Top.Mail.Ru


Статьи

  —   РОДИТЕЛЬСТВО
Выбрать рубрику

КАК И ЗАЧЕМ УЧИТЬ ДЕТЕЙ КОПИТЬ ДЕНЬГИ?

Автор: Инна Филатова, фото: Pixabay.com

Согласно исследованиям “Сберстрахование жизни”, большая часть семей (89%) выделяет детям деньги на карманные расходы в размере примерно 650 рублей в неделю. При этом дети практически сразу их все тратят. Редакция ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ поможет с помощью игры научить детей копить деньги и сделать крупную покупку уже этим летом.

Развивать навык финансового планирования для детей младшего возраста лучше в формате игры, так они легче и быстрее запоминают информацию. Такой опыт существует - в Европе и США давно уже стараются изучать финансовую грамотность именно в игровом формате. Есть специальное движение Global Money Week, насчитывающее более 150 стран участников. В течение недели дети и молодежь посещают банки, предприятия и действующие бизнесы и учатся практическим основам.

В Сингапуре садики проводят ежедневные 30-минутные занятия, направленные на формирование навыков предпринимательства: дети организуют настоящие киоски по продаже лимонада.

В России Центральный Банк и Минфин проводят марафоны финансовой грамотности для детей - ФинЗож ФЭСТ, а с 2022 года финансовая грамотность будет введена в школах с 1 класса в рамках дополнения к общим предметам.

С 5-6 лет дети с удовольствием начинают увлекаться историей накопления для получения чего-то более выгодного.

Чтобы перейти к практической части, освоим несколько важных теоретических моментов:

  • Не покупаем ничего по первому желанию ребенка. Покупка должна быть осознанной и желанной.
  • Ребенок выбирает сам, на что копит, даже если вам кажется его цель слишком детской или ненужной.
  • Составляем наглядный план.
  • При любых обстоятельствах стараемся накопить.
  • Не боимся ошибок и неудачных трат — это цена финансовой грамотности.
  • Если ребенку накопить не удалось - не покупаем сами, стараемся помочь накоплению, чтобы цель была максимально достигнута.

Дети, да и взрослые, испытывают эйфорию от предвкушения, а не от самой покупки. Тут включается функция дофамина - радость только от предвкушения. А потом эйфория заканчивается через день, а может час или вовсе через 20 минут, и всё - мечтаем о новой игрушке.

Чтобы перехитрить мозг, нужно не покупать сразу, а заносить идею о покупке в список желаний. И раз в две недели, к примеру, смотреть список и определять, что из этого хочется на самом деле.

Предлагаем вашему вниманию простой бланк - Список желаний для дошкольников.

Записываем или рисуем вместе, что понравилось в магазине, и через некоторое время анализируем по светофору приоритетность покупки, закрашивая кружочки в соответствующий цвет: красный - практически не нужно, желтый - нужно будет позже, зеленый - нужно прямо сейчас.

Вот пример уже заполненный:

Дети постарше могут вести список. Список желаний для школьников - сам бланк.

Сначала кажется, что для детей формировать планы на год, а тем более до 18 лет, - это слишком. На самом деле данная система готовит к среднесрочному и долгосрочному планированию. Взрослым тоже необходимо планировать на 10, 15, 20 лет. Чтобы понимать, реализуемы ли планы, нужно их разделять на подзадачи.

Постепенно ребенок научится управлять своими желаниями, отделять важное от второстепенного и делить цель на несколько этапов. А для этого нужно превращать желания в цели. При этом детям придется научиться контролировать карманные деньги и иногда отказывать себе в сиюминутных желаниях, но ни в коем случае не в постоянных необходимых потребностях.

Выбираем не более 3 приоритетов, отмеченных зеленым цветом, и совместно решаем, когда и как они будут достигаться. С дошкольниками выполняем постепенно, сначала достигли одной цели, потом - второй и третьей.

Превращение желаний в цели - заносим желания, отмеченные зеленым цветом светофора.

Расписываем цели подробнее - ищем конкретные модели и стоимость.

С детьми постарше и школьниками начальных классов производим расчет стоимости целей краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной. Вот пример по краткосрочной цели. А это для среднесрочной и долгосрочной (при необходимости).

Что дальше?

А дальше делаем трекер накоплений с дорогой к нашей заветной цели.

Вам понадобятся:

  • 2 магнита для холодильника,
  • ножницы,
  • клей,
  • предварительно распечатанный файл формата А4 с выбранной картинкой.

Смысл в следующем. Один магнит движется по дороге, обозначая то место, где сейчас находится ребенок в процессе накопления. Кубок - это цель, к которой стремимся. А второй магнит удерживает трекер на холодильнике. Очень простая и увлекательная детская накопительная игра.

Вот пример для мальчиков и девочек - трекер.

Если школьники уже выросли из “накопилки”, предложите им другой формат - финансовый челлендж.

Вот два примера финансового накопительного трекера: свинки и сетка

Старайтесь быть позитивно настроенными, помогайте, поощряйте. Помните, что поддержка очень нужна, когда мы стараемся чего-то добиться. Ваш совместный настрой - это залог успеха. Не забывайте обсуждать промахи и неудачи.

И еще важный момент. Учитесь искать таланты у детей и возможности применения их для получения дополнительного дохода. Умение экономить - это половина успеха, умение найти источник дохода и при этом любимое дело - это настоящий успех. Удачных накоплений!



Комментарии (0)

Новый номер

Выпуск №1 - 2022 Скачать файл

Консультация эксперта

Задать вопрос и получить консультацию специалистов из разных областей

Ирина Газизова
Ирина Газизова, педагог и концертирующий музыкант, кандидат педагогических наук.