллинг по гендерному признаку?

Девочки и мальчики могут одинаково сильно страдать от буллинга. Девочки чаще жалуются на вербальные (обзывательства, оскорбления), социальные (изоляция, слухи, отвержение) виды буллинга и сексуальные домогательства. Мальчики чаще сталкиваются с физической агрессией и порчей имущества. Защищаясь, жертвы-девочки чаще используют вербальные ответы (обзываются, огрызаются), а мальчики чаще дают физический отпор. Однако сила переживаний при травле у конкретного ребенка больше связана не с полом, а скорее с индивидуально-личностными характеристиками (тревожность, сенситивность), наличием/отсутствием помощи и поддержки взрослых и сверстников.

Методы борьбы с буллингом по гендерному признаку как-либо отличаются от стандартных методов борьбы с буллингом? А последствия для психики и мировосприятия ребенка?

Методы борьбы с гендерным буллингом вряд ли будут существенно отличаться от стандартных. Буллинг - это болезнь группы. Гендерные различия - это только повод, верхушка айсберга, а причиной является отсутствие общей позитивной цели, недостаток сплоченности, жесткая иерархия и конкуренция внутри класса. А также невнимание и молчаливое согласие взрослых. Соответственно необходимо работать со всем классом, учить детей эмпатии и толерантному отношению к тем, кто слабее, кто отличается, находится в меньшинстве. Необходимо разработать и соблюдать нормы поведения в классе, направленные на уважительное отношение к окружающим, взаимопомощь и взаимовыручку.

Последствия школьной травли для ребенка всегда негативны вне зависимости от причины ее появления. Многие взрослые помнят, как их травили, такой травматический опыт оставляет глубокие раны. И часто требуется длительная работа со специалистом, чтобы заново поверить в себя и перестать бояться мнения окружающих. Снижение самооценки, тревожность, пассивность, негативное самоотношение, переживание одиночества, хроническая неуспешность - вот далеко не полный список последствий буллинга для его жертв. Среди самых худших вариантов - депрессии, суициды и скулшутинг.

Какой возрастной группе детей свойственно совершать данный вид буллинга?

Первичное формирование гендерной идентичности начинается уже в раннем возрасте и проявляется в чувстве принадлежности к мальчикам или к девочкам. Уже трехлетние дети предпочитают играть со сверстниками своего пола. Эта тенденция также сохраняется и в начальной школе. В младшем подростковом возрасте мальчики закрепляют свою мужскую идентичность через дистанцирование от всего фемининного – от девочек, их интересов и манер общения, поведения, внешнего вида. Если социальные стереотипы общества поддерживают неравенство полов, то мальчики, закрепляя свою маскулинность, могут вырабатывать и культивировать пренебрежительное отношение к девочкам. Девочки могут подчеркивать свою женственность через дистанцирование от физической силы и декларирование своей слабости и необходимости защиты. Их подчинение мальчикам может быть своеобразной защитной реакцией.

С возрастом частота буллинга снижается. Пик травли приходится на 6–8-е классы. Гендерные различия выражены слабо: в 6–7‑х классах жертвами буллинга немного чаще оказываются мальчики, в 8‑м классе разницы между полами почти нет, в 9‑м классе чаще обижают девочек. Также с началом полового созревания (11-12 лет), помимо прочих, появляется новый вид сексуализированной травли, жертвами которой чаще становятся девочки.

Буллинг по гендерному признаку чаще связан с эмоциональным насилием или с физическим?

Буллинг по гендерному признаку может проявляться по-разному: явно и открыто через оскорбительные и унижающие достоинство человека высказывания, комментарии, шутки, клички и обзывательства, исключение из игр и мероприятий, а также неявно через предвзятое, неравное отношение. Как правило, более распространен вербальный и социальный вид буллинга, менее - физический и кибербуллинг. Сексуальные домогательства и насилие занимают далеко не первое место по распространенности, но, пожалуй, первое по травматичности.

Как стоит вести себя ребенку, если он подвергается буллингу?

Для ребенка, подвергшегося буллингу в школе, самое главное не молчать, не считать это нормой, а говорить об этом и искать защиты. Это относится ко всем видам травли. Важно понимать, что жертвой травли при определенных обстоятельствах может стать любой ребенок. Это больше зависит не от пола или других характеристик, а от принятых в данном обществе ценностных норм и стереотипов.

Что можно сделать? По возможности сохранять спокойствие, верить в себя и беречь свою самооценку от негативных комментариев агрессоров, и, конечно, обратиться за помощью ко взрослым или друзьям. Единожды начавшись, травля редко прекращается сама по себе, поэтому необходима защита и вмешательство извне. В крайнем случае можно подумать о смене школы, класса, коллектива. Важно найти “свою стаю” – людей и место, где будет безопасно быть собой.

Как вести себя родителю, если его ребенок подвергся буллингу?

Если родителю стало известно, что его ребенок подвергается буллингу (неважно по какому поводу), необходимо внимательно и бережно расспросить его о том, что происходит, стараясь оставаться спокойным и демонстрировать сочувствие и принятие. Нужно объяснить, что мама и папа на стороне ребенка, он (она) не виноват в том, что произошло, ответственность лежит на обидчиках. Далее необходимо предать дело гласности, обратившись к классному руководителю и/или директору, изложить факты буллинга и потребовать разобраться в ситуации.

Если школа не готова к диалогу, можно обращаться в вышестоящие организации или в полицию, если был причинен ущерб здоровью или имуществу. Задача родителей - в первую очередь защитить ребенка, а уж затем призвать к ответу агрессоров. Если потребуется, можно временно не пускать ребенка в школу, либо вовсе перевести его в другую, более безопасную среду. Для снижения негативных последствий травли для психики ребенка можно обратиться к специалисту-психологу.



Комментарии (0)

Новый номер

Выпуск №1 - 2022 Скачать файл

Консультация эксперта

Задать вопрос и получить консультацию специалистов из разных областей

Павел Кожевников
Детский хирург, уролог-андролог, ассистент кафедры урологии НГМУ, преподаватель курса по детской урологии-андрологии.