Статьи

  —   Развивайка
Выбрать рубрику

Как научить ребёнка завязывать шнурки?

Автор: Наталья Устинова

Навык завязывания шнурков на сегодняшний день не является жизненно необходимым, так как существует немало разновидностей обуви, снабжённой застежками иного типа. Однако подобное умение не будет лишним, поэтому родителям стоит задуматься, как научить ребёнка завязывать шнурки.

Когда стоит начинать обучение

В зависимости от индивидуальных качеств, процесс завязывания шнурков ребёнок может освоить в возрасте от 3,5 до 6 лет. В более раннее время можно постепенно подготавливать малыша, используя различные развивающие игры и подсобный материал.

Не стоит требовать от двухлетнего крохи умения красиво завязывать шнурки, необходимые навыки дети, как правило, приобретают к 4-6 годам. Причём девочки обычно овладевают этим непростым умением раньше мальчиков.

1-й шаг. Подготавливаем руки

Чтобы быстро научить ребёнка завязывать шнурки, необходимо с раннего возраста заниматься с ним упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики пальчиков. Младенцам нужно регулярно массировать пальчики, обучать их различным играм, в которых звучный ритмичный стишок сопровождается выполнением определённых действий руками ― «ладушки», «сорока-ворона» и других. С двух лет деткам можно предложить игры по сортировке бусин и пуговиц (разумеется, такие игры должны проходить под контролем мамы, чтобы малыш не сунул игровой элемент в рот или в нос). Полезно рисование пальчиками на песке (крупе), использование пальчиковых красок, лепка из пластилина.

2-й шаг. Обучаем технике

Теперь нужно правильно показать весь процесс. Лучше всего завязывать шнурки, стоя позади ребёнка и держа свои руки у него перед глазами. Зеркальный показ только запутает малыша. Каждое новое действие необходимо объяснять словами. Некоторые педагоги советуют показать несколько способов шнурования, из которых ребёнок сам выберет подходящий.

Первый способ ― «Бабушкин узел»

Он очень прост: нужно из свободных концов шнурка сложить две петельки, затем перекрестить их и завязать узелок, протаскивая одну из петель через серединку образованной «арки». При обучении этому способу нужно показать весь процесс поэтапно. Научить складывать аккуратные петельки, которые так похожи на заячьи ушки, а затем завязывать и хорошо затягивать узелок.

Проще всего научить ребёнка завязывать шнурки в игровой форме. Например, можно рассказать такую сказку: «Встретились две гусенички (свободные концы шнурков) и решали пойти гулять, взявшись за ручки (завязываем узелок). А им навстречу прыгают мальчики-зайчики (делаем петельки из свободных концов), которые пригласили гусениц пить чай. Взялись они за ручки (перекрещиваем петельки) да и прыгнули в норку (просовываем петельку в «арку» и затягиваем узелок)».

Второй способ ― «С одной петелькой»

Чтобы научить ребёнка завязывать этот вид узла, можно рассказать следующую сказку: «Зайчик по имени Бом считал, что он самый быстрый (складываем из одного свободного конца шнурка петельку). Но другой зайчик по имени Бим решил обхитрить Бома. Он оббежал вокруг него (вторым свободным концом обводим первую петлю) и первым оказался на финише (вытягиваем вторую петлю из серединки и затягиваем узел)».

Третий способ ― «Подражание»

Чтобы быстро и просто научить ребёнка завязывать шнурки, хорошо бы показать, как это делается на собственном примере. Для этого мама или папа встают рядом с ребёнком и начинают вместе с ним шнуровать ботинок (каждый свой), проговаривая комментарии, которые малыш уже запомнил.

3-й шаг. Закрепляем полученный результат

Это наиболее эффективный метод обучения, потому что ребёнку не нужно сразу запоминать весь объём информации и он может сосредоточиться на одном действии. Родитель же сразу увидит тот момент, который трудно даётся ученику. После того, как малыш правильно воспроизведёт весь процесс завязывания шнурков вместе с обучающим, он должен попробовать повторить навык уже самостоятельно. Если ребёнку никак не даётся умение целиком, попробуйте начать с малых шагов. Можно взять верёвку потолще (например, ленту для волос или яркий пояс) и просто предложить завязать на ней узел, потом сделать бантик. После того, как малыш освоит это упражнение, переходите непосредственно к шнурованию обуви.

В обучении ребёнка могут помочь следующие советы:

Начинать обучение рекомендуется на крупных предметах. Это необязательно должны быть шнурки, их вполне может заменить поясок от маминого халата. Освоив процесс завязывания узелка и бантика на пояске, ребёнок гораздо проще справится с ботинками. Помните, что «повторение ― мать ученья». Настройтесь на то, что нужно будет показывать процесс завязывания снова и снова. При этом нужно постараться разбить процесс на этапы (в этом очень помогут сказки или стишки).

Игры со шнурками ― это самый лучший способ усвоения информации. А поэтому лучше всего учиться в процессе игры. Есть специальные игрушки-шнуровки. Это будет интересно, особенно малышам.

Если ребёнок взялся сам завязывать шнурок, то не нужно хватать его за руки, чтобы исправить ошибку. Постарайтесь обойтись словесными указаниями. Занятия должны проходить в доброжелательной обстановке: даже если малыш не справляется, нельзя терять терпение, сердиться или называть ребёнка неумехой. А вот похвала очень поможет в процессе обучения. Но и тут перебарщивать не стоит.

Если ребёнок завязал кривой и непрочный бантик, похвалите его, но отметьте, что он вполне может сделать и лучше, если немного потренируется. Большие сложности с обучением возникают в тех семьях, где ребёнок левша, а мама и папа правши или наоборот. В этом случае желательно найти кого-то из родственников или знакомых, у которых «ведущей» является левая рука, чтобы он показал ребёнку весь процесс.

Вопрос, как научить ребёнка завязывать шнурки, совсем не так сложен. Дети любят учиться, им интересно делать новые открытия. Родителям нужно лишь заинтересовать детей и правильно донести до них нужную информацию.



Комментарии (0)

Новый номер


Выпуск №2 - 2015
Скачать файл

Консультация эксперта

Задать вопрос и получить консультацию специалистов из разных областей

Яна Окаева
семейный психолог в сфере супружеских, детско-родительских отношений, профессионального и личного самоопределения