Статьи

  —   Мама в деле ,   Интервью ,   Развивайка
Выбрать рубрику

ВИКТОРИЯ ШИМАНСКАЯ: "ВАМ НУЖНО 10 МИНУТ СЧАСТЬЯ В ДЕНЬ!"

Автор: Наталья Шимина, фото из архива героини

В гостях у редакции ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ Виктория Шиманская – доктор психологии, автор первой российской запатентованной методики развития эмоционального интеллекта детей, сооснователь проекта SKILLFOLIO, преподаватель и активная мама. Сегодня говорим о том, что такое эмоциональный интеллект (ЭИ) и как его развивать.


Что такое ЭИ и когда о нём заговорили в России?

Эмоциональный интеллект - это способность понимать эмоции, чувства и переживания, понимать причины эмоций. Когда все эмоции становятся друзьями, ресурсом для достижения целей и гармоничного взаимодействия с миром.

В целом активно про термин «эмоциональный интеллект» заговорили во второй половине 20 века. Общественный бум был благодаря разработкам Майера и Саловея, а позднее Гоулмана. Например, в бизнес-образовании развитие эмоционального интеллекта является обязательной практикой. Но когда методика начала внедряться в России, именно в школьном образовании было колоссальное сопротивление, непонимание, зачем это вообще нужно детям (даже произносить сложно), а уж тем более родителям.

Но за последние десять лет поменялся тренд, и понятие «эмоциональный интеллект», как и понятие «social emotional learning» (социально-эмоциональное обучение), стало важным. Надо отметить, что и на уровне ФГОС развитие метапредметных навыков тоже присутствует, хотя до сих пор есть вопрос разночтения терминов. Но роль эмоционального интеллекта в развитии как дошкольном, так и школьном уже абсолютно признана.

В чём отличие чувств и эмоций?

Эмоция - это краткосрочное переживание, имеет чёткое отражение на уровне телесного проявления, мимического выражения, определённого набора нейромедиаторов, соответственно идентифицируется фактически независимо от расы, пола, возраста. Чувства – это всегда более продолжительные переживания. То есть эмоция связана с переживанием в моменте, а чувства – это более сложные, долгосрочные состояния. Можно любить человека, но в моменте на него злиться. Это самый яркий пример.

Когда лучше начать развивать ЭИ?

Мы рождаемся уже с некими базовыми возможностями для развития эмоционального интеллекта, и обучение этому происходит в моменте: с первого взгляда, с эмоций мамы, папы. Очень важно насколько сами взрослые умеют переживать и выражать эмоции, насколько они искренни с ребёнком, поддерживают ли его эмоциональные реакции, реагируют ли на его эмоциональные переживания. Развитие идёт постоянно, но у него есть определённые этапы.

С детьми дошкольного возраста мы обращаем внимание на умение распознавать эмоции, реакции на разное поведение и его причины. Например, ребёнок плачет, он может плакать по разным причинам: голодный, устал, что-то у него не получилось, не хватает внимания. Исходя из причины, мы будем по-разному реагировать. Это ключевая вещь, которая проходит через все составляющие в развитии ЭИ. Что касается управления эмоциями, оно фактически формируется через понимание, что у любой реакции есть связка эмоций, смыслов и телесного проявления. Вот именно поэтому, начиная с дошкольного возраста, нужно на простых примерах показывать ребёнку и научить его понимать: где эмоция, какая она и что с ней делать.

Понятно, что уже в школьном обучении ЭИ помогает навыкам вовлечения, навыкам познания. В бизнес-практике это вообще базовая вещь, которая позволяет понимать себя, свои интересы, связана с профессиональным определением. Ну а развитый эмоциональный интеллект руководителей оказывает положительное влияние на эффективность управления командой и действиями других людей, мотивацией.

Сколько времени нужно, чтобы освоить базовые навыки?

Есть навыки, связанные с формированием ценностных процессов, которые требуют длительного образования фактически новых нейронных связей, на что может уйти от полугода. Формирование привычек – это вопрос эмоционального подкрепления, требующий нескольких месяцев. А есть навыки, которые формируются очень быстро, например, стоит показать упражнение с «коробочкой эмоций», научить формуле «Я чувствую – потому что – я хотел бы» или показать практику «ладошка дружбы», и ребёнок начинает использовать освоенные навыки после первого же занятия. Важно понимать, что это как дом – перестройка некоторых факторов требует большого количества времени, а можно изменить только интерьер: быстро поменять шторы, добавить вазочку, подушечку – и уже будет эффект. Точно так же и в обучении.

В развитии этой темы у детей прекрасно то, что мы можем уже при закладывании фундамента формировать полезные факторы, базу для гармоничного развития ребёнка. Благодаря чему идёт проработка страхов, формирование базовых коммуникативных навыков, принятие себя, формирование физической осознанности, собственно работа с агрессией. Если фундамент заложен правильно, то дальнейшее формирование происходит на новом уровне.

Могут ли родители самостоятельно развивать ЭИ у своих детей?

100% родителей это могут делать самостоятельно, более того, это один из лучших способов. Конечно, прекрасно, когда ещё и педагоги или воспитатели обладают практиками социально-эмоционального обучения, но всё равно основная база закладывается родителями. Здесь главный принцип - можно проводить игры, практики, задания, квесты только по 10-15 минут в день. Это уже даёт эффект.

Мы в Академии эмоционального развития детей Виктории Шиманской SKILLFOLIO KIDS собственно этим и занимаемся. Тысячи родителей после двух недель обучения уже видят результат. Ребёнок начинает понимать, что с ним происходит, ребёнок начинает договариваться с родителем, у него снижается количество конфликтных ситуаций со сверстниками, проявляется важная самостоятельная ответственность, которую родители тоже замечают.

Как это можно сделать? Опишите несколько ситуаций из вашей практики.
Я выложу несколько видеопрактик, каким образом это происходит, можно будет использовать эти методики. И самое главное, почему это работает – это занимает 10 минут, 10 минут счастья вместе с ребёнком. Это как с витаминками – можно съесть сразу всю пачку витаминов, но такое количество уже во вред будет, потому нужно принимать по одной в день. То же самое и с занятиями. Ежедневно 10 минут счастливого состояния вместе с ребёнком волшебным образом действует и на родителей, и на детей.


Скачать таблицу "Бинго - Знакомство"

Прежде всего, это совместные переживания, максимальное принятие, ощущение радости, игры. И дальше такие игры посвящены тематикам. Например, прорабатывается тема страхов – что страх можно уменьшать, можно сделать своего защитника, использовать заклинание, специальный коллаж, танец страха, который будет прогонять страхи. А «светофор страха» показывает, что есть полезные страхи, которые нас защищают, есть страхи, которые нужно трансформировать, и те, которые нужно изучить. Можем где-то даже подружиться со своими страхами.

Буквально одна неделя посвящена этой теме, а на следующей неделе мы говорим про грусть – о, грустить, оказывается, тоже полезно, с помощью «коробочки грусти» почувствуем какой у грусти запах, цвет. И применяем базовые практики для всех деток – «дерево любви», «дерево принятий», «дерево достижений», которые позволяют детям очень хорошо понимать каждый день, что сегодня у них получилось, что с ними происходит. Это формирование новой привычки коммуникации и у родителей, и у ребёнка. Это даёт эффект фактически во всех ситуациях. Конечно, когда в центрах внедряются практики социально-эмоционального обучения, достигается максимальный результат.


Скачать шаблон "Очки добра"

Есть ли национальные и культурные различия в уровне ЭИ?

В некоторой степени есть национально-культурные отличия, связанные с культурами с более сдержанными эмоциями, например, восточной, скандинавской. Есть определенные представления и в американской культуре. Различия в том, как люди справляются с ситуациями, чаще всего проявляется сдерживание эмоций, они не проживаются в полной мере. Это имеет психосоматическую основу. Это не значит, что нужно кричать, орать или что-то ещё, выражая свои чувства, но и не должно быть табу, запрета на эмоции. В то же время — это настолько универсальные вещи, построенные на нейрофизиологии. Человек с развитым ЭИ в любой культуре – это человек, который понимает, принимает, ощущает эмоцию и находит для неё конструктивный выход. Это вопрос воспитания в семье. Можно соблюдать культурные традиции и при этом быть абсолютно гармоничным внутри или же столкнуться с тяжелым внутренним препятствием, испытанием. Так или иначе, первичное формирование ЭИ происходит именно внутри семьи.

Связан ли наш способ поведения и выражение эмоций с эмоциональным интеллектом?

Да, безусловно, способ поведения и способ восприятия мира связан с ЭИ, а ещё с разными типами мышления. Стоит пройти ролевые тесты-квесты, которые позволяют многое понять. Например, при работе с развитием ЭИ подростков, когда они принимают свою ролевую модель, свой способ взаимодействия с миром, мы говорим, что это «твоя суперсила». Такая работа действительно помогает подросткам. Они понимают, что все люди разные. Одному интересно придумывать какие-то миры, а другой не может смотреть человеку прямо в глаза, он вообще предпочитает поменьше разговаривать, говорит четко по делу – и это тоже нормально. Комплексное развитие ЭИ – это в том числе и понимание, как общаться с разными людьми, и самое главное – понимание себя, своей суперсилы.

Дети могут считывать эмоции?
Безусловно, дети могут считывать эмоции и великолепно это делают, у них заложен этот код. Есть замечательный ролик (Эксперимент. Чувствительность детей к эмоциям) в интернете, в котором мама не кричала на ребёнка, ничего плохого не делала, а просто безэмоционально реагировала, и это вызывало чувство паники и растерянности у совсем маленьких детей. Если мы сами умеем управлять эмоциями, выражать их искренне и при этом экологично, то обладаем замечательным ресурсом, и дети тогда это видят и лучше понимают. Часто родители рассказывают о случаях, когда дети спрашивают: «Мам, ты расстроена?» – «Нет-нет, я не расстроена». А при более глубоком анализе она понимает, что да, действительно, расстроена, а ребёнок это видит и чувствует. И надо не губить в детях способность к распознаванию эмоций, а, наоборот, поучиться у них этому умению.

Сейчас много публикаций на тему ЭИ, посоветуйте интересную литературу для детей и родителей.

На самом деле, не стесняясь, могу посоветовать книгу «Где живут эмоции?», которая вышла в издательстве «МИФ», потому что это книга-практикум, она создавалась, чтобы родитель имел возможность посвятить 10 минут общению с ребёнком. Она очень помогает многим родителям. Сейчас переводится на турецкий и китайский языки.

Мне вспоминается Кон «Воспитание сердцем» – это книга, которую, действительно, ценно прочитать всем родителям. Важно понять значимость не наказания, а именно партнерского взаимодействия взрослого с ребёнком с безусловным принятием, при котором родитель и себя не ломает, и ребёнка очень хорошо поддерживает.

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬСЯ? ПОДЕЛИТЕСЬ ВАШИМ МНЕНИЕМ В КОММЕНТАРИЯХ




Комментарии (0)

Новый номер

Выпуск №2 - 2020 Скачать файл

Консультация эксперта

Задать вопрос и получить консультацию специалистов из разных областей

Анастасия Шевченко
Педагог, логопед, соавтор более 40 детских книг и методических программ для детских центров.