Top.Mail.Ru


Статьи

  —   РОДИТЕЛЬСТВО
Выбрать рубрику

РАЗВИВАЕМ ВУНДЕРКИНДА: КАК ЭТО СДЕЛАТЬ ВО БЛАГО РЕБЕНКА

Автор: Наталья Баталова, фото: https://ru.freepik.com

Вундеркинды - дети, которые рано освоили невероятные для их возраста навыки. Редакция ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ искала ответы на вопросы: полезно ли ребенку опережать сверстников в развитии и какую роль в этом играют амбициозные родители вундеркиндов?

Вундеркинды в нашем веке

Передачи об одаренных детях, педагогическая литература о вундеркиндах сделали тему развития необычных детских способностей модной и изучаемой.

Одаренные дети демонстрируют в раннем возрасте прекрасно освоенные навыки речи, быстрый счет и выполнение других умственных операций, глубокие знания фактов в разных отраслях, удивительные способности к танцам, языкам, музыке и т.д.

Дети проявляют несвойственную возрасту способность к классификации, раннюю увлеченность выбранным занятием, невероятную любознательность и способность концентрироваться на изучении вопроса, стремление к творчеству, нестандартное мышление.

Способности могут быть интеллектуальными, физическими, эмоциональными. Главное, что они асинхронно развиваются по мере роста ребенка - он нормален, но в чем-то очень обгоняет сверстников, и в то же время в чем-то может сильно отставать. В средние века это считалось психологической патологией. В наше время редкие истории вундеркиндов мотивируют родителей видеть в каждом ребенке одаренность и развивать ее.

“Частота потенциальных гениев, развившихся настолько, чтобы так или иначе обратить на себя внимание в качестве потенциальных талантов, вероятно, исчисляется цифрами порядка 1:100000. Частота же гениев, реализовавшихся до уровня признания их творений и деяний гениальными, вероятно, даже в век почти поголовного среднего и очень часто высшего образования исчисляется величиной 1:10 000 000.” (В.П. Ифроимсон, Генетика гениальности. - М., 2004)

Известные вундеркинды нашего века есть во всех странах:

  • В Голландии Лоран Симонс в девять лет учится в Технологическом университете Амстердама. Школьную программу Лоран освоил за 1,5 года.
  • В Англии Камерон Томпсон в 11 лет получил звание доктора математических наук в Открытом университете, окончив математическую школу.
  • В США Иаков Барнетт в 10 лет поступил в Университет Индианы (IUPUI) для изучения квантовой физики.
  • В России в 10 лет Андрей Хлопин попал в «Книгу рекордов Гиннесса» как автор трех научных астрономических гипотез. Алиса Теплякова в 8 лет поступила В МГУ на факультет психологии.

И таких примеров достаточно.

Истории вундеркиндов впечатляют. В каждом случае обязательно присутствуют очень заинтересованные родители, которые посвятили себя, свою жизнь и жизнь ребенка развитию того таланта, которым сына или дочь щедро одарила природа.

Читая о них, возникает много вопросов и хочется получить на них ответы.

Действительно ли для ребенка полезно, чтобы его способности развивались с опережением своих сверстников?

“При той невероятной обучаемости, которой отличаются вундеркинды, именно характер и процесс обучения таят в себе потенциальные проблемы и опасности. Первая из них заключается в выборе оптимальной учебной нагрузки с тем, чтобы возможности таких детей не игнорировались, но и не эксплуатировались.” (Психология одаренности детей и подростков. / Под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Издательский центр «Академия», 1996)

Одаренные дети испытывают трудности в общении с «обычными» детьми, их «не понимают» и «не принимают». Таким детям легче учиться в обществе себе подобных или взрослых. Поэтому для одаренных детей организуются специальные школы, где создаются возможности не чувствовать свою необычность, где особые способности есть у всех и развиваются в полной мере.

Первые лонгитюдные исследования развития одаренных детей были проведены в США и принесли интересные результаты.

В 1923 году американский психолог Льюис Термен из Стэнфордского университета по результатам теста на IQ отобрал 1500 учеников, набравших от 140 до 170 баллов (средний показатель IQ - от 90 до 110). Затем команда психологов 30 лет следила за судьбой «термитов» (так назвали участников исследования). В 1955 году эксперимент был завершен. В результате был сделан вывод: баллы теста на IQ не являются показателем, определяющим вундеркинда.

В 1972 году профессор Джулиан Стэнли из Университета Джонса Хопкинса взял за основу тест для приема в высшие учебные заведения в США и отобрал первых 450 учащихся 12-14 лет, которые набрали максимальные баллы. Исследование расширялось, в 1992 году одаренных детей, судьбы которых отслеживались в течение 10-20 лет, было уже 5000.

Джулиан Стэнли основал Центр талантливой молодежи, через который прошло много детей. В том числе Марк Цукерберг (основатель компании Facebook), Сергей Брин (основатель Google), певица Стефани Джерманотта (выступает под псевдонимом Lady Gaga), а также выдающиеся математики Теренс Тао и Ленард Ын. Все они — живые примеры одаренных детей, которые стали успешными взрослыми.

По выводу Стэнли вундеркинды имели к концу жизни более успешный жизненный путь и более высокие доходы, чем их «обычные» сверстники.

Почему не все истории о ранней одаренности заканчиваются успехом во взрослом возрасте?

Причина здесь в том, что одаренные дети «обманули» суперожидания. В каждой судьбе такого ребенка есть свои победы, но от ребенка, который в раннем возрасте поражал результатами, ожидали такого же суперуспеха всю жизнь.

“«Вундеркиндизм» — это гипертрофированная детскость восприятия, чрезвычайная его «обучаемость» и системность. Все де­ти прекрасно схватывают структурные принципы готовых систем: это прежде всего родной язык или несколько языков, которые зву­чат в доме.” (E. Winner, Gifted children, 1996)

В процессе взросления характер детского восприятия меняется. И способности «нормализуются». Поэтому из очень одаренных детей чаще вырастают успешные, и очень редко суперуспешные взрослые.

Еще один фактор лежит в сфере психологии. Для того чтобы получать результаты в том или ином деле, необходимо прикладывать усилия. То, что в раннем возрасте, когда требования к ребенку были небольшими, давалось без усилий, по мере взросления требует затрат труда, усидчивости, трудолюбия. Ребенок с особыми способностями ждет, что легкость освоения будет с ним всегда. Не получая ожидаемых результатов (хотя они наверняка чуть выше, чем у сверстников, но не поражают воображения как раньше), он может потерять тот самый движитель своей одаренности - стремление изучать, совершенствоваться дальше.

“Среди музыкально одаренных детей и подростков часто встречаются классические (по школьной терминологии) лентяи, не знающие, что такое настоящий труд, именно потому, что слишком многое дается им без труда. Легкость овладения и высокая обучаемость заменяют работоспособность как способность ставить цели, видеть препятствия, переживать трудности, иначе говоря, способность выходить за личные пределы своих возможностей.” (Психология одаренности детей и подростков. / Под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Издательский центр «Академия», 1996)

Еще одним сдерживающим фактором педагоги называют сужение области обучения. Обычно ребенка с выдающимися способностями в некоторой области с раннего детства определяют в школу, где он может развивать их и совершенствовать, но только в своей области. Со временем эта специализация и интенсивное обучение резко ограничивают развитие способностей. По сути, обучение переходит в некую бесконечную тренировку, которая гасит рост интереса, утомляет, снижает работоспособность. Поэтому психологи советуют наблюдать своего одаренного ребенка, создавать ему среду, способствующую всестороннему развитию, развивать особые способности, не перегружая ребенка, не сужая его общий потенциал.

Какую роль в историях чудо-детей играют их родители?

Родителей одаренных детей часто обвиняют в том самом отсутствии гиперуспехов, которые их дети могли бы показать во взрослом возрасте.

“Самые простые версии краха вундеркинда придется сразу от­бросить. Вину чересчур амбициозных родителей доказать не удаст­ся: отец Паганини и отец Моцарта побивают все возможные рекор­ды как тираны и эксплуататоры, но их дети-вундеркинды прослави­ли имя семьи и не думали «сгорать». Их талант был так велик, что желания отцов совпадали с их собственными, и никакая жестокость, и никакие понукания не могли отвратить их от музыки. Недостаток родительского давления тоже не может быть причиной краха вун­деркинда: в буржуазных семьях Артура Шнабеля и Артура Рубин­штейна, где на музыкальную карьеру сына поглядывали искоса и не думали форсировать ее, выросли выдающиеся пианисты — отсутст­вие концертного опыта в детские годы не остановило их движение к творческим вершинам.” ( E.Winner, Gifted children, 1996)

Родители в историях о вундеркиндах часто амбициозны, ставят ребенку большие задачи и требуют от них высоких результатов. В этих историях часто родители осуждаются, но это неэтично.

Здесь лучше поговорить о том, чего нужно избегать, чтобы детство вашего ребенка было счастливым и ребячьим.

  1. Познавательный интерес и готовность обучаться с повторением опыта присущи всем детям до 5-7 лет. Очень часто родители решают, что их ребенок - обладатель необычных способностей, и начинают их бесконечно развивать. Возникают необоснованные ожидания, ребенок стремится порадовать родителей и при отсутствии ожидаемых результатов усваивает чувство вины.
  2. Родители часто волнуются, что не предоставили ребенку всех возможностей для развития его талантов. В этом случае они организуют посещение различных занятий, кружков и секций, чтобы отыскать, не пропустить ни один росток способности. Никакой вид деятельности не может захватить ребенка сразу, за две-три недели занятий. Способность концентрировать внимание и заниматься одним делом, но качественно, формируется постепенно, в процессе продолжительных занятий. Поэтому множество кружков одновременно не способствует «веерному» развитию множества способностей. Пробы разных видов деятельности уместны лишь как поиск своего любимого занятия. Здесь помогают спокойствие, уверенность, что все, что должно проявиться у ребенка, проявится в среде заботы и любви. Необходимы чувство меры и наблюдательность родителей.
  3. Родители тоже были детьми. Они имели мечты о занятии любимым делом, которые могли не воплотиться. Сознательно или подсознательно родители могут «назначить» детей «счастливыми исполнителями» своих детских невыполненных желаний. Доказывать, что это тяжелый путь для детей, которым не оставили свободы выбора, мы не будем, несмотря на то, что это один из самых распространенных алгоритмов родительского поведения в вопросах развития способностей и выбора жизненного пути.

Всестороннее развитие, свобода выбора занятий - это самый лучший путь взросления. Внимание и наблюдательность родителей позволяют вовремя переориентировать увлечения, чтобы познавательный интерес дольше оставался двигателем развития способностей.

Каждого ребенка можно воспитывать как одаренного талантами, выявить которые могут только родители. Наблюдательность и бережное развитие способностей позволяют детям вырасти во взрослых, верящих в свой успех. Еще большего внимания к воспитанию требуют одаренные дети, которые показывают необычные способности в раннем возрасте. Труд родителей всегда вознаграждается, если дети выросли, нашли свое место в жизни и способны быть счастливыми.



Комментарии (0)

Новый номер

Выпуск №1 - 2022 Скачать файл

Консультация эксперта

Задать вопрос и получить консультацию специалистов из разных областей

Ксения Лекс
Преподаватель, автор проекта «Монпансье» о детской литературе, творческом воспитании и семейном обучении.