Статьи

  —   Интервью
Выбрать рубрику

Анна Попелло: «Лучшие учителя жестового языка – это сами глухие люди».

Автор: Наталья Шимина, фото из личного архива героини

Анна Попелло - директор Томского Центра поддержки людей с нарушенным слухом «Созвучие», сурдопереводчик. Она помогает слабослышащим женщинам контактировать с врачами на родах, организует курсы жестового языка и знает, как сохранить доверительное общение между глухими и слышащими людьми. Почему важно не отрицать проблемы со слухом у своего ребенка? Как слабослышащей маме оставаться в курсе социальной жизни детей? Читайте прямо сейчас на «ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ».

Как получилось, что вы стали сопровождать женщин с нарушениями слуха на роды?

Я работала в техникуме социальных технологий переводчиком русского жестового языка, и у нас была иногородняя студентка с нарушением слуха. Девушка забеременела, рожать одной в чужом городе было страшно и она попросила пойти с ней. Мне страшно не было и вместе мы родили сначала замечательного мальчика Артура, а через два года еще и девочку Василину.

Сообщество глухих достаточно тесное, и если у одного человека появляется какая-либо полезная информация, то она быстро распространяется. Ко мне стали обращаться другие женщины. На данный момент я помогала на родах четырем женщинам, один раз было кесарево сечение, и три - естественные роды.

Медперсонал заинтересован в вашей помощи? Как идут на контакт?

Врачи воспринимают очень хорошо. Они понимают, что может возникнуть сложность в коммуникации, а роды – это сложный процесс, в опасности может оказаться жизнь и мамы, и ребенка. Когда рядом есть помощник, который переведет и подскажет – это большое подспорье. Кроме того, я постоянно нахожусь рядом с женщиной: массажирую спину, подаю воду, зову, если что-то не так, подтираю пол в случае конфуза – это все тоже очень удобно для медиков.

У вас двое детей, в ожидании их и на родах вам самой была бы нужна такая помощь?

Я достаточно свободно общаюсь с людьми слышащими, и мне не нужна помощь переводчика. Мне наоборот не хотелось никого рядом, кроме врачей.На вторых родах со мной какое-то время был муж, пока его не вызвали на работу. Но даже если бы его не было рядом с самого начала, я бы чувствовала себя комфортно. Для меня роды – это счастливый, добрый, естественный и трепетный процесс, в котором ты ощущаешь себя женщиной и матерью, и это очень кайфово. Возможно, именно поэтому для меня присутствие на родах у других женщин не было чем-то страшным, не было позывов упасть в обморок. Классно, когда дети появляются на свет, и то, что ты можешь родить сама или хоть как-то помочь другой женщине в этом – большая и радостная часть эмоций в моей жизни.

Людям с нарушенным слухом, для кого жестовый язык – это основной язык общения, конечно, сложно во время родов. Они не могут объяснить, что чувствуют, не могут позвать врача, не понимают инструкции докторов. Здесь, помощь переводчика нужна, женщинам так комфортнее.

В каких сферах жизни женщина с нарушением слуха нуждается в помощнике?

Если мы говорим о глухой маме – это, например, помощь при визитах к врачу с ребенком. Нужно, во-первых, объяснить, что происходит с ребенком, во-вторых понять, что говорит доктор, почему он назначил именно это лекарство.

Кроме того, есть слышащие дети в глухих семьях. Маме нужно ходить на родительские собрания, в детский сад, в школу. Когда в глухой семье рождается слышащий ребенок, существует большая вероятность, что огромную часть задач на себя оттянет слышащая бабушка. Она может посчитать, что в некоторых вопросах справится лучше родителей – сходит на собрание, к врачу и т.д. По итогу мама совсем не включена в то, что происходит с ее ребенком, и это ужасно, рвутся тесные связи между ними. Совсем печально, если бабушка ограждает слышащего ребенка от изучения жестового языка по разным причинам. Ребенок не общается с мамой на ее языке, коммуникация происходит только с бабушкой, и она по факту исполняет роль «главной мамы», а родная мать становится будто старшей сестрой. В какой-то момент бабушки может не стать, а у мамы с ребенком не налажены отношения.

Родственникам слабослышащих нужно знать язык жестов? Как и где им его учить в Томске?

Я всегда говорю, что лучшие учителя жестового языка – это сами глухие люди. Мне не очень понятно, почему часто слышащие родители и родственники не знают язык жестов, даже когда их дети уже общаются на нем в детском саду или коррекционной школе. Наверное, им просто не очень хочется его учить или они не совсем понимают, зачем им это – они требуют от родственников с нарушенным слухом, чтобы те говорили. Это по меньшей мере неразумно: человек не слышит или слышит плохо, он не может овладеть речью в полном объеме. Если бы он ей владел, он бы пошел в массовые школы, и проблемы бы не было. Но раз ребенок уже в коррекционной школе, значит, нужно учить жестовый язык у него самого, просить: «научи меня, пожалуйста, говори со мной на своем языке, я хочу тебя понимать». И как правило язык начинают учить намного позже, когда осознают, что утеряна эта ниточка взаимосвязи, когда ты не понимаешь своего близкого человека, а он не понимает тебя.

Сейчас языку жестов можно обучиться в Томском техникуме социальных технологий. Мы развиваем клуб любителей жестового языка и ждем родственников слабослышащих, волонтеров, просто интересующихся.

Сейчас я обращаюсь к родственникам тех, у кого есть проблемы со слухом: вы даже не можете себе представить, какой простор общения перед вами откроется, когда освоите язык своих близких, какими теплыми и открытыми могут стать ваши отношения.

Как ваши дети реагируют на ваш слуховой аппарат, что они думают об этом?

Дети реагируют хорошо, потому что они с самого детства его видят. Видят, что мама с аппаратом; если мама без него, то с ней бесполезно разговаривать – они приносят, говорят надеть и мы разговариваем. Они не стесняются аппарата наверное потому, что я не стесняюсь. Я говорю им о том, что главное – это что у тебя в душе, что ты делаешь и чему ты можешь научить. Если они видят уверенного в себе родителя, то какая разница, что у него на ухе? Если мама прячет свой аппарат, то и дети будут думать, что это что-то не то и это не очень хорошо.

Это очень глубокая тема принятия себя. Наши отношения, и отношения наших детей к тому, что мы не слышим, частично закладывается в нашем детстве. Если мы себя не примем, то не сможем объяснить своим детям, почему нужно относиться к людям с нарушенным слухом как к равным, и то, что мама или папа плохо слышат – это не хорошо и не плохо, это просто их особенность, которая никак не отражается на отношениях внутри семьи.

Расскажи истории, которые часто встречаются в сообществе слабослышащих?

Мне нужно было оформить в банке документы, не могу сама разобраться с приложением. Я звоню в техподдержку и, естественно, ничего не слышу, потому что говорят стандартными скриптами – по телефону некомфортно. Прихожу в Сбербанк, говорят, что нет других вариантов, только звонить. Что делать? Повезло, что попалась адекватная сотрудница. Она позвонила в поддержку, дублировала мне их речь и передавала мои ответы в трубку. Это частая история: везде, где нужно связываться по телефону, где в дело вступают службы поддержки и тому подобное – это все происходит с большим трудом, скрипом и изобретением сложных маршрутов, чтобы дойти до цели.

Была еще одна показательная история: слабослышащий парень в гололед двигался на автомобиле по двору. Навстречу шли девочка за руку с мамой, девочка резко шагнула в сторону и машина ее задела, водитель выбежал, начал спрашивать, чем помочь, а слабослышащий парень говорит очень своеобразно. Женщина упорно качала головой, они с ребенком отошли, молодой человек подумал, что все нормально и уехал. А та женщина написала на него заявление, обвинила в том, что он сбил ребенка и покинул место ДТП. Дело дошло до суда. Оказалось, что она решила, что парень пьян или под действием наркотиков. То есть необычная и невнятная речь человека может привести к таким вот выводам у других людей, и последствия могут быть очень тяжелыми.

Был случай, когда мама упорно направляла своего глухого сына в слышащую среду, хотела, чтобы он говорил и ходил в обычную школу. Они сделали операцию по кохлеарной имплантации, мальчик начал ходить в массовую школу, но не смог там в полном объеме адаптироваться, найти друзей. Затем он уехал учиться в иногородний ВУЗ, где есть глухие студенты и на лекциях присутствует сурдопереводчик. Увы, он не знал жестового языка и в то же время не мог расслышать преподавателя из-за большой аудитории. Парень не смог учиться, вернулся назад и только после 20 лет года начал учить жестовый язык. Мама поняла, что он все-таки глухой, и он должен быть в глухой среде тоже, для того чтобы общаться, дружить, создать семью. У него появилась девушка с аналогичной историей. Она глухая с кохлеарным имплантом, но родители стояли на, что она будет жить в слышащем социуме, поэтому жесты она тоже не знает. И теперь они общаются между собой с периодическими недопониманиями, а мама признает, что жестовый язык им бы мог облегчить общение.

Есть похожая неприятная история. Мама побоялась отдать сына с нарушениями слуха в школу-интернат в Томске, они из далекой деревни. В итоге парень не знает жестового языка и не говорит, а он красивый, молодой, статный мужчина, у которого было бы все здорово. Были бы друзья, семья, работа. Сейчас он замкнутый, не имеет возможности полноценно общаться. Но он прекрасно схватывает информацию – я учила его жестовому языку, но без общения непосредственно с глухими людьми бесполезно что-либо учить. Он постоянно с мамой, которая боится его куда-то отпускать одного. Понятно, что никто не рвется с ним общаться, потому что рядом мама, и он стоит и просто улыбается. Это страшно, потому что человек выкинут из социума и шансы того, что однажды он сможет в этот глухой социум включиться и завести семью, работать и так далее очень-очень маленькие. Опять же мама сейчас очень многие вещи поняла, осознала ошибки, но время уже упущено…

Есть ли какие-то проекты помощи людям с нарушением слуха, которые вас вдохновляют? Что хотелось бы сделать в Томске?

Мне очень нравится технология QR-код, которая позволяет прийти в музей, считать код с помощью телефона и прочесть, что это за картина или экспозиция – это прекрасно, потому что у нас в городе нет возможности получить экскурсовода на жестовом языке. Сейчас ты должен договориться с переводчиком, прийти с ним, потратить на это часть из своих 40 часов в год (глухому человеку в России положено ежегодно 40 часов бесплатного перевода, прим. редакции). Мы периодически организуем экскурсии с переводчиком, но это нечастые события, хотя сейчас я вижу, что они нужны. Вполне возможно, что мы будем расширять спектр.

В Москве существует квест «В тишине», где людям с нормальным слухом дают возможность ощутить себя в полной мере в тишине и понять, как это непросто и немножечко страшно.

Я еще многим буду заниматься в Томске, потому что это приносит мне удовольствие – я вижу, что сделать можно много. Например, 28 сентября у нас пройдет конкурс водительского мастерства для водителей с нарушенным слухом. Он уже прошел Каменск-Уральске большим успехом.

От автора Наталья Шимина: Поводом для этого интервью стала моя личная история, в 2017 году в ожидании своего второго ребенка я часто была в женской консультации, там я и увидела жизнерадостную Анну, которая доносила до регистратора информацию от беременной женщины с нарушением слуха. Потом уже после родов, я часто думала об этом, и о том, как сложно быть в разных ситуациях и просто не быть услышанным и понятым. Мы пригласили Анну в качестве эксперта на IV Региональную школу по больничной клоунаде, где она рассказала о том, как важно знать основы жестового языка при общении с детьми и это очень сильно вдохновило наших волонтеров. Цель этого интервью познакомить вас с новым миром, где понимание и жизнь так реалистичны и многогранны, когда у тебя есть возможность общения, общение через жесты. Можно совсем стереть эту границу, если приложить усилия, начать изучение жестового языка, сначала внутри семьи, дома, улицы, города и мира. Подумайте об этом.

Редакция ДЕТСКИЙВОПРОПРОС.РФ будет следит за развитием событием в Томском Центре поддержки людей с нарушенным слухом «Созвучие» и благодарит Анну за такое глубокое и цельное интервью!



Комментарии (0)

Новый номер

Выпуск №1 - 2020 Скачать файл

Консультация эксперта

Задать вопрос и получить консультацию специалистов из разных областей

Яника Окаева
Семейный психолог в сфере супружеских, детско-родительских отношений, профессионального и личного самоопределения