Статьи

  —   Непридуманные истории
Выбрать рубрику

Мария Бершадская: «Не говоря о чём-то, мы оставляем детей в одиночестве»

Автор: Дарья Снегова, фото автора

Мария Бершадская – белорусско-российская детская писательница, автор серии книг «Большая маленькая девочка». Окончила сценарный факультет ВГИКа, работала сценаристом документальных фильмов («Судьба человека», «Обратный отсчет»), мультипликационных проектов, а также принимала участие в разработке сценария для детской передачи «Улицы Сезам». Первая детская книга Марии Бершадской – «Большая маленькая девочка» – вышла в издательстве «КомпасГид» в 2013 году. Ожидает выхода уже двенадцатая история из этой серии.

– Я не пишу для взрослых, – подчеркнула писательница. – Я поняла, что все свои тексты для взрослых написала в ранней юности. Люблю детскую литературу, много ее читаю – сначала читала себе, потом у меня появились дети (их у меня трое), и я читала им. Поэтому тема нашей сегодняшней беседы – детские книги как пространство для встречи и как повод заговорить на какие-то сложные темы – она близка для меня, и как для писателя, и как для мамы.

Очень часто получается, что у нас не всегда находятся «те самые» слова. Вы ведь тоже с этим сталкивались: происходит какое-то событие, и вы понимаете, что надо бы поговорить о нем с ребенком, но как? Или событие не произошло, но вы видите, что ребенка это тревожит, а он не всегда может об этом сказать. В этом смысле чтение вслух, когда взрослые читают детям, очень помогает. Есть достаточно распространенная ошибка – взрослые читают детям пока они маленькие, а потом всё – «вот тебе исполнилось 7-8 лет, ты уже выучил буквы, ты должен читать сам».

На самом деле, чем дольше родители читают детям – тем лучше. Это очень важно для того, чтобы можно было прожить вместе какую-то историю, прожить и поговорить о ней. То, что ребенок прочтет сам – это его личное переживание, его история. То, что вы читаете ему – не важно, сколько ему лет 10-12 или больше, – это тот багаж, из которого строится и дружба с ребенком, и возможность поговорить на какие-то темы, возможность встретиться. Ведь эти самые «сложные темы» – они неминуемо в жизни присутствуют, но их все время хочется обойти как скрипучие половицы на полу. И чем больше таких скрипучих половиц накапливается, тем сложнее нам двигаться навстречу друг другу.

Очень часто кто-то (в том числе серьезные литературные критики) говорят, что детская литература не должна касаться каких-то тем, есть темы, которые предназначены только для взрослых. А как вы думаете – обращается к аудитории Бершадская, – на какие темы нельзя говорить с ребенком в детской литературе? Имейте в виду, у меня есть книги на все эти темы.

Политика

– Вот книжка о политике – она называется «Коричневое утро» Франка Павлоффа – это книга-картинка для маленьких детей пяти – шести лет, одна из самых известных в мире детских книг о фашизме. Слово «фашизм» там не встречается, все показано образно, сказочно. В одной стране в один день все постепенно стало окрашиваться в коричневый цвет, и люди стали приходить в единомыслию. Книга совершенно удивительно решена в изобразительном плане – какие-то вещи, которые сложно проговорить на уровне текста, показаны в картинках – все постепенно заливается коричневым цветом. Здесь нет привязки к конкретной стране и конкретным событиям.


Есть еще одна, на этот раз – документальная, книжка о политике для детей постарше – «Фотографии на память» Марии Мартиросовой о геноциде в Армении в конце 1980-х годов. Это как раз книга, которую нужно читать вслух, так же, как еще одну книгу о политике – «Сахарный ребенок» Ольги Громовой. Это тоже документальная история – о девочке-дочери «врага народа», которую высылают из родного города и ей приходится жить в чужом месте среди чужих людей. Самое удивительное – это очень светлая книга. Мы читали эту книгу с дочерью очень долго, отклоняясь от темы, объясняя исторические события и вспоминая историю нашей семьи. Мы говорили о порядочности, о выборе, который мы делаем, о том, что человек в любых обстоятельствах, как и героиня этой книги Стелла, выбирает, каким ему быть.



Есть еще серия шведской писательницы Анники Тор «Остров в море» – история о двух еврейских девочках из музыкальной, очень творческой семьи, отправленных из оккупированной Австрии в Швецию. Две девочки, не знающие языка, вообще не понимающие, куда они приехали, оказываются в совершенно другом мире – на рыбачьем острове среди простых и очень «других» людей. В этой книге ценно то, что показаны два мира, и каждый из них по-своему хорош, они не противопоставляются, как это часто бывает в детской литературе, – «этот хороший, а этот плохой». Это тоже очень важная тема для разговора с детьми: мы можем чего-то не понимать, нас может что-то отталкивать, но всегда стоит присмотреться к незнакомому, стоит пойти навстречу этим людям и этой культуре – и оно откроется.

Секс

- Почему можно задавать вопросы про электричество, про динозавров, про древние города, а вопрос «Откуда я взялся?» всех пугает? Нормальный ребенок этим интересуется! Гораздо хуже, когда возникает, как в книжках о Гарри Потере, То-о-чем-нельзя-говорить. И ребенок, если его что-то волнует или с ним, не дай Бог, что-то случилось, не может рассказать маме, потому что мама этого не переживет.

Мне кажется, это огромная ошибка, ведь это основа безопасности ребенка, он должен понимать, что с мамой можно вести любые разговоры. Не говоря о чем-то, мы оставляем детей в одиночестве. Нам кажется, что мы их защищаем, а на самом деле защищаем себя, потому что выслушать ребенка и найти нужные слова – это иногда трудно. Но это обязательно нужно делать.

У меня была смешная история. В Белоруссии мне позвонила девушка с местного радио и попросили прокомментировать что-то о детской литературе. Я согласилась. Мне не нужно было приходить, я отвечала на вопросы по телефону, и это все сразу шло в прямой эфир. И когда меня выводят в эфир, та же милая барышня говорит: «А сейчас у нас в студии Мария Бершадская, которая пишет детские книги о сексе, Мария, скажите, пожалуйста…» Мне пришлось ответить: «Вы знаете, вообще-то я до сих пор о сексе не писала, но тем не менее…» – в общем, как-то выкрутилась, хорошо, что не было видно моего выражения лица!

Так вот, книги о сексе, хотя и не мои, тоже есть, их много, и они замечательные. Одна из них – шведская книга «Как я появился на свет», и там нет никаких излишних пугающих взрослых подробностей, хотя все вещи называются своими именами. Главное, что она в первую очередь – о любви. Там нет фраз о том, что для появления ребенка сперматозоид соединяется с яйцеклеткой, хотя это тоже крайне важная информация. Для этого нужно влюбиться. Эта последовательность кажется мне очень правильной.

Есть еще книжки Перниллы Стафельт «Книга о любви», «Книга о смерти», и «Одного поля ягоды», моя любимая, о том, что все люди разные. Так вот, «Книга о любви» – именно о любви, а не о сексе, но она касается и этого аспекта тоже. Эти книги неоднозначные, но мне они нравятся; это в любом случае пространство для какого-то разговора с ребенком. Ведь есть дети, которым нужно предлагать темы для него, а есть те, которые тебя достанут из-под земли, пока им все не объяснишь.

Смерть

– Смотрите, вот книга о смерти: «А дедушка в костюме» Амели Фрид. Короткая, очень наивная, но очень важная история о первой потере в жизни ребенка. У меня тоже есть история о смерти – «Грустный радостный праздник». Я старалась говорить о детских переживаниях, о потере и чувстве двойственности – ведь жизнь продолжается. У любого ребенка возникают эти вопросы, и с каждым их нужно решать по-своему.

О Боге

– Вот именно это тема – сугубо личная, ведь все семьи разные. Вообще, любая хорошая детская, да и не только детская – она об этом. О вечности, о душе и о том, как она растет в человеке, о месте человека в мире. И я очень не люблю книги, где это все сказано напрямую. Больше всего на свете я боюсь книг из православных лавочек – ничего более антирелигиозного, на мой взгляд, не придумано, да простят меня их авторы. Там все в лоб и все так назидательно и уныло. Гораздо больше Бога в книжках, где о нем не сказано ни слова.

Я посоветую книгу моей любимой Кейт Ди Камилло об игрушечном кролике Эдварде . В начале книги он очень красивый и очень самовлюбленный, глупый и эгоистичный. Его потеряла хозяйка, он начинает путешествовать, теряя свой лоск, меняя хозяев и даже разбиваясь. И когда его склеивают, он становится настоящим. Это книга о душе, которая становится настоящей только после испытаний.

О своих книгах

– Серия «Большая маленькая девочка» – это 12 историй (каждая история – это месяц) о семилетней девочке Жене. В них есть всего лишь одно фантастическое допущение – Женя очень высокая, «выше самого высокого баскетболиста, но не намного, всего на две ладошки». Это история о человеке, который снаружи уже вырос, а теперь растет внутри.


Она, с одной стороны, не такая, как все, и, с другой, с ней не происходит ничего такого, чего не могло бы произойти с ее абсолютно обыкновенными ровесниками. Мне очень хотелось, чтобы по мере чтения дети забывали, что она такая особенная. Все эти сложные темы я старалась очень хорошо и глубоко спрятать, как изюм в булке. Когда из книги торчит педагогический палец, это, по-моему, неправильно.

Все истории – очень смешные, я сама люблю, когда смешно. Но и грустные моменты тоже есть. Все, что происходит с Женей, происходит и со взрослыми: мы сталкиваемся с любовью, ревностью, смертью, поиском своего места в жизни, страхом, что тебя не поймут, предательством и многим другим.

Как приучить ребёнка к чтению?

– Ни в коем случае нельзя твердить: «Читай, читай, читай!» В моей семье получилось так, что двое детей были читающими практически сразу, а вот средней дочери это давалось с трудом. Учительница в первом классе вызвала меня к себе и начала настаивать: «Вы должны заставлять ее! Она очень медленно читает!» Признаюсь, я этого не делала, потому что поняла, что в таком случае ребенок возненавидит и меня, и школу, и книги. Я очень много читала ей вслух, но откладывала книгу в самый интересный момент, придумывала какие-то срочные дела. Это была замечательная книга Кейт Ди Камилло «Спасибо, Уинн Дикси». И я смотрела, как она пыхтит, но разбирает слова. Историю она дочитала, и это была ее первая книга, прочитанная самостоятельно. И после этого ей захотелось читать, еще больше и больше.

Я вообще убеждена, что у каждого человека есть книга, которая его «расколдует». И если человек не любит литературу, значит он еще не нашел «свою» книгу. Очень часто родители начинают подсовывать ребенку книги из своего, есть такой набор «хорошего ребенка» – Жюль Верн, Майн Рид и другая классика.

Но возможно, книги современные, которых сейчас очень много, и которые очень глубокие, – это тоже уже классика. Они говорят немного на другом языке и в другом ритме – они про них. А к Жюлю Верну ребенок придет потом, самостоятельно, именно через современные книги. Этот путь более близкий – через его опыт и через понятный ему язык.



Источник



Комментарии (0)

Новый номер

Выпуск №1 - 2018 Скачать файл

Консультация эксперта

Задать вопрос и получить консультацию специалистов из разных областей

Светлана Станкевич
руководитель Центра поддержки грудного и рационального вскармливания ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики», кандидат медицинских наук, врач-педиатр.