Статьи

  —   Интервью ,   Развивайка
Выбрать рубрику

Детский центр "Снегири": от ребенка к системе

Автор: Нина Кузнецова, фото Василий Никифоров

В жизни родителей наступает такой момент, когда пора принимать решение о выборе детского сада, в котором малыш сможет полноценно развиваться, получать необходимые знания и умения, а главное найдет друзей. Редакция ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ снова побывала в гостях у «Снегирей». Сегодня мы беседуем с директором Анастасией Толчинской и педагогом Анастасией Воробьёвой. О том, как можно и важно работать с детьми, читайте прямо сейчас!

За последние два года с нашего последнего визита здесь многое изменилось ― и по форме, и содержанию. Появились старшая группа, из которой дети пойдут в школу, группа «Малыш и мама», пришли новые узкопрофильные педагоги. Но обо всём по порядку.

— У вас появилась старшая группа. Детки подросли и вы вместе с ними?

— Да, дети росли, и мы не могли стоять на месте. Работа старшей группы строится с учётом возрастных особенностей детей с 3 до 7 лет. Развивающая среда выстроена с элементами близких нам школ ― Монтессори и Вальдорфской школы. В младшую группу мы набираем детишек до 3 лет, там они проходят мягкую адаптацию и осваивают базовые навыки самообслуживания. В дальнейшем педагоги и родители совместно принимают решение о переходе в старшую группу.

— Как вам удалось совместить в работе две разные методики?

У этих подходов много общего. Во-первых, обе школы верят в следование за ребенком. Таким образом, ребенок выбирает то, что он хочет изучать, а педагог направляет обучение. Во-вторых, это развивающая среда: с одной стороны ― классические монтессори-материалы и материалы, изготовленные педагогами на основе наблюдений за потребностями детей, с другой стороны ― вальдорфское образование поощряет ребенка создавать свои собственные игрушки из материалов, которые оказываются под рукой. Из общего также можно отметить нетрадиционные методы оценки и сотрудничество с родителями. Вовлечение родителей в проживание событий вместе с детьми, активное участие во всем происходящем ― основа наших взаимоотношений. Мы регулярно устраиваем теплые семейные праздники, где можно не только обсудить наболевшие вопросы, но и заняться творчеством.

— В вашем центре проводятся семейные игровые занятия? В чём их суть?

— Игровые занятия проводятся в нашем центре в двух форматах. Первый формат ― это детско-родительское занятие, на котором с помощью безопасных игровых упражнений дети и родители учатся уважению, любви к физической активности, учатся преодолевать трудности и адекватно реагировать на любую сложную ситуацию. Второй формат реализуется без родителей. Педагогом подобраны упражнения, которые учат детей управлять собственным телом и контактировать с другими детьми. Дети становятся физически развитыми, более раскрепощенными и уверенными в себе, постепенно уходят страхи.

— Какие еще направления в работе детского сада «Снегири» у вас появились?

— На занятиях по рисованию мы начали использовать технику «Живопись по-сырому». Это очень интересная техника. Соединение жидкой краски с влажным листом создает расплывчатые контуры, что дает мощный толчок развитию фантазии, образного мышления. Нарисованные картины никогда не выбрасываем. Из этих рисунков дети делают украшения к празднику или подарки родителям.

— Какие ещё у вас проходят занятия и как они выстроены в течение дня, недели?

— Есть ежедневные занятия, такие как «Дидактический круг», который проходит по определенному плану, он может включать в себя тихие игры, коммуникативные игры, может проходить как информативный круг, в рамках которого детям дают определённую информацию.

Также ежедневным ритуалом для нас стала сказка. Одна и та же сказка рассказывается и показывается в форме театральной постановки на столе в течение недели, что дает ребенку ощущение внутреннего покоя. Когда сказка уже хорошо знакома, дети по очереди показывают ее сами. Самостоятельное рассказывание сказки ребенком формирует навыки пересказа, развивает логическое мышление, а участие в разыгрывании сказки развивает навык выступления перед аудиторией. Сказка, как часть ежедневного ритма, помогает детям успокоиться после активной прогулки, настроиться на обед и сон.

— Дети по-прежнему самостоятельно накрывают на стол?

— Да, конечно. В старшей группе у нас есть дежурные, которые раскладывают именные салфеточки перед каждым приемом пищи. Затем дети сами накладывают себе еду и после убирают за собой посуду. Салфетки ребята шили сами на занятиях по шитью, а именными и особенными их сделали родители. Вообще, роль упражнений практической жизни, часто недооценивается и родителями, и педагогами. Эти упражнения очень важны, они подготавливают детей к реальной жизни в обществе, делают малыша независимым и дают ощущение собственной значимости. Кроме того, они помогают детям в обучении математике, чтению и письму, для которого необходим определенный уровень развития глазомера и координации «глаз-рука».

— У вас проходят занятия по шитью?


— Да, помимо ежедневных занятий, о которых говорили раньше, раз в неделю проходит прикладное занятие, которое включает работу с разными материалами, в том числе шитьё. Также в саду проводятся музыкальные занятия в игровой форме. Есть приветствие, знакомство с инструментом, мини-танцы, постановки под музыку, ритмические игры и т. д. Помимо занятий с профессиональным музыкальным педагогом, мы часто сопровождаем разными попевочками и наши повседневные дела.

— Как вы находите педагогов? Как вы ищете идеи?

— Это сложный вопрос. Часто работа по призванию, а не по профессии находит отклик и дает положительные результаты в работе с детьми.

Какие рекомендации вы бы дали родителям, которые ищут детский сад. Есть ли подготовка? Тестирование?

— Нет, ни подготовки, ни тестирования. Готовность ребенка пойти в сад оказывается соизмерима с готовностью родителя. Если родитель готов расстаться с ребенком, доверяет педагогам, то, как правило, все проходит хорошо.

— Есть ли у вас условия при поступлении ребенка в группу раннего развития: такие как просится ли ребенок на горшок, умеет ли есть сам и т. д.?

— Нет, таких условий мы не ставим. Это бывает непростая работа, которая проходит совместно с родителями. В саду создана среда для обучения этим навыкам (мебель и оборудование по росту ребенка). Также у малышей есть интерес к распорядку и к тому, чтобы стать более независимым. Большую роль играет также то, что в группе примерно на 6 детей приходится 1 взрослый, что даёт педагогу возможность уделять больше времени обучению.

У вас появилась группа совместных занятий с родителями «Малыш и мама». Можно сказать, что это тоже мягкая адаптация перед поступлением к вам?

— Если рассматривать эти занятия с точки зрения адаптации, то можно сказать, что таким образом происходит знакомство родителей и детей с правилами и ритуалами, с развивающей средой и, конечно, социализация ребенка.

Сколько стоит эта программа? И что она в себя включает?


— Стоимость занятия ― 300 рублей. Занятие продолжается около полутора часов, большую часть этого времени ребенок самостоятельно, при ненавязчивой помощи мамы и педагога занимается тем, что в данный момент ему интереснее всего. Также есть групповая форма (круг), который включает в себя ритуалы приветствия и прощания, музыкальные и пальчиковые игры, направленные на музыкально-тактильный контакт мамы и ребенка, повторение движений и т. д. Желающие ребятишки могут сделать поделку, познакомиться с новыми материалами для творчества.

— С какими сложностями в своей работе вы сталкиваетесь?

— В работе с детьми бывают сложности, связанные с необходимостью коррекции поведения, развития речи, так как в нашем центре отсутствуют дополнительные специальные услуги, например услуги логопеда, дефектолога, психолога. В этом случае важно построить открытое взаимодействие «родитель-педагог», чтобы понять, как помочь ребенку. Родители в дополнение к занятиям в детском саду должны получать квалифицированную помощь, а педагог ― исчерпывающую информацию о лечении ребенка.

— Как вы считаете, что привлекло родителей, которые уже выбрали ваш сад?

— Нам тоже это было очень интересно, поэтому мы проводили анкетирование родителей наших воспитанников. Результаты показали, что одним из факторов выбора детского сада «Снегири» стало его расположение в районе Академгородка, окруженного лесами, отдаленного от других районов города. Также родителей привлекло просторное помещение с красиво обустроенной средой, собственная огороженная детская площадка, наличие контакта с природой (походы в лес, мини-огород) и натуральными материалами. Но основное ― это методики работы, суть которых заключается в том, что главным действующим лицом является ребёнок. Родителям важно, что система, в которой мы работаем, основана на потребностях ребёнка, что особое значение придается не точному соблюдению учебного плана, а комплексному воспитанию: духовному, умственному, физическому и психологическому. Мы идём от ребенка к системе.

Подробности по телефону 8-906-951-44-20 Анастасия.

Адрес: г. Томск, Академгородок, ул. Вавилова, 10а.

Мы в КОНТАКТЕ

Наш ИНСТАГРАМ

На правах рекламы



Комментарии (0)

Новый номер

Выпуск №1 - 2019 Скачать файл

Консультация эксперта

Задать вопрос и получить консультацию специалистов из разных областей

Елена Белоногова
Врач-педиатр, невролог, кандидат медицинских наук, специалист в области неврологии детского возраста и врожденных аномалий развития челюстно-лицевой области.