Top.Mail.Ru


Статьи

  —   ТВОРЧЕСТВО И РАЗВИТИЕ ,   РОДИТЕЛЬСТВО
Выбрать рубрику

АНАСТАСИЯ ШЕВЧЕНКО: «Важно показать ребёнку, что он может ошибаться, это не стыдно и не страшно!»

Автор: Наталья Шимина, фото из социальных сетей

Через несколько дней дети пойдут в школу. Для родителей это особенное время, которое требует внимания и погруженности, особенно если ребенок идет в первый класс.

В гостях редакции ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ Анастасия Шевченко - педагог, логопед, соавтор более 40 детских книг и методических программ для детских центров, руководитель онлайн-школы по обучению взрослых дошкольной педагогике.

О первоклассниках, страхах, режиме дня, нешкольных навыках и методе «зеленых чернил» читайте прямо сейчас.

Анастасия, что важно рассказать ребенку о школе перед ее посещением?

Начните свой рассказ с позитивных моментов: в школе появятся новые друзья, получишь новые знания, появятся новые предметы и увлечения. Обыграйте новый статус: школьник - это уже серьезно, ведь дети так хотят стать взрослее. Поделитесь своими весёлыми школьными историями. Расскажите, что школа - это не страшно, а интересно. Не пугайте школой, плохими оценками, злыми учителями и другими страшилками. Старайтесь говорить о школе, учителе, одноклассниках в присутствии детей только хорошее. Расскажите о режимных моментах, что есть уроки, переменки, завтрак, что надо слушать учителя. И что при любых трудностях, вопросах нужно обращаться к учителю. Дополнительно обсудите, как нужно отпрашиваться в туалет. Научите, что если ребёнок сильно захотел, а учитель не реагирует, то нужно встать и выйти, не дожидаясь разрешения. Иногда дети, оказываясь в стрессовых ситуациях, могут постесняться, не рассчитать свои силы.

Как подготовить ребенка к распорядку дня и объяснить эти правила на простых примерах?

Распорядок дня должен быть и у дошкольника, и у школьника. Если режим у вас есть, продолжайте его соблюдать, при необходимости подкорректировав.
Чтобы ребёнку было проще, составьте распорядок дня вместе, повесьте его на видное место. Можно купить будильник, чтобы ребёнок приучался самостоятельно просыпаться.

Примерный режим дня:

7:00 подъем
7:10 ванные процедуры
7:20 завтрак
7:30 сборы
7:40 выход из дома
8:00 начало уроков
12:00 конец уроков
13:30 обед
14:00 свободное время
16:00 выполнение д/з
18:00 прогулка
19:00 ужин
19:30 свободное время
20:30 ванные процедуры
21:00 сон


Помните, режим дня - это ваша зона ответственности, т.е. зона ответственности взрослого. Как вы ее наладите, так и будет.

Какие ритуалы подготовки к школе можно использовать

Первые месяцы ваша вовлеченность потребуется по максимуму. Задача родителя - научить учиться. А любая учёба строится по принципу «отработать новый навык». Как приучите, так и будет. Предлагаю начать с навыков самообслуживания, если не хотите сами каждое утро собирать портфель и проверять всё ли на месте. С первого дня приготовьте для своего первоклассника чек-листы «что положить в портфель» и трекер «что взять в школу»: портфель, сменка, завтрак, пропуск и другое, что необходимо иметь при себе. Пока ребёнок не умеет читать или читает недостаточно быстро, замените слова на картинки.

Какие ещё нешкольные навыки необходимы первокласснику?

- Завязывать шнурки. Этот навык необходим не только для самообслуживания, но и для развития моторики, координации и мышления.

- Расстегивать и застегивать пуговицы, клёпки, молнии и липучки. Иначе даже такое простое действие, как достать тетрадь из рюкзака или убрать сменку в мешок, станет для ребёнка настоящим испытанием.

- Быстро снимать и надевать одежду: носки, футболки, шорты, рубашки, блузки, юбки. Выворачивать их с изнанки и аккуратно складывать. Чтобы убедиться в необходимости этих навыков, представьте своего ребёнка, переодевающимся к уроку физкультуры.

- Самостоятельно пользоваться туалетной бумагой. В противном случае есть риск прослыть «вонючкой».

- Самостоятельно сморкаться. Вряд ли вашему ребёнку захочется иметь прозвище «сопливый(ая)».

- Ребенок должен уметь есть самостоятельно, без помощи взрослых, в том числе отделять мясо от кости, собрать рис или гречку на тарелке, а также налить себе воды из кувшина в стакан.

- Задвигать стул, когда выходишь из-за стола.

- Открывать двери с разными ручками.

- Вешать вещи на крючок.

- Застилать кровать.

От бытовой самостоятельности зависит и самостоятельность учебная. Если ребёнок справляется с этим списком легко, то он быстрее становится самостоятельным и в решении домашних заданий.

Анастасия, а родители должны помогать на первых порах или лучше сразу приучать школьника к самостоятельности?

Я придерживаюсь мнения, что первый год начальной школы должен проходить под чутким присмотром взрослых. Это связано с закреплением у ребёнка навыка самостоятельного выполнения домашнего задания. Если вы не приучите ребёнка к самостоятельности, то он не сможет выполнять домашнее задание правильно и без контроля. Сядьте рядом, помогите сориентироваться в тетрадях, спросите, как ребёнок понял задание, что необходимо выполнить. Затем смотрите, как выполняется домашнее задание, помогите, если у ребёнка есть затруднения. Когда ребенок уже умеет себя организовать и с д/з справляется сам, то родитель не сразу встаёт и уходит, он ещё какое-то время присутствует рядом, поддерживает и направляет, если это необходимо. Важно помнить, что роль родителя при выполнении д/з - научить! Научить ребенка организовывать себя, составлять план, с чего начать, что за чем делать, как отдохнуть между заданиями, ну и при необходимости объяснять трудные моменты. И вот только после этого наступает период, когда ребёнок может самостоятельно выполняет всё д/з, а родитель только проверяет. Высший пилотаж, к которому надо стремиться, это когда д/з полностью делегируются ребенку и проверка не производится.

Как поддержать ребёнка на первых порах в школе?

Первые три месяца - это адаптация к режиму, к новым людям (ученикам, учителям). Не ругайте, если ребёнок стал делать что-то медленно, если не хочет идти в школу. Старайтесь мотивировать своего первоклашку через позитив, подбадривайте, говорите, что скоро он привыкнет и ему обязательно понравится. Спрашивайте, как прошёл день, что нового узнал, что было интересного, с кем познакомился. Давайте первокласснику больше отдыхать, гулять. Если вы чувствуете, что ребёнку тревожно, предложите взять с собой любимую игрушку, так ему будет спокойнее. Можно положить в портфель игрушку-антистресс, дать с собой блокнот и карандаши, если любит рисовать. Также положите игрушку-антистресс и на рабочем столе дома, она поможет, когда нужно будет перевести дух во время выполнения домашнего задания. Чтобы легче понять, что такое школа для ребёнка, вспомните себя, когда вы пришли на новое место работы, как вливались в коллектив, как осваивали обязанности.

Почему родителям не стоит предъявлять завышенные требования к педагогу и ребенку?

Не ждите от школьной программы и учителя образовательных чудес. Первое время необходимо будет включаться в учебный процесс для понимания, как протекает усвоение предметов. Но самое главное - научить ребёнка учиться самостоятельно и не боятся допускать ошибок. Многие дети боятся ошибаться, и это часто служит причиной отказа посещать школу. У каждого ребёнка своя реакция на ошибку. Одни дети не хотят заниматься, потому что не знают, как выполнять задание, боятся даже начать; другие плачут или проявляют агрессию, если допустили ошибку; некоторые пытаются скрыть свою ошибку или начинают извиняться; есть дети, которые боятся расстроить свою маму, потому что она будет недовольна, будет ругать или расстроится. Захочется ли детям, боящимся ошибок, ходить в школу, где без ошибок не обойтись. Будет ли их мозг ожидать удовольствие от процесса или будет находиться в постоянном страхе? Ошибка - это огромный толчок к дальнейшему развитию ребёнка. Ошибка – это опыт! Важно показать своему ребёнку, что он может ошибаться. Это не стыдно! Это не страшно!

Какой самый важный совет можно дать родителям первоклассников?

Не старайтесь быть идеальными родителями в глазах ребёнка. Поделитесь с ним своими историями о допущенных ошибках. Пусть ваш ребенок знает, что ошибаться могут все, что это нормально. Не концентрируйтесь на ошибках, а учите их исправлять. Концентрируйтесь на успехах! Используйте «метод зелёных чернил».⠀

Понравилась статья? Пишите свои мысли и комментарии по этой теме. Будем рады, если расскажете о нас в социальных сетях. Остались вопросы - задайте их Анастасии Шевченко в разделе консультации.



Комментарии (0)

Новый номер

Выпуск №1 - 2022 Скачать файл

Консультация эксперта

Задать вопрос и получить консультацию специалистов из разных областей

Елена Белоногова
Врач-педиатр, невролог, кандидат медицинских наук, специалист в области неврологии детского возраста