Статьи

  —   Развивайка
Выбрать рубрику

Как научить ребёнка понимать время?

Автор: Наталья Устинова, фото: pixabay.com

Время ― странное понятие, имеющее абстрактную природу: его нельзя увидеть или потрогать. А ведь определять время, понимать часы и пользоваться ими должен каждый ребёнок. Если ребёнок не научится делать это вовремя, ему будет трудно придерживаться режима дня и планировать свой день, когда он пойдёт в школу. ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ считает, что умение определять время ― важная и необходимая составляющая развития ребёнка

Понимать время ― не простое умение. Когда новорождённый подрастёт, он сам будет ощущать течение времени, например, кушать в одно и то же время, распознавать, где день, а где ночь. Окрепший малыш вскоре овладеет понятиями «утро», «день», «вечер» и «ночь», а немного позже научится узнавать времена года, месяцы, а также дни недели. Все названные категории очень нужны, чтобы начать понимать часы. Ведь часы ― это средство, с помощью которого ребёнок будет уметь ориентироваться во времени, правильно определять его.

С чего же начать родителям, чтобы в домашних условиях познакомить малыша с часами и научить понимать время?

Начинать знакомство с циферблатом можно в дошкольном возрасте, когда малыш уже умеет считать и готов воспринимать действия, связанные с числами. Оптимальный возраст ― 6-7 лет.

Итак, для того, чтобы начать лёгкое, ненавязчивое и интересное обучение малыша понимать часы, нужно разобраться, какие навыки у него уже сформированы. Если вы выясните, что ребёнок овладел ещё не всеми необходимыми навыками, то нужно сосредоточить своё внимание на том, чтобы он приобрёл их прежде, чем начнётся активное обучение определению времени.

Ребёнок должен:

- уметь считать от 1 до 12;

- распознавать цифры 1-12;

- считать по порядку от 1 до 12;

- узнавать часовую и минутную стрелки;

- показывать направление движения стрелок.

Изучаем время

Шаг первый. В начале обучения можно взять часы крупного размера (лучше круглые, без лишних декоративных элементов, или детские, игрушечные). Можно использовать макет часов, изготовив его из картона или бумажной тарелки. На часах должны быть крупно и чётко изображены цифры ― пока только часы, без минут. Стрелки должны легко вращаться. Сначала нужна только часовая стрелка.

Шаг второй. Покажите и расскажите, что такое «циферблат».

Шаг третий. Расскажите малышу, что стрелка указывает на часы, а потому имеет название «часовая». Продемонстрируйте, в какую сторону она движется, и поясните, что такое движение имеет название «по часовой стрелке». Предложите ребёнку закрепить полученное знание, покрутив стрелку в нужную сторону. Объясните, что часовая стрелка отсчитывает часы.

Шаг четвёртый. Потренируйтесь с малышом в закреплении понятия «ровно час». Для этого нужно установить часовую стрелку на любую цифру, озвучить значение (например, «ровно два часа»), а потом пробовать выставлять её на разное время. Научите ребёнка двигать часовую стрелку по цифрам и называть время: «Один час, два…» и далее. Расскажите и покажите ребёнку, что означает понятие «час назад».

Для того чтобы малышу легче и приятнее было приобретать умение легко ориентироваться во времени, родителям нужно показать его ценность. Например, временем можно заинтересовать, связав его с важными для ребёнка событиями: прогулкой, походом в кукольный театр или цирк, просмотром вечерней сказки по телевизору. Сделайте упор на то, что время нужно знать, чтобы никуда не опоздать и ничего интересного не пропустить.

Как это можно донести до ребёнка?

Можно нарисовать красочный плакат, на котором на часах будут отмечены важные для малыша события: во сколько прогулка, во сколько поход в гости, во сколько начинается любимая телепередача. Снабдите плакат не только крупными изображениями часов и времени на них, но и красочными картинками, символизирующими те или иные события. Такой же плакат можно изготовить для запоминания ребёнком режима дня. Малыш, глядя на плакат-подсказку, будет учиться не только никуда не опаздывать и делать всё вовремя, но и ориентироваться во времени. Видя, что малыш понимает, далее можно будет менять события и время: так он, не особо напрягаясь, освоит и закрепит основные навыки ориентации во времени. А дальше можно будет смело переходить к изучению минут.

Ребёнок старшего дошкольного возраста должен уметь легко отвечать на вопрос: «Какое сейчас время суток?»

Для этого можно использовать красочные наглядные пособия (картинки), где доступно показано, что дети обычно делают в то или иное время.

Тренируйте этот навык в повседневном общении с ребёнком: «Утром ты просыпаешься и завтракаешь, днём ― играешь, обедаешь и спишь, вечером ― смотришь сказку, ужинаешь и готовишься ко сну, а ночью ― спишь». Предлагайте ребёнку составлять свои варианты, чем обычно занимаются утром, днём, вечером и ночью. Перечисляйте время суток в прямом и обратном порядке, вразброс.

После того, как ребёнок будет хорошо понимать и различать время суток, можно начать учить его дням недели:

- Расскажите ребёнку, что такое неделя.

- Учите ребёнка отвечать на вопрос «Какой сегодня день недели?».

- Объясните ребёнку порядок дней недели. Для хорошего запоминания этого существует множество детских стихов, песенок и считалок.

- Тренируйтесь запоминать дни недели, используя термины «вчера», «сегодня», «завтра». Чаще спрашивайте ребёнка: «Какой день недели был вчера?», «А какой день будет завтра?». Общайтесь ежедневно на тему, что было вчера, а что собираемся делать завтра.

Родители должны научиться разговаривать с ребёнком о событиях каждого дня по мере того, как они случаются. Объяснять, что все явления в жизни происходят по порядку. В конце дня делать обзор этих событий, фиксируя внимание на том, когда они происходили, при этом употреблять слова, характеризующие конкретный период: «Вчера мы ходили в цирк» или «Через 5 минут будем купаться». Так ребёнок понемногу научится не только понимать время, но и структурировать своё прошлое, настоящее и будущее.



Комментарии (0)

Новый номер

Выпуск №1 - 2019 Скачать файл

Консультация эксперта

Задать вопрос и получить консультацию специалистов из разных областей

Елена Белоногова
Врач-педиатр, невролог, кандидат медицинских наук, специалист в области неврологии детского возраста и врожденных аномалий развития челюстно-лицевой области.