Статьи

  —   Материнство
Выбрать рубрику
Теги:

Что такое ​перенатальная педагогика?

Автор: Светлана Станкевич, кандидат медицинских наук, врач-педиатр ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики».

еренатальная педагогика – это целенаправленное, осознанное воздействие на еще не родившего ребенка с целью улучшения его интеллекта, формирования определенных качеств личности, укрепления нервной системы и здорового развития ребенка в целом.

В конце семидесятых - начале восьмидесятых годов ХХ века, сначала в Европе, а потом в Америке появились идеи о начале воспитания и развития ребёнка ещё в дородовый период, появилась специальная отрасль психологии – педагогика дородового воспитания, пренатальная педагогика (pre- перед и natalis-относящийся к рождению) и пренатальная психология, которая изучает, как события, происходящие во время беременности, родов, послеродовом периоде, влияют на формирование психики взрослого человека.

В настоящее время в нашей стране важность и эффективность перинатальной педагогики признана и является обязательным разделом работы медицинских работников лечебно-профилактических учреждений охраны материнства и детства (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «О совершенствовании акушерско-гинекологической помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях» от 10.02.2003 г. № 50). В лечебно-профилактических учреждениях организуются «Школы материнства», «Школы молодой матери».

Во время перинатального периода развития ребенок живет практически «одной жизнью» с матерью. Сегодня доказано, что при стрессе гормоны надпочечников матери выбрасывают в кровь катехоламины (гормоны стресса), а во время положительных эмоций (радости, успокоения), гипоталамические структуры вырабатывают эндорфины (гормоны радости), которые, проникая через плацентарный барьер, непосредственно воздействуют на плод.

Мать и ребенок представляют собой единый организм, и каждый из них в равной степени страдает от неблагоприятного влияния внешнего мира, которое записывается в долговременной памяти, оказывая воздействие на всю последующую жизнь ребенка. Позитивные материнские эмоции вызывают усиление роста плода, спокойствие и возрастание уровня сенсорного восприятия плода. Органы чувств соответствующие центры мозга плода, отвечающие за сенсорное восприятие, развиваются уже к третьему месяцу беременности. На протяжении последующих шести месяцев они совершенствуются и специализируются в соответствии с выполняемыми функциями. Вкус у плода хорошо развит. Это было установлено путем добавления в амниотическую жидкость (околоплодную воду, которую потребляет плод) сахара, после чего плод употреблял двойную порцию этой жидкости. При добавлении же горького раствора количество потребляемой плодом жидкости снижалось в несколько раз. Внутриматочная жидкость подвержена влиянию всего, что съедает и выпивает мать. Это способствует привыканию плода к вкусу той пищи, которую он будет потреблять после рождения и которая характерна для региона проживания родителей.

Кожа плода подвергается непрерывному воздействию мышц матки и брюшной стенки. Таким образом, это дает возможность поддерживать тесный контакт между отцом, матерью и плодом через брюшную стенку. Отмечено, что когда отец или мать совершают нежные поглаживания живота, то ребенок ощущает эти прикосновения и ещё до рождения он чувствует эмоциональное успокоение и заботу родителей, что в дальнейшем сказывается на его дальнейших отношениях с родителями уже после рождения и когда он становится более взрослым ребёнком. Внутренне ухо, воспринимающее звуки и передающее сигналы в мозг плода, формируются уже в конце шестого месяца беременности. Звуки голоса матери и отца отличаются по тембру и частоте, поэтому важно, чтобы оба родителя принимали участие в беседах с малышом. Можно просто рассказать, как прошел день, как вы ждете его появления на свет, можно спеть нежную песенку – замечено, что колыбельные, которые мать пела во время беременности, лучше успокаивают новорожденных, поскольку они давно им знакомы!

Таким образом, мать и отец будущего ребенка могут заложить в него фундаментальные, базовые основы его личности, что во взрослой жизни будет очень важно для социализации ребенка, и помогут ему найти себя в жизни.



Комментарии (0)

Новый номер


Выпуск №2 - 2015
Скачать файл

Консультация эксперта

Задать вопрос и получить консультацию специалистов из разных областей

Анастасия Сейда
педагог-психолог, специалист в сфере консультирования подростков и молодежи по вопросам репродуктивного здоровья, тренер Школы Детской безопасности «Стоп Угроза» в Томской области