Статьи

  —   ТВОРЧЕСТВО И РАЗВИТИЕ
Выбрать рубрику

НУЖНО ЛИ РАЗВИВАТЬ ДЕТЕЙ С РАННЕГО ВОЗРАСТА?

Автор: Наталия Баталова, фото: https://ru.freepik.com

Раннее развитие ребенка стало модным. Одни родители готовы носить малыша в развивающие центры с пеленок, другие уверены - обучать ребенка в раннем возрасте просто нельзя. Редакция ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ постаралась найти ответ на этот вопрос.

Психологи о развитии детей

Психология помогает понять, как ребенок становится взрослым. Все родители хотят, чтобы сын или дочь выросли здоровыми, счастливыми, способными жить среди людей. Каждый ребенок растет согласно своему внутреннему плану развития. Ускорить процессы адаптации невозможно.

Будучи мамой 3 сыновей, я увлеклась изучением этапов, которые проходит дитя от младенчества до взрослости. Мне понравились два разных подхода, дополняющие друг друга.

Первый – подход Выготского Льва Семеновича, русского психолога, изучавшего в конце 19 - начале 20 века процессы формирования мышления человека. Он выделил младенчество как магическую и важную стадию развития человека. Начиная ходить, ребенок перестает чувствовать себя частью мамы. Мир расширяется, появляется самостоятельность исследователя.

Следующий этап Выготский назвал возрастом игры. С 3 лет до школы идет накопление личного опыта, развивается мышление, речь, воображение. Способность анализировать, систематизировать, обдумывать поведение и изменять его появляется позднее. Ребенок учится жить среди людей, умение управлять собой становится необходимостью. Далее приходит возраст полового восприятия, делающий ребенка взрослым.

Иной подход у Эрика Хомбургера Эриксона, американского социолога 20-го века, занимавшегося теорией психосоциального развития. Он выделил 8 стадий эволюции отношения человека к миру. В первый год жизни формируется доверие или недоверие к окружающему его миру.

До 3-х лет либо создается ощущение самостоятельности, либо рождается нерешительность.

До 5-ти лет дитя учится действовать предприимчиво или делать с оглядкой и чувством вины.

До 11-ти лет ребенок либо убеждается в своей умелости, либо привыкает к ощущению неполноценности при неудачах.

И только потом начинается обучение жизни в обществе, когда человек ищет свои роли, осознает свою похожесть или непохожесть на окружающих.

Соединим подходы и получим ответы:

- Размышляя о том, развивать или подождать, нужно осознавать, что в проживаемом возрасте может усвоить ребенок, который растет по собственному неповторимому плану.

- В первый год жизни и на всю оставшуюся жизнь закладывается ощущение дружелюбности мира или его опасности. Окрасить это представление в цвета доверия – основная задача этого периода.

- Ребенок становится героем и предпринимателем до 5 лет. Значит, в это время нужно создать возможности действовать, рисковать, пробовать. Это время для игр, общения с семьей и детьми, для получения опыта в спорте, рукоделии, рисовании и т.д.

Будьте наблюдательными и терпеливыми, будьте на стороне ребенка в любых жизненных ситуациях. Никто не растет на радость мамам и бабушкам. Развитие ребенка – самостоятельное чудо, родители участвуют в его проявлении.

О раннем развитии

Вспоминаем: первый год жизни - магический!

У младенца нет ограничений восприятия. Ребенок осваивает огромные объемы потоковых данных, складывает это в память и изучает окружающий мир такими темпами, которые недоступны взрослым.

Ребенок еще не умеет обращаться со знаками. Логическое мышление появляется позднее. Образы, запахи, эмоции, прикосновения – осваивается информация органов чувств.

Значит, полезно то, что расширяет палитру впечатлений – пение для него, музыка, яркие краски, новые ощущения при прикосновениях.

Развивать можно эмоции, это доказано. В этом помогает классическая музыка, которая гармонизирует настроение, расширяет палитру, тренирует чувствования.

Раннее изучение языков не происходит как «изучение». Дети в многоязычных семьях начинают говорить сразу на нескольких языках, которые слышали в семье. Это потоковое восприятие языков закрывается к 3-м годам.

Далее ребенок готовится к систематизации полученных массивов информации и фокус внимания подсознание переключает со сбора на усвоение и осознание полученного.

Понимая это, каждый родитель может сам выбрать, как развивать в раннем возрасте.

Как развиваем дальше

Знаем: развить можно то, что в ребенке заложено как потенциал. Способностям нужно дать возможность проявиться в созданной развивающей среде, где есть свобода творчества и самореализации, возможен путь проб и ошибок.

Логически мыслить дети учатся к 7 годам и потому идут в школу в это время, способность полноценно отвечать за поступки получают к 13-14 годам. Поэтому безболезненно принимать плохие оценки и вести себя по правилам могут только взрослые. Детям нужна поддержка и понимание, без жестких требований и контроля, на каждой ступеньке их развития.

Можно ли опоздать с развитием или нельзя – вопрос некорректный. Задача родителей развивать тогда, когда у ребенка возникает в этом потребность.

Оставайтесь на связи с ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ, задавайте вопросы, делитесь опытом в социальных сетях о том, как развиваются ваши дети и сколько радости это дарит вам.




Комментарии (0)

Новый номер

Выпуск №1 - 2021 Скачать файл

Консультация эксперта

Задать вопрос и получить консультацию специалистов из разных областей

Ксения Лекс
Преподаватель, автор проекта «Монпансье» о детской литературе, творческом воспитании и семейном обучении.