Top.Mail.Ru


Статьи

  —   РОДИТЕЛЬСТВО
Выбрать рубрику

КАК ВЗРОСЛЕЮТ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ?

Автор: Наталия Баталова, фото: https://ru.freepik.com

Часто ребенок подрастает и невероятно меняется. Родителям вдруг становится трудно. Это бывает и с первым, и с третьим ребенком в семье. Редакция ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ исследовала, как проблемы воспитания, с которыми родители встречаются по мере взросления их детей, превратить в решаемые задачи.

Первый год жизни

На первом году жизни ребенка самыми важными выступают гигиена, режим питания, лечение болезней. У ребенка режутся зубки, болит животик, разные другие проблемы, касающиеся здоровья. И воспитание в этом возрасте не выглядит главной задачей.

Однако российский психолог Немов Роберт Семенович обращает внимание, что уже с раннего возраста закладываются основы для дальнейшего развития личности. В это время работает наблюдение и подражание. Ребенок считывает эмоции родителей. Спокойное и доброжелательное обращение воспитывает ребенка. Вечная усталость и подавленность мамы токсична для малыша.

«Испытанные в младенчестве страхи или закрепленные позитивные проявления проявляются позднее, ближе к трем годам», - пишет академик Немов.

Многие мамы отмечают странные фобии малышей: страх погрузиться в воду в ванне, боятся слушать громкую музыку, качаться на качелях. Это зеркало страхов, испытанных в неосознанном возрасте. Никакие уговоры для преодоления страхов не подходят. Подсознательные реакции меняются только через повторяемый опыт доверия и безопасности.

Малыши

Человечек встает на ноги и осваивает следующую ступеньку взросления. Встает новая задача - как уберечь ребенка от травм, а дом - от вечного беспорядка.

Проблема этого этапа – найти паритет между свободой действий малыша и необходимостью соблюдать границы и правила.

Замечательный педагог Шалва Амонашвили говорит, что этот возраст очень важный в воспитании. Если ребенка удерживать и предупреждать все ошибки, то из него вырастет излишне осторожный и нерешительный взрослый.

Дети в этом возрасте любят повторять одни и те же действия, перечитывать одни и те же книжки, снова и снова пробовать то, что обозначили словом «нельзя». Взрослому такое поведение кажется нецелесообразным. Амонашвили подчеркивает, что повторение – это тренировка, самообучение, проявление глубинного познавательного интереса, который потом будет помогать учиться, осваивать новые жизненные задачи.

Дошкольники

В возрасте трех лет дети идут в детский сад - плачи по утрам, потерянные колготы, испачканная одежда, детские болезни.

И родители, и дети часто не готовы к тому, что приносит этот этап в их жизнь: родители испытывают беспокойство за здоровье и настроение ребенка; дети показывают тревожность из-за смены привычного образа жизни. Много новых впечатлений, игр, друзей, игрушек в детском саду утомляют детское внимание. Необходимая самостоятельность не приносит удовольствия, если ребенок к этому не привык.

Людмила Петрановская, психолог и педагог, обращает внимание на то, что в этом возрасте нужно все решения принимать исходя из темперамента ребенка, его желания общаться, его способности справляться с эмоциональной нагрузкой. Нет однозначных рекомендаций. Задача родителей подбирать для ребенка те решения, которые соответствуют особенностям, желаниям и предпочтениям ребенка.

Ребенок в школе

Как только ребенок переступает порог школы, проблемы воспитания переходят на новый уровень. Теперь жизнь в школьном коллективе ежедневно предъявляет список задач для решения: адаптация в классе, вопросы дружбы и лидерства, организация личного пространства и времени, межличностные отношения с детьми и учителями. Начинаются споры с родителями о том, можно ли ходить в школу одному, иметь карманные деньги и сколько, об уровне самостоятельности при выполнении домашних заданий и т.д.

Проблема состоит в том, что родители не замечают - ребенок вырос, чувствует себя равным, стремится быть взрослым. Чем старше становится ребенок, тем больше возникает потребность договариваться, обсуждать и принимать решения совместно, решающее значение играет личный пример.

Юлия Борисовна Гиппенрейтер, специалист по экспериментальной и семейной психологии, написала много книг для родителей о том, как общаться с ребенком в этом возрасте, как поддерживать интерес к учебе в школе, как строить отношения и разруливать конфликты.

В переходном возрасте наши дети становятся взрослыми. Чаще всего самые большие проблемы воспитания встают перед родителями именно в это время. Родителям нужно отпустить взрослых детей во взрослую жизнь. К этому трудно подготовиться. Мне, как маме 3 сыновей, помогли семинары и тренинги педагога и психолога Алексея Анатольевича Бабаянца. Я нашла много ответов на вопросы о взаимоотношениях родителей и детей-подростков.

Важно осознать, что воспитание никогда не кончается. Родители продолжают учиться быть родителями всю свою жизнь.

Воспитание детей можно сделать увлекательным исследованием. Если у вас есть вдохновляющие находки и интересные решения, делитесь с другими родителями в наших социальных сетях.




Комментарии (0)

Новый номер

Выпуск №1 - 2022 Скачать файл

Консультация эксперта

Задать вопрос и получить консультацию специалистов из разных областей

Анастасия Шевченко
Педагог, логопед, автор книг, развивающих тетрадей и программ для детей, руководитель онлайн-школы для педагогов.