Статьи

  —   Непридуманные истории
Выбрать рубрику

КАК СНИМАЛИ ФИЛЬМЫ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Автор: Анна Максименко, фото из открытых источников

Во время войны свой невероятный героизм показали не только солдаты, офицеры, лётчики, танкисты, пехотинцы и моряки. Одни из самых пронзительных и ярких отечественных кинокартин были сняты именно тогда. Главной задачей режиссёров было поддержать народ и доказать, что никакие катастрофы не смогут остановить силу искусства.

Министерство культуры РФ рассказало редакции ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ, каким образом проходили съёмки некоторых фильмов, созданных во время Великой Отечественной войны.

«Свадьба» (режиссёр Исидор Анненский, 1944 год)

В 1944 году режиссер Исидор Анненский снял одну из любимейших комедийных кинокартин советского и российского зрителя. «Свадьба» – сатира на нравы среднего класса дореволюционной России, снятая по одноимённому водевилю А. П. Чехова.

Во многом любовь к фильму объясняется невероятной игрой талантливой плеяды советских актёров: Фаины Раневской, Алексея Грибова, Эраста Гарина и других.

Каждый из них переживал горе от потери близких, страх репрессий, но общими усилиями фильм получился ярким, весёлым, с настоящей чеховской «грустинкой» над глупостью и людским несовершенством.

Съёмки проходили в Москве, в Лиховом переулке, в двухэтажном старинном здании по ночам. Приметы военной Москвы можно увидеть в уличных кадрах фильма. Например, в некоторых фрагментах картины видны заклеенные крест-накрест окна.

«Шла война, о выезде на натурные съёмки не могло быть и речи. Типичные для глубокой дореволюционной российской провинции уголки нам удалось снять в Москве», – вспоминал режиссёр Исидор Анненский.

Свадебное изобильное застолье было в основном бутафорским. Но был и настоящий аппетитно пахнущий винегрет, от которого ассистенты отгоняли голодных артистов. Режиссер, опасаясь, что блюдо не доживёт до конца съёмочной смены, распорядился полить его керосином.

Несмотря на всеобщее горе от войны, фильм полон искромётного юмора и смешных сцен. Именно благодаря «Свадьбе» в нашу речь вошли такие весёлые фразы, как «В Греции всё есть!», «Махайте на меня, махайте!», «Больше всего на свете я люблю статных мужчин, пирог с яблоками и имя Ролан» и многие другие.

Перечитать оригинал знаменитой чеховской комедии можно на сайте Национальной электронной библиотеки.Также в бесплатном доступе находятся более 4,8 млн изданий: книги, журналы и плакаты, а также ценные книжные памятники, оцифрованные в рамках национального проекта «Культура».

«Иван Грозный» (режиссёр Сергей Эйзенштейн, 1944 год)

«Иван Грозный» — историческая киноэпопея о борьбе великого русского князя за объединение феодальной Руси в мощное централизованное государство. Несмотря на то что картина снималась во время войны, фильм до сих пор является одним из самых значительных событий мирового кино. Он состоит из двух частей, которые вышли на экраны в 1945 и 1958 годах.

Работу над сценарием Эйзенштейн начал летом 1941 года, предварительно изучив исторические документы, хроники и жизнеописания Ивана Грозного.

Съёмки первой серии начались в 1943 году и проходили в Алма-Ате, куда был эвакуирован «Мосфильм». Снимали в основном ночью, так как днём всё электричество шло на нужды заводов, снабжавших фронт.

Съёмочной группе и художникам приходилось проявлять чудеса изобретательности. Например, когда на декорации не хватало фанеры, мастера использовали местный сорт кустарника, из которого плели особые пласты и использовали для строительства. До сих пор остаётся загадкой, как в условиях жесточайшей экономии военного времени Сергею Эйзенштейну и группе художников-постановщиков удалось воссоздать богатейшие палаты Кремля и боярских дворов.

Несмотря на холод, голод и нескончаемые горестные новости с фронта, актёрам удавалось проявлять небывалый талант. Николаю Черкасову, исполнившему роль Ивана Грозного, было трудно сразу остановиться и замолчать после прекращения съёмок того или иного фрагмента. Актёр ещё какое-то время продолжал играть. Однако даже в такие моменты он был невероятно убедителен. Черкасов настолько вживался в роль, что его продолжали снимать на камеру даже после команды «Стоп!». Некоторые из этих кадров в итоге были смонтированы и использованы в фильме.

«Подобные фильмы никогда не уйдут в прошлое. Они всегда будут занимать значимое место не только в российском, но и в мировом кинематографе», говорит Ольга Ярилова, заместитель Министра культуры РФ, администратор нацпроекта «Культура».

«Два бойца» (режиссёр Леонид Луков, 1943 год)

«Два бойца» — художественный фильм, рассказывающий о нерушимой фронтовой дружбе советских солдат в годы Великой Отечественной войны.

Съёмки проходили в Ташкенте в условиях эвакуации. Картины, снимавшиеся в таких условиях, должны были помочь стране выстоять и победить, поднимая боевой дух солдат и тружеников тыла. Именно поэтому режиссер Леонид Луков решил сделать в фильме акцент на простых, но важных человеческих чувствах – любви и дружбе.

«Главная сила на войне – это люди. В картине «Два бойца» главное не сюжет и не внешние обстоятельства, а люди на войне», – вспоминал режиссёр Леонид Луков.

Фильм примечателен не только игрой талантливых актеров, но и музыкой. Специально для картины были написаны песни, которые до сих пор исполняются с большим трепетом. «Тёмная ночь» впервые прозвучала именно в фильме Леонида Лукова и сразу же обрела большую популярность по всей стране. Примечательно, что написана она была буквально за ночь и уже на следующий день была смонтирована в кинокартине.

«В шесть часов вечера после войны» (режиссёр Иван Пырьев, 1944 год)

Романтико-поэтический фильм, отображающий не только хронологию войны, но и атмосферу времени — веру людей в победу и мирную жизнь. В картине запечатлена история двух разлучённых влюблённых, которым, пройдя через все горести войны, всё же удаётся встретиться в давно условленном месте — на Каменном мосту в Москве ровно в шесть часов вечера.

Актёрам приходилось работать в жесточайших условиях. Съёмки фильма проходили в неотапливаемых, промёрзших павильонах «Мосфильма» при минусовой температуре. В кадрах можно увидеть, что в «летних сценах» у актёров изо рта идёт пар. Также заметно, насколько сильно похудели за время съёмок Евгений Самойлов и Иван Любезнов, исполнившие в фильме главные мужские роли.

«Мы снимали фильм о победе, а война ещё шла, и было что-то тревожное в нашем ожидании», – вспоминала актриса фильма Марина Ладынина.

Освежить в памяти лучшие сцены из классики советского военного кино можно на сайте Госфильмофонда России.

«Золушка» (режиссёр Надежда Кошеверова, 1947 год)

Фильм по мотивам знаменитой сказки Шарля Перро вышел спустя два года после окончания войны. Появление подобной картины было довольно странным явлением для советского кинематографа. Сказочный сюжет, зарубежный автор... Однако съёмки были разрешены, поскольку сценарий сочли очень мотивирующим и жизнеутверждающим. Адаптировать старую сказку под комедию было поручено Евгению Шварцу.

Фильм снимали в неотапливаемых и полуразрушенных после войны павильонах. В перерывах между дублями актёрам приходилось надевать пальто, тулупы и даже валенки. В жутких условиях общими усилиями шили костюмы и декорации. Роскошные наряды для мачехи, сестёр Золушки и остальных персонажей сказки создавали буквально из занавесок и подручных материалов.

Самой большой проблемой для художников по костюмам были платья Золушки и Феи. На помощь пришла Фаина Раневская, блестяще исполнившая роль мачехи. Она принесла из дома обрезки ткани и настенное бра. Ткань пошла на платье Золушки, а вот бра в полной красе мы можем наблюдать на голове Феи.

Отдельного внимания достойна хрустальная туфелька. Она была сделана из пластика и действительно вряд ли подошла бы кому-то, кроме исполнительницы главной роли – актрисы Янины Жеймо с ростом 147 см и 32-м размером ноги.

Пересмотреть фильм, а также узнать больше о мировых экранизациях знаменитой французской сказки Шарля Перро можно благодаря порталу Культура РФ.



Комментарии (0)

Новый номер

Выпуск №2 - 2020 Скачать файл

Консультация эксперта

Задать вопрос и получить консультацию специалистов из разных областей

Елена Белоногова
Врач-педиатр, невролог, кандидат медицинских наук, специалист в области неврологии детского возраста и врожденных аномалий развития челюстно-лицевой области.