Статьи

  —   Развивайка
Выбрать рубрику

КАК ПОМОЧЬ МАЛЫШУ С ТРУДНЫМИ ЗВУКАМИ?

Автор: Наталья Шимина, фото из личного архива героини

В гостях редакции ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ - Солдатова Юлия Эрнстовна, автор самого полезного блога о детях, врач-педиатр, учитель-логопед. Специалист по медицинскому и логопедическому массажу, ЛФК. Активно изучает нейропсихологию и нейропедагогику.

И возникает первый вопрос: в каком возрасте ребенок должен выговаривать все трудные звуки?

- Как я понимаю наши основные слушатели – это мамы деток от 3 до 5 лет. Как раз в этом возрасте формируются все трудные звуки. В 3 года – свистящие (с, з, ц), в 4 года – шипящие (ш, ж, ч, щ) и в 5 лет – соноры (р, рь, л, ль).

Что должно насторожить родителей, какие звоночки являются сигналом, что необходимо обратить внимание на речь, а когда уже пора бежать к логопеду?

- На самом деле, звоночки могут быть уже в самом раннем детстве. И так как у многих есть вторые и третьи дети, я начну с самого начала.

❗ Если у младенца до 1 года нет гуления и лепета (звуков типа «кххх», «гыгы», «агу», «агы», затем повторяющихся слогов «диди», «гиги», «бубу», «тата»). В этом случае обязательна консультация невролога.

❗ Если у ребенка в возрасте 2 лет очень мало слов, нет фраз или ребенок совсем не говорит.

❗ Если ребенок 3 лет не говорит простые звуки или заменяет их другими (например, «Т» заменяет на «К»). Говорит на «своём» языке, непонятном окружающим. Либо все понимает, но не говорит.

❗ Если в возрасте 4 и 5 лет речь ребенка нечеткая, смазанная, невнятная, он не выговаривает звуки С, З, Ш, Ж, Р, Л и др. либо произносит их мягко: «кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька».

Давайте я подробнее остановлюсь на самых сложных звуках «Р» и «Л». Они не зря появляются в норме самыми последними, для их произнесения мышцы артикуляционного аппарата должны быть сильными и их движения хорошо скоординированными, выдох должен быть полноценным и уровень сформированности фонематического восприятия достаточным.

Нарушение именно этих звуков обычно больше всего беспокоит родителей, так как их неправильное произнесение очень режет слух.

Нарушение звука «Р» может быть горловым (французским), одноударным либо вибрация вообще будет отсутствовать (американский тип произношения). Во всех случаях постановка звука только с механической помощью! И если вы слышите горловое «Р» в 4 года, нет смысла ждать до 5 лет.

❗ Ребенок старше 6 лет не произносит правильно какие-то звуки. Не может ответить на вопрос, с трудом учит стихотворения, не может запомнить и пересказать рассказ, в длинных словах переставляет или пропускает слоги.

❗ Ребенок начал говорить с запинками, повторяет первые звуки, слоги, слова, заикается. При обращении к логопеду и неврологу в первые 2 недели от начала запинок вероятность положительной динамики и полного излечения увеличивается!!!

❗ Если в преддверии школы вы замечаете какие-либо трудности и не уверены, готов ваш ребенок к школе или нет.

❗ Если в школе ребенок читает и пишет с большим количеством ошибок.

- Я понимаю, что тема очень обширная, но может быть Вы сможете кратко рассказать, почему же у детей возникают проблемы с речью?

- Да, эта тема действительно огромна. Постараюсь кратко и понятно объяснить.

1. Недостаточно развитое речевое дыхание. Для качественного произнесения звуков нужен сильный ротовой выдох, а его не будет без полноценного, энергетически сильного вдоха.

2. Недостаточная сформированность моторики. Причем не только артикуляционной, но и общей. У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается моторная неловкость, неуклюжесть. Сюда же я бы отнесла проблемы с вестибулярным аппаратом, из-за которых наблюдается плохая координация движений.

3. Нарушения фонематического слуха. Когда ребенок неправильно воспринимает звуки человеческой речи. Он произносит их так, как слышит, а затем и писать их в школе начинает с ошибками.

Если работа по развитию фонематического слуха в дошкольном возрасте была проведена недостаточно, то эти проблемы обязательно выйдут на первый план в школе. Причем, это произойдет не в первом классе, когда нет оценок и письменная нагрузка еще мала, а во втором, а то и третьем классе, когда начинаются оценки и резко вырастает нагрузка именно на письмо. В большинстве случаев дети очень плохо пишут диктанты, количество ошибок просто зашкаливает.

4. Нарушения зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза. Малые поля зрения, плохой самоконтроль и недостаточное внимание.

Да, действительно, причин много, и все это очень серьезно! Я часто встречаю мнение родителей, что неправильное произношение звуков у ребенка, это его личная изюминка.

- Наталья, Вы меня извините, наверное, я скажу грубо, но, на мой взгляд, речевые нарушения считают изюминкой родители, которые по тем или иным причинам не хотят заниматься своими детьми. И таким образом оправдывают свое собственное бездействие.

Ко мне обращаются и старшеклассники, и даже взрослые люди с просьбой поставить звуки. И знаете, что они говорят в самом начале? Они высказывают обиду на своих родителей, которые не занимались ими в детстве. К такому выводу приходят многие взрослые, имеющие проблемы с речью.

Скажите, родители могут сделать что-то сейчас, в условиях самоизоляции?

- Конечно! Сейчас уже все адаптировались к онлайн-режиму. Как выяснилось, даже логопед может работать онлайн, но в этом случае много труда ложится на плечи мамы, и если она готова активно заниматься, то все получится. Плюс я все-таки очень надеюсь, что скоро это все закончится и мы сможем вернуться к привычному режиму работы!

Я правильно поняла, что Вы тоже занимаетесь онлайн.

- Да, конечно! Я даже разработала онлайн-курсы для родителей по обучению постановке звуков. Сейчас можно найти много видеороликов по постановке звуков, но они обычно ограничены механической постановкой. Я же даю комплекс работы, который позволит легко и продуктивно поставить звуки, а главное, максимально избежать проблем в школе!

В какие игры, в которые родители смогли бы играть с детьми дома, Вы могли бы посоветовать для наших читателей?

Приведу пример из личного опыта: пальчиковые игры – очень классные и полезные для нас: ребенок, действительно, играет, запоминает, потом даже просит играть в эти игры сестру. По-моему, это очень здорово.

- Да, вы правы, для детей основной вид деятельности – игра. Если их заставлять учиться, заниматься, то ребенок откажется и пойдет к своему любимому конструктору, поэтому, конечно же, все идет через игру. Про пальчиковые игры – замечательный пример, песенки с речью, пальчиками прекрасно развивают речь, мозг и сами пальчики.

Пожалуй, расскажу о развитии дыхания, так как этой крайне важный момент. Есть очень простые игры.

Первый вариант игры и особенно актуальной для лета – это игра с мыльными пузырями, таким образом мы можем контролировать длительность выдоха, сколько пузырей выдулось у ребенка и так далее. При этом здесь можно включить самоконтроль, так как, например, чтобы у ребенка надулся один большой пузырь, нужно дуть медленно, плавно, но с определенной силой. Кажется, что это всего лишь мыльные пузыри, но оказывается сколько существует вариаций развития дыхания.

Также актуальна для лета: "Буря в стакане" то есть в большой стакан наливаете немного воды и через коктейльную трубочку устраиваете «бурю». Здесь тоже можно преследовать несколько целей: устраивать соревнования с близкими (например, на длительность – чья буря будет длиннее/дольше, тем самым формируем длительный выдох, на силу – чья буря будет сильнее, у кого больше пузырей в стакане). Еще очень полезно дозировать нагрузку: если взять коктейльную трубочку с широким сечением – будет легко дуть, бывают тонкие трубочки – сложнее дуть, а есть еще и извитые коктейльные трубочки – в них будет ещё порядком сложнее дуть. Если давать по усложнению, то, соответственно, у ребенка будет развиваться дыхание. Элементарная игра, а приносит много пользы.

Еще один вариант – пропевание песенок. Например, звук «А» как можно дольше пропеть. Это тоже просто, но очень действенное.

Желаем удачи!






Комментарии (0)

Новый номер

Выпуск №2 - 2020 Скачать файл

Консультация эксперта

Задать вопрос и получить консультацию специалистов из разных областей

Ирина Газизова
Ирина Газизова, педагог и концертирующий музыкант, кандидат педагогических наук.