Top.Mail.Ru


Статьи

  —   ТВОРЧЕСТВО И РАЗВИТИЕ
Выбрать рубрику

«МАЛЕНЬКИЙ МОЦАРТ», ИЛИ КАК РАЗВИВАТЬ ЛЮБОВЬ К МУЗЫКЕ С ПЕЛЕНОК

Автор: Наталия Баталова, фото: https://ru.freepik.com

Простое прослушивание классической музыки каждый день стимулирует у младенца развитие когнитивных способностей. Редакция «ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ» собрала интересные мнения и рекомендации ученых и музыковедов о развивающем воздействии классики.

Почему музыка может стать творчеством до 0+?

Первые этапы развития мозг ребенка проходит во время беременности. Первые синапсы зарождаются на 7-й неделе, с 15-й недели развиваются органы слуха, с 18-й - появляются непроизвольные движения плода.

Представьте, что вы можете помочь развитию мозга простым и доступным способом - ежедневным прослушиванием классической музыки по 30-40 минут в день.

С середины 20 века музыковеды и неонатологи исследуют воздействие гармонии, ритма, эмоций, сохраняемых в классической музыке, на развитие, настроение и творческие способности детей. До рождения формируется 70% ресурсов коры головного мозга, 30% развиваются в первые 12 месяцев жизни.

Ребенок еще не разделяет себя и окружающий мир, учится различать цвета, не знает слов. Слушая классику, младенец считывает радостные эмоции, испытывает позитивные ощущения. Так с пеленок зарождается любовь к искусству.

Как воспитывает музыка?

Михаил Семёнович Казиник — скрипач, искусствовед, просветитель — написал книгу «Тайны гениев». Музыкант говорит о том, насколько важно включить классическую музыку в повседневное воспитание ребенка, чтобы гениальные способности, с которыми в мир приходит каждый ребенок, проснулись и получили развитие и воплощение.

«Музыкальное воспитание — не есть воспитание музыканта. Это воспитание человека, … человека гармонии. Музыка — это питание человеческого мозга. В музыке заключены формулы мышления, бытия, существования, гармонии. Все музыкальные формы учат восприятию не только музыки, но слова, поэзии, изобразительного искусства».

Что открыли исследователи, изучая «Эффект Моцарта»?

«Эффект Моцарта» - книга американского исследователя Дона Кемпбелла, в середине 20 века была очень популярна.

Влияние музыки Моцарта на развитие мозга исследовали многие. Например, фониатр из Франции Альфред Томатис, изучая влияние музыки Моцарта на способность выполнения тестов учениками, выяснил, что в тишине дети выполняли тесты в среднем на 9%, под звуки природы - на 16%, под музыку Моцарта - на 65%. Эти выводы не приняли как научно доказанные, но вызвали желание подтвердить или опровергнуть полученные результаты.

Исследования с помощью томографии показали, что музыка Моцарта действительно активирует кору головного мозга.

Возможность вызывать развитие мозга с помощью прослушивания музыки вдохновила музыковеда в Швейцарии Фредерика Хасельбека создать метод неонатальной музыкальной терапии.

В результате исследований в университетском госпитале г. Цюрих было установлено, что недостаточно развитый мозг недоношенных младенцев под действием классической музыки быстро восстанавливает работу самых необходимых для развития участков коры головного мозга.

Позднее французский ученый Эмманюэль Биган в своей книге написал: «Музыка создает … макростимуляторы мозговой активности, которые содействуют лучшему освоению речи, чтения, а позже - и обучению в рамках подготовки к школе. Она оказывает так называемое социально-когнитивное воздействие". (Эмманюэль Биган (Emmanuel Bigand), директор Лаборатории по изучению проблем развития, действующей при Университете Бургундии, соавтор книги «Музыка и мозг» (Musique et cerveau.Nouveaux concepts, nouvelles applications, 2012)).

Можно ли слушать с младенцем рок-музыку?

Музыка – это энергия эмоций, сохраненная в звуках, мелодии, ритме, гармониках. Музыкальное воспитание рекомендуют начинать с классики потому, что ее эмоциональная палитра богата оттенками, музыка полна содержания, пишется в виде музыкальных форм, которые складывались и совершенствовались веками. Классическая музыка — это разговор звуками о чувствах, который ведут философы и поэты, называемые великими композиторами.

Что хочется делать, слушая рок? Двигаться, прыгать, возможно кричать. Без подсказки ученых понятно, что эта музыка возбуждает, побуждает двигаться.

Младенцу важно ощущать себя в безопасности. Громкая музыка, звучащая энергично, содержащая сложные диссонансы и ритмы, скорее напугает ребенка.

Произведения Моцарта рекомендуют слушать до 0+ и потому, что они наполнены светом и радостью. Подойдет любая спокойная и жизнерадостная музыка.

Как начать знакомство с музыкой?

С классикой сначала знакомятся родители. А потом понравившуюся классику в тихом (фоновом) звучании начинают слушать вместе с ребенком по 20-40 минут один или два раза в день.

Колыбельные, спетые мамой, это тоже музыкальное воспитание. Они мелодичны, спокойны по ритму. Пойте колыбельные, детские песенки, любимые мелодии для малыша и вместе с ним. Маленькие дети впитывают новое, запоминают все, что видят, слышат, трогают. Подарите ребенку новый мир – мир музыкальных звуков.

Когда ребенок подрастет и сможет сам показать, какая музыка нравится ему – классика или колыбельные, детские песенки или песни народные – стоит заметить и поддержать интерес.

Следующий шаг – переживать с ним ритмичность музыки. Воспроизводить звучащий ритм музыки можно хлопая, топая, танцуя. Подойдут колокольчики, бубны, кастаньеты. Пробовать на звучание можно все предметы вокруг. Это весело и полезно.

Ритм – основа нашей жизни. Человек живет в ритме дыхания, в ритме чередования дня и ночи, в ритме смены времен года. Музыкальность — это не только развитый слух, это в том числе и чувство ритма.

Когда ребенок начнет ходить, наступит время прикосновения к другому искусству - танцевальному. Теперь можно знакомить юного танцора с зажигательными мелодиями.

Если мама и папа любят рок - подойдет самый нетяжелый.

Что такое музыкальное воспитание?

Есть много сложившихся систем обучения детей музыке и игре на музыкальных инструментах.

Если вы хотите о них узнать, то почитайте о самых известных - о методах Шиничи Судзуки, Карла Орфа, Золтана Кодая или Хелен Хайнер.

В нашей стране музыкальным просветительством занимался композитор Дмитрий Кабалевский. Книгу о музыке «Про трех китов и про многое другое» очень интересно читать с подросшим ребенком.

Школу музыкального воспитания создал скрипач и педагог Михаил Казиник. Музыка для него - это связующая ткань для изучения всех гуманитарных предметов. О методе комплексно-волнового урока Казиник рассказывает в книгах, читает лекции.

Ребенок мечтает о карьере музыканта - отправляйте его в музыкальную школу.

Если вы просто любите музыку, интересуетесь искусством, занимаетесь творчеством - делайте это с ребенком. Ходите на концерты, в балет и оперу, читайте вместе книги о музыке. Пусть ребенок занимается танцами и пением.

Все, что связано с музыкой, и есть музыкальное воспитание.

У вас есть малыш? Начните знакомство с искусством с пеленок. Подрастая, ваш ребенок будет готов видеть прекрасное, создавать его, резонировать с ним в гармонии и ритме звуков, слов, красок.

Расскажите в наших социальных сетях о музыке в вашем детстве? Любите ли вы классику и готовы ли слушать ее со своими детьми?



Комментарии (0)

Новый номер

Выпуск №1 - 2022 Скачать файл

Консультация эксперта

Задать вопрос и получить консультацию специалистов из разных областей

Наталья Шимина
Создатель, главный редактор ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ, член Союза журналистов России.