Top.Mail.Ru


Статьи

  —   ТВОРЧЕСТВО И РАЗВИТИЕ
Выбрать рубрику

ЧТО ТАКОЕ ДЕТСКИЙ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ?

Автор: Наталья Устинова, фото: https://pixabay.com

Ваш ребёнок долго собирается? Рюкзак в школу за него складываете вы? В детской комнате из-за разбросанных по полу игрушек уже и ногу некуда поставить? Вещи ребёнка лежат (висят, валяются) везде, но только не там, где надо?

Редакция ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ познакомит вашего ребёнка с тайм-менеджментом и научит правильно организовывать свой день.

Как вы думаете, а нужен ли вообще детский тайм-менеджмент? Ведь время ребёнка и так расписано до предела: детский сад, развивающие кружки, спортивные секции, затем школа, снова секции. Тем не менее практика показывает, что всё гораздо сложнее. Наши дети не умеют грамотно планировать время на выполнение огромного количества задач, поставленных в школе, и не способны разобраться с их приоритетами. Они не знают способов борьбы с тем, что мешает им всё успевать, будь то внешние отвлечения, потерянная из-за беспорядка тетрадь или собственная лень. Наконец, мало кто из детей умеет ставить цели, и уж совсем единицы способны организовать деятельность по их достижению.

Приведённые ниже советы больше подойдут дошкольникам и детям младшего школьного возраста, хотя для старшеклассников они тоже могут оказаться полезными.

Несобранный ребёнок не только страдает сам (его отчитывают за опоздания и медлительность), но и заставляет мучиться всю семью: ведь, ругая малыша, вы вряд ли получаете удовольствие. Поэтому, ознакомив ребёнка с тайм-менеджментом, вы и ему поможете, и в семье создадите благоприятный климат.

Путь к счастью всей семьи состоит из 19 «недельных» шагов.

Шаг 1. Здравствуй, календарь!

Вначале следует пояснить ребёнку, зачем нужен календарь. Для этого прежде всего необходимо приобрести «наглядное пособие» ― непосредственно сам календарь. Заметьте, цифры и названия дней недели и месяцев не должны быть слишком мелкими: желательно, чтобы с расстояния в 2-3 шага ребёнок мог их чётко рассмотреть. Рядом с каждым числом должно быть свободное место: оно пригодится для пометок или наклеек. Также очень важно, чтобы ребёнку календарь нравился: ведь это не просто деталь интерьера, а полноценный рабочий инструмент. Далее следует научить ребёнка пользоваться календарём.

К концу недели ребёнок должен знать «устройство» года: сколько дней и месяцев в году или сезоне, в месяце или неделе.

Шаг 2. Самое-самое

Теперь необходимо отметить на календаре наиболее важные для ребёнка даты: его день рождения, дни рождения ближайших родственников и друзей, праздники, отмечаемые в семье, каникулы, даты путешествий (если уже намечены), даты тестирований или экзаменов.

Далее, для большей наглядности, обозначенные даты можно проиллюстрировать. Также на данном этапе рекомендуется взять 2 листа бумаги и попросить ребёнка изобразить на первом листе всё то, чему он научился за предыдущий год, а на втором ― то, чему он хотел бы научиться в текущем. Обсудите с сыном или дочкой, что ему/ей следует сделать, чтобы достичь желаемого. Например, если ребёнок хочет научиться красиво петь, то ему следует записаться в музыкальную студию.

Шаг 3. «Жёсткое» расписание

На данной неделе следует зафиксировать в календаре обязательные дела, повторяющиеся из недели в неделю. Например, понедельник-четверг ― танцы, а вторник-пятница ― рисование. Напротив каждого «занятого» дня рисуем или клеим определённый символ. Допустим, напротив дня с танцами ставим красный кружок, а напротив дня с рисованием ― синий. Подобные обозначения можно придумать и для домашних занятий. Например, по вторникам и четвергам ― изучение английского дома ― помечаем зелёным квадратиком.

Не забывайте, что все условные обозначения необходимо внести в одну памятку, чтобы первое время ребёнок мог быстро понять, что есть что.

Шаг 4. Коробок много не бывает

На этой неделе настало время избавиться от беспорядка. Для этого придётся приобрести или найти множество ящиков и коробок. Можно использовать бумажные коробки из-под обуви, а можно приобрести деревянные коробки типа «Труфаст» или пластмассовые контейнеры.

Каждая из коробок будет предназначена для вещей определённого типа. Например, одна ― для вещей для бассейна (шапочка, плавки, очки и т. д.), другая ― для нижнего белья, третья ― для игрушек, четвёртая ― для украшений, пятая ― для вещей для детского сада (чешки, шорты, игрушка и т. п.).

В результате должно появиться множество подписанных ящичков. Теперь в шкафу и на полках будет царить порядок, ведь все вещи рассортированы по коробкам. Заметьте, убирать внутри коробок ребёнок научится чуть позже, скорее всего первое время вам придётся делать это вместе с ним. Но постепенно он привыкнет и с каждым разом будет раскладывать игрушки, одежду и остальные вещи всё аккуратнее.

Кстати, благодаря появлению в доме коробок ребёнок начнёт собираться гораздо быстрее. Во-первых, у него будет уходить меньше времени на поиски нужных вещей, а во-вторых, он начнёт гораздо быстрее убирать те, которые рассыпаны на кровати или на полу. Ведь согласитесь, закинуть все игрушки в одну коробку гораздо быстрее, нежели расставлять их по разным полочкам.

Шаг 5. Готовим шпаргалки

Независимо от того, пользуетесь ли вы тематическими коробками или нет, пора готовить шпаргалки ― списки вещей, необходимых для того или иного дела. Например, собираясь на хореографию, ваша дочка должна взять: балетки, купальник, юбку, лосины, заколки. Собираясь в школу, ребёнок должен не забыть пенал, тетради, дневник, учебники и т. д. Подобные списки помогают ничего не пропустить и потратить меньше времени на сборы.

Если идея с коробками вам понравилась, значит, вложите шпаргалки в коробки соответствующей тематики: к вещам для рисования ― список вещей, которые необходимо взять в художественную школу; к вещам для плавания ― список вещей, которые понадобятся в бассейне.

Шаг 6. Поощрения и наказания

Что же делать, если ребёнок не желает собираться (одеваться, убираться) сам? Поощрять или ругать, но не просто ругать, а ругать аргументированно. Если ты сейчас сама оденешься, то у меня будет время пропылесосить, а значит, после хореографии мы сможем подольше погулять. Если ты быстро уберёшь игрушки, то ещё успеешь посмотреть перед сном мультфильм. Если ты будешь плохо себя вести в магазине, то больше мы с тобой туда не пойдём, чтобы не пугать других людей твоим криком. Если ты будешь убегать от меня на улице, то в лес за грибами я тебя не возьму, так как боюсь, что ты убежишь и потеряешься.

Ругая ребёнка за проступок, можно проводить аналогию с взрослыми делами.

Шаг 7. Знакомство с таймером

Чем больше предстоит сделать, тем сложнее приступить. Причём не только детям, но и взрослым. Кажется, что довести дело до конца просто невозможно. И если у взрослых есть волшебное слово «надо», то как же дети?

А детям нужно подарить таймер! С ним любое дело будет спориться. Скажите, что убирать (писать, читать, складывать, чистить зубы) ребёнку нужно лишь пока тикает таймер ― и всё. Малыш поймёт, что предстоящее занятие не бесконечно, ― и ему будет гораздо проще приступить к работе.

Шаг 8. Подарки

Подарки тоже могут служить хорошим поощрением. Только ни в коем случае не стоит покупать подарок за каждое хорошо выполненное дело или, наоборот, не покупать обещанный презент. Как же поступать? Для начала составить с ребёнком список подарков, которые он желал бы получить. Причём все подарки следует разбить на 3 группы: дорогие, со средней стоимостью, недорогие (как именно разбивать, каждый решает исходя из семейного бюджета). Далее составленные списки попадают в полное распоряжение ребёнка. А значит, он может их дополнять новыми подарками или вычеркивать те, которые он уже получил или перехотел. Теперь нужно объяснить ребёнку, что чем больше дел он будет делать сам, тем больше у вас будет свободного времени, а значит, тем больше вы сможете заработать (например, выполняя надомную работу или работая в Интернете) и тратить на его желания. Чем лучше он будет учиться, тем меньше средств придётся тратить на репетиторов и тем больше останется на приобретение желаемых им вещей.

Шаг 9. Первые списки

У каждого ребёнка есть обязанности: чистка зубов, уборка в комнате, вытирание пыли и другие. Чтобы ребёнок не забывал об обязательных рутинных делах, следует занести их в списки задач.

Для этого на листе бумаги нужно начертить 3 одинаковые таблички (по 8 колонок в каждой). Первая колонка ― это непосредственно дела, остальные семь ― дни недели. Дела, записанные в первую табличку, следует выполнять утром, во вторую ― днём, в третью ― вечером. На пересечении дела и дня недели нужно поставить пометку (наклеить наклейку либо поставить галочку). Дело из списка уже сделано? Пусть ребёнок обведёт галочку в кружочек или заштрихует наклейку.

Шаг 10. Борьба с «горячими точками»

В каждой квартире есть так называемые «горячие точки» ― места, в которых грязь и мусор накапливаются ускоренными темпами. Есть такие точки и в детской комнате. Как правило, основными горячими точками в детской являются стол или парта, пол и места под кроватями.

Стол. Стоит положить на стол одну бумажку, как другие не заставят себя ждать. В результате уже к концу дня стол ребёнка бывает завален рисунками, обрезками от аппликаций, листами для поделок или рисования и т. п.

Пол. Редко у какого ребёнка пол не усыпан игрушками. Где удобнее всего играть? Правильно, на полу! Эти места можно отнести к особенно коварным, ведь мусор под ними накапливается незаметно. В понедельник под кровать случайно упала любимая игрушка. Во вторник туда закатилась машинка. Убирать горячие точки проще всего по отдельности. Например, говорите ребёнку, что сегодня ему нужно убрать только стол. Для этого берёте таймер и засекаете 10-15 минут ― именно за этот период ребёнку и придётся убрать завал. Хитрость! Перед тем как включить таймер, как бы невзначай скажите: «Интересно, много ли можно убрать за 15 минут?».

Шаг 11. Опрятность

Если ребёнок не привык искать свои вещи сам, если, раздеваясь, он бросает всё в один угол, то самое время приучать его к порядку. Научите его класть одежду в тематические коробки, о которых говорилось ранее (для бассейна, для садика, для дома и т. д.). Причём вначале приучите класть в коробки вещи, которые не требуют складывания (носки, колготы), и только потом начинайте обучать не просто рассортировывать вещи по ящичкам, но ещё и предварительно их складывать. Как правило, лет с 4-х ребёнок уже может сложить свои вещи самостоятельно.

Шаг 12. Разбираемся с игрушками

«Игрушек много не бывает», считают дети. И потому в комнате каждого ребёнка их не счесть. Навести порядок в игрушках помогут всё те же тематические коробки. Одну коробку приготовьте для конструктора, другую ― для паззлов, третью ― для канцтоваров, четвертую ― для кукол или машинок, пятую ― для небольших фигурок и т. д. Секрет! Не кладите крупные и мелкие игрушки в одну коробку, иначе их будет неудобно доставать. Лучше всего завести отдельную коробку для «крупногабаритных» машин, медведей и кукол. Для бумаг заведите с ребёнком отдельные папки. Например, в одной папке можно хранить аппликации, в другой ― чистые листы и цветную бумагу. Поясните малышу, что одновременно он может брать игрушки из одной-двух коробок, и только сложив всё обратно, он может достать следующую коробку. Таким образом, в комнате почти всегда будет чисто.

Шаг 13. Ритуалы

Вспомните с ребёнком все ритуалы, которые он совершает в течение недели. Например, утром и вечером он умывается и чистит зубы, перед едой всегда моет руки и т. д. Составьте список всех обязательных ритуалов и повесьте его в детской на видном месте.

Шаг 14. Семейный ритуал

Введите в семье хотя бы один общий ритуал. Это может быть просмотр фильма по воскресеньям, ежедневное чаепитие или ужин. Поясните ребёнку, что есть мероприятия, пропускать которые нельзя, и что семейное чаепитие (ужин, видеопросмотр) являются одним из них. Не забудьте внести семейный ритуал в календарик ребёнка.

Шаг 15. Праздничные дни

Расскажите ребёнку, что выходные бывают не только в субботу или воскресенье, но и среди недели, если день является официальным праздником. Отметьте на детском календарике все праздники (можно обвести их красным кружочком, можно нарисовать возле них условный знак или наклеить наклейку).

Шаг 16. Отношения с деньгами

Скорее всего, ребёнок уже и так знает о существовании денег. Расскажите, что деньги просто так в семье не появляются и их обязательно нужно зарабатывать. Поясните, что сумма заработка сильно зависит от того, что знает и умеет человек. Составьте с ребёнком список дел (занятий), которые помогают ему развиваться (например, чтение, занятия математикой). Объясните, что малыш тоже может вам помочь зарабатывать, например, он может сам собрать свои вещи и одеться, чтобы у вас было время для работы.

Шаг 17. Неделя здоровья

Составьте с ребёнком календарь здоровья. Внесите в него плановые посещения врачей-специалистов и те посещения больницы, которые уже можно предугадать. Допустим, вы уже знаете, что с мая ребёнок пойдёт в бассейн, это значит, что примерно за неделю до этого ему придётся посетить дерматолога и педиатра для получения справки. Обозначьте на детском календаре дни посещения больницы или поликлиники, пометьте их красным крестиком.

Шаг 18. Ответственное задание

Поясните малышу, что у каждого в доме есть свои обязанности. Например, папа ― зарабатывает деньги, мама ― пылесосит и готовит кушать. Вспомните с ребёнком максимальное количество обязанностей каждого члена семьи. Потом скажите, что настало время и ему помогать родителям. Помогите малышу выбрать задачу.

Шаг 19. Итог

Подводим итоги и устраиваем большой праздник для ребёнка, вспоминаем все удачные моменты и достижения за этот период.

Использование вышеперечисленных рекомендаций не только поможет правильно организовать время вашего ребёнка, но и позволит вам провести как можно больше времени с ним.



Комментарии (0)

Новый номер

Выпуск №1 - 2022 Скачать файл

Консультация эксперта

Задать вопрос и получить консультацию специалистов из разных областей

Елена Белоногова
Врач-педиатр, невролог, кандидат медицинских наук, специалист в области неврологии детского возраста