Top.Mail.Ru


Статьи

  —   ТВОРЧЕСТВО И РАЗВИТИЕ
Выбрать рубрику

КАК МОЖНО СДЕЛАТЬ МУЛЬТФИЛЬМ СВОИМИ РУКАМИ?

Автор: Ольга Ярусова, фото из архива мультмарафона

Ваш ребенок любит смотреть мультики? Подарите ему волшебную возможность создать анимационный этюд своими руками. 7 апреля в Томске пройдет мультмарафон, к участию в котором приглашаются как родители с детьми, так и педагоги со своими учениками.

Организуют мероприятие мультлаборатория «Махолёт» и киностудия «На облачке». Каковы особенности самодельной мультипликации как инструмента воспитания и развития детей, редакции ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ рассказал один из организаторов — Константин Голошубин.

— Константин, в чем смысл этого необычного мероприятия?

— Мультмарафон мы проводим уже третий год с теми или иными вариациями. Идею позаимствовали из спорта, где есть спринты, когда атлеты соревнуются друг с другом, выясняя, кто самый быстрый, а есть марафон, который подразумевает состязание с собой: важно преодолеть дистанцию полностью. В ходе мультмарафона мы не будем выявлять победителей, но постараемся создать условия, чтобы участники прошли процесс создания мультфильма от начала до конца.

— Кто может участвовать в мультмарафоне, и какие навыки для этого нужны?

— Сегодня технологии замещают часть навыков, поэтому поучаствовать в съемке собственного этюда может любой, кто владеет смартфоном. Наше мероприятие ориентировано на людей, которые к гаджетам относятся не как к элементу престижа, статуса, а как к творческому инструменту.

Мы исходим из того, что анимационные этюды снимаются группой, точнее, командой людей. Поэтому приглашаем пап и мам со своими детьми и детьми друзей за компанию, а также педагогов со своими воспитанниками. В каждой команде будет не более пяти человек.

Подготовка к марафону уже началась: мы консультируем участников по каждому из шести этапов создания мультипликации. Первый — это выбор темы, второй — используемые материалы, третий — съемка, четвертый — озвучка, пятый — монтаж и шестой — публикация на сайте, например на YouTube. Участники, прошедшие предварительную подготовку, за два часа смогут создать свой этюд.

— А за это время реально снять мультик?

— Команде из нескольких человек вполне под силу снять этюд продолжительностью 15–60 секунд. Кроме того, требования к любительской мультипликации несколько иные, чем к профессиональной. Допустимое количество кадров в секунду — 10–12, а не 24. Это ускоряет творческий процесс. Материалы могут быть самыми разными, в том числе совершенно обыденными: бумага, скрепки, ножницы, иные канцелярские принадлежности. Все, что окажется под рукой и в поле зрения. Фантазию тут можно не ограничивать.

— Что будет предложено сделать участникам в рамках мультмарафона?

— Команды смогут творить в четырех тематических направлениях. Очень близкое всем направление — «Семейный альбом», ведь в каждой семье есть свои герои, традиции, праздники, о которых языком анимации можно рассказать ярко, оригинально, трогательно, так, что это запомнится на долгие годы.

Еще одно интересное направление — «Мультфильм-открытка», в рамках которого можно сделать замечательный, необычный подарок к любому празднику. Снять добрый, душевный этюд, который поможет без лишних слов, концентрированно выразить свои эмоции.

Также в рамках мультмарафона можно будет снять познавательный мультфильм, визуализируя таким образом пройденный материал по любимому школьному предмету или собственные наблюдения и эксперименты. Кроме того, участники смогут снять этюд о той или иной социальной проблеме.

— Для детей создание мультика — это игра или труд?

— Конечно, игра — в широком смысле слова. Во-первых, это игра в слова. Создавая мультики, все активно общаются: дети со сверстниками, взрослые с детьми. Развивают коммуникативные навыки, учатся слышать и понимать друг друга, договариваться.

Во-вторых, мультипликация — это игра с формами. Вспомните себя в детстве, когда любой предмет вы могли одушевить. Так же и в анимации. Скрепки, например, в обычной жизни не могут ходить, дружить и т. д. А в мультике они становятся персонажами. Независимо от того, какой предмет вы сделали персонажем: шнурок, спичку или куклу — в него нужно вдохнуть артистизм. Для этого с ним надо поиграть.

И в целом создание мультика — это игра в непредсказуемость. Вы разрабатываете тему, делаете раскадровку, но нужно быть готовым к тому, что в ходе творческого процесса все будет меняться, что любой персонаж может зажить своей жизнью, и вам нужно будет следовать за ним.

А что дает работа над мультиком семье в целом?

— Родители и дети вырываются из рутинных взаимоотношений: пришел с работы, спросил, какие оценки получил ребенок в школе, проверил уроки, накормил и т. п. Во время совместного создания мультика взрослые понимают, чем живет ребенок, что его волнует, радует, пугает, восхищает. Мультипликация — это своеобразный метафорический язык, который позволяет детям выражать себя, свои чувства и мечты.

На мультмарафоне родители нередко впервые понимают, какими талантами обладает их ребенок. Дело в том, что на разных этапах съемки каждый имеет возможность проявить свои способности. Один хорошо рисует, другой прекрасно владеет техникой, третий искусно мастерит, четвертый грамотно руководит процессом. То есть каждый в тот или иной момент чувствует себя лидером. Это очень важно — понимать, что ты что-то умеешь делать лучше, чем другие.

— Какие личностные качества развивает анимация?

— Во-первых, умение концентрироваться и быть эмоционально устойчивым, что выражается в корректных взаимоотношениях в команде. Во-вторых, усидчивость и умение оценить результат своего труда: чтобы увидеть мультик, нужно пройти технологический путь его создания до конца, придерживаться плана, соблюдать последовательность действий. В-третьих, воображение, которое помогает оживлять неодушевленные предметы и придумывать необыкновенные истории.

— Воспринимают ли дети создание мультика как некое волшебство?

— Да, мы настраиваем их на то, что в анимации может происходить нечто немыслимое в обычной жизни. Например, один персонаж может превращаться в другого или же легко путешествовать во времени и пространстве. То есть в анимации есть место фокусам, иллюзиям, оптическому обману.

Но самое интересное, что дети могут почувствовать себя волшебниками, которые творят чудеса. Чудом для них может стать любимая игрушка, передвигающаяся без помощи их рук, а основной принцип мультипликации, основанный на монтаже отдельных кадров в видеоряд, — настоящим открытием.

После съемок дети отдохнут, играя с аниматорами, а взрослые вместе с приглашенными экспертами обсудят различные аспекты самодельной анимации.





Комментарии (0)

Новый номер

Выпуск №1 - 2022 Скачать файл

Консультация эксперта

Задать вопрос и получить консультацию специалистов из разных областей

Ирина Газизова
Ирина Газизова, педагог и концертирующий музыкант, кандидат педагогических наук.