Top.Mail.Ru


Статьи

  —   КРАСОТА И ЗДОРОВЬЕ
Выбрать рубрику

КАК СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЬЕ ГЛАЗ СВОИХ ДЕТЕЙ?

Автор: Наталья Шимина, фото: pixabay.com

Я не хочу иметь точку зрения. Я хочу иметь зрение", - писала Марина Цветаева. В обществе, где человек получает 90% информации через глаза, это вполне объяснимое желание. Особенно это важно для детей, которым только предстоит узнать, что такое мир. Редакция ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ подготовила статью для родителей о том, как следить за зрением детей.

К сожалению, иногда проблемы со зрением у детей диагностируются поздно: маленький ребенок не может пожаловаться на свое зрение, так как он еще не знает, как это — видеть хорошо. Заподозрить проблемы со зрением у ребенка можно по тому, как он играет (близко подносит игрушки к глазам или, наоборот, далеко их относит), как ориентируется в пространстве, любит ли мелкую работу (рисование, собирание мозаики, собирание конструктора); на каком расстоянии смотрит телевизор. К сожалению, процент детей со сниженным зрением растет год от года. В этом виновата и повсеместная компьютеризация, и многочисленные занятия школьников, увеличивающие нагрузку на глаза. С другой стороны, в детском возрасте гораздо проще справиться с различными заболеваниями зрительной системы, а можно и вовсе не дать им развиться.

О профилактике

Профилактические осмотры детей нужно проводить регулярно. При отсутствии патологии на первом году жизни ребенок должен посещать офтальмолога три раза в год (на первом, шестом и двенадцатом месяце); на втором году жизни — два раза в год; затем один раз в три года и в шесть лет (перед школой); школьников нужно осматривать один раз в год. Если у ребенка выявлено глазное заболевание, то ему необходимо проходить обследование не реже двух раз в год либо так часто, как рекомендует врач-офтальмолог.

О болезнях и лечении

Наиболее часто у детей встречаются аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм), расстройство бинокулярного зрения (косоглазие), амблиопия (синдром «ленивого глаза»). Дальнозоркость — состояние, при котором преломляющая способность глаза либо его длина (переднезадний размер глаза) меньше нормы, поэтому преломленное изображение попадает не на сетчатку, а позади нее, формируя размытое изображение. Нет четкого изображения на сетчатке — нет условий для нормального развития и функционирования глаза. Конечно, организм ребенка пытается скорректировать это состояние, постоянно напрягая внутриглазные мышцы, тем самым делая хрусталик — естественную линзу внутри глаза — более выпуклым, в результате чего он преломляет изображение сильнее. Но резервы организма не бесконечны: мышца тоже устает, организм уже не справляется с этой проблемой, и ребенок (чаще всего школьник) начинает жаловаться на дискомфорт, слезотечение, усталость глаз.

У детей дошкольного возраста дальнозоркость часто сочетается с косоглазием. Это происходит из-за анатомо-физиологических особенностей человеческого глаза. Наш глаз устроен таким образом, что при рассматривании предметов вблизи наши внутриглазные мышцы сокращаются, делая хрусталик более выпуклым. Такой хрусталик может преломить световые лучи, идущие с расстояния 33-50 см от глаза, что нам нужно, когда мы читаем, пишем, работаем за компьютером. Одновременно с работой внутриглазных мышц включаются в работу и глазодвигательные мышцы, поворачивая глаза немного внутрь таким образом, чтобы зрительные оси перекрестились, и мы сфокусировались на ближайших предметах. У ребенка с дальнозоркостью из-за постоянной работы внутриглазных мышц начинают работать и внутренние прямые мышцы, поворачивая глаз вовнутрь, в результате чего глаза ребенка начинают косить, отклоняться к носу.

Кроме того, дальнозоркость неприятна тем, что из-за нее часто появляется амблиопия — синдром «ленивого глаза». Из-за того что на сетчатку попадает размытое, нечеткое изображение, нет стимула для правильного развития нервных клеток и глаза в целом. Такой глаз так и не научится смотреть. Но, к счастью, амблиопию можно вылечить. Для этого после полного диагностического обследования устраняют причину, вызвавшую синдром «ленивого глаза»: назначают очки для постоянного ношения, которые исправляют дальнозоркость и помогают хрусталику преломить лучи так, чтобы на сетчатке сформировалось четкое изображение; возвращают глаза в правильное положение с помощью операции, если у ребенка слишком большой угол косоглазия, и т. д. После этого нужно заставить «ленивый глаз» работать. На этой стадии активно проводится аппаратное и физиолечение. Врач может назначить лазерстимуляцию желтого пятна сетчатки отраженными лазерными лучами, которые называются спеклами. Эта процедура осуществляется с помощью аппарата «Спекл-М». Также для маленьких пациентов придумана эффективная и интересная методика — «Световое перо». Ребенку предлагают обвести картинку специальным «пером» — манипулятором, похожим на фломастер или шариковую ручку. В случае смещения за линию раздается звуковой сигнал, говорящий об ошибке. Лечебный эффект стимуляции зрения обеспечивается благодаря координированной работе глаз и руки. Сложность картинок (количество мелких деталей, толщина линий) увеличивается от занятия к занятию.

Кроме того, для детей разработана методика «Мозаика» (ПСР-1), направленная на активное включение «ленивого глаза» в работу. Для занятия по этой методике необходим специальный комплект, в который входит альбом рисунков-паттернов (в виде контрастных мозаик), зрительная труба — калейдоскоп и набор фишек. Комплект используется только для «ленивого глаза» — поле зрения глаза, который видит лучше, перекрыто. В ходе работы по методике «Мозаика» на странице альбома располагается одна фишка или несколько. Рассматривая альбом через калейдоскоп, нужно обнаружить и распознать фишки. Лечение заключается в стимулировании работы сетчатки глаза и органа зрения в целом за счет рассматривания высококонтрастных изображений (паттерн-стимуляция). Занятия на аппарате проводят в виде игры, и дети с интересом выполняют задания, которые на самом деле являются лечением. Сложность задания выбирается в зависимости от возраста и остроты зрения пациента.

Для детей с амблиопией и косоглазием придумана компьютерная программа «Гамма», в которой нужно центрировать или совмещать движущиеся и неподвижные объекты (кружки, прямоугольники, машинки, самолеты, бабочек, птичек). Упражнения на слияние и совмещение выполняются в красно-синих очках, обеспечивающих разделение поля зрения правого и левого глаза. В паузах между упражнениями появляются специальные контрастные картинки — паттерны, предназначенные для стимуляции центральных отделов сетчатки. Как правило, даже самые маленькие дети охотно выполняют задания и активно участвуют в лечении.

Другой проблемой детского зрения является близорукость — состояние, когда либо переднезадний размер глаза, либо его преломляющая способность больше нормы. В этом случае лучи света, идущие от далеких предметов, преломляются перед сетчаткой и на нее попадает размытое изображение. Человек не может четко увидеть то, что находится на некотором расстоянии от него. Лучи, идущие от ближних предметов, находящихся на небольшом расстоянии от того, кто смотрит, преломляются и попадают на сетчатку, создавая четкое изображение, поэтому близорукий плохо видит вдали и хорошо вблизи.

Врожденная близорукость наблюдается довольно редко, гораздо чаще офтальмолог сталкивается с так называемой школьной близорукостью, которая чаще встречается у школьников и студентов. Учащиеся много работают на близких дистанциях — читают, пишут, делают уроки, сидят за компьютером, перенапрягая внутриглазные мышцы. Если перенапряжение слишком велико, мышца уже не может самостоятельно расслабиться, возникает спазм аккомодации, в результате которого человек начинает плохо видеть отдаленные предметы. В этом случае после полной диагностики состояния глаз офтальмолог подбирает правильный зрительный режим, в котором чередуются дозированная нагрузка и полноценный отдых, и прописывает капли, расслабляющие внутриглазные мышцы. В дополнение к этому необходимы занятия на тренажерах (например, на аппарате «Форбис»), позволяющие повысить работоспособность, тонус этих мышц. Тренировка мышц осуществляется сменой положительных и отрицательных сферических линз, за счет чего происходит релаксация, а затем и тренировка внутриглазных мышц (отрицательная и положительная части относительного объема аккомодации увеличиваются). Также на тренажере «Форбис» можно исследовать функцию и наружных глазодвигательных мышц, определить характер зрения пациента, что важно для диагностики и лечения косоглазия, в том числе и скрытого.

Еще одной патологией рефракции является астигматизм — сочетание в одном глазу разных рефракций (например, близорукости и дальнозоркости) или разных степеней одной рефракции. Астигматизм возникает из-за того, что роговица (реже хрусталик) пациента не идеально сферична, поэтому в глазу есть две условные линии (два меридиана): одна из них преломляет лучи сильнее (где толщина роговицы или радиус кривизны больше), другая — слабее (в этом меридиане роговица тоньше или ее радиус кривизны меньше). В результате вместо нормального изображения человек видит искаженное, в котором одни линии четкие, другие — размытые. Представление об этом можно получить, если посмотреть на свое искаженное отражение в овальной чайной ложке. Похожее искаженное изображение формируется при астигматизме на сетчатке глаза.

Для коррекции астигматизма назначают специальные астигматические или цилиндрические очки (стекла в них внешне выглядят так же, как в обычных очках). Также необходимо привести в тонус внутриглазные мышцы, так как до назначения очков организм пациента старается всеми силами исправить имеющуюся патологию, поэтому одна часть внутриглазных мышц перенапряжена, а другая расслаблена. Часто вместе с астигматизмом наблюдается и амблиопия, синдром «ленивого глаза». Амблиопию средней и высокой степени тоже нужно лечить (врач может назначить лазерстимуляцию сетчатки, занятия на тренажере «Световое перо»).

Грубые врожденные патологии (помутнение роговицы, хрусталика, врожденная глаукома), травмы органа зрения встречаются гораздо реже и в обязательном порядке требуют специализированной медицинской помощи.

К сожалению, выросло число детей с ретинопатией недоношенных. Это связано с тем, что в настоящее время специалисты научились выхаживать детей с низкой и экстремально низкой массой тела, но ткани и органы ребенка, в том числе сетчатка, часто остаются не до конца развитыми. Ретинопатия недоношенных первой и второй степени требует обязательного наблюдения врача-офтальмолога.

В будущем, по мере роста ребенка, развитие сосудов сетчатки и ее нейроэпителия «догонит» возрастную норму. При таком благоприятном развитии заболевания проблем со зрением из-за ретинопатии недоношенного, как правило, не наблюдается. Переход заболевания во вторую, третью и четвертую степень требует активного врачебного вмешательства (проводится лазеркоагуляция, либо криопексия сетчатки, либо специальная операция — витреоретинальное вмешательство).

О витаминах

Для детского организма полезно сбалансированное питание с повышенным содержанием витаминов (особенно А, Е, С, D, В1, В2, В6, В12, РР, рутин) и микроэлементов (йод, селен и т. д.). При полноценном питании и/или дополнительном приеме поливитаминных комплексов специальные препараты для глаз принимать не нужно. Правильно выбрать витаминный комплекс поможет врач-педиатр с учетом индивидуальных особенностей детского организма. Витаминные капли, биологически активные добавки, купленные из-за рекламы в газете, Интернете, по совету соседа по лестничной площадке либо рекомендованные на форуме, в лучшем случае не окажут никакого эффекта, в худшем — будут вредны. Даже «безобидные» биологически активные добавки, кроме индивидуальной непереносимости, аллергических реакций, могут вызвать серьезные проблемы. Например, у детей с миопией высокой степени при выраженных атрофических изменениях на глазном дне при стимуляции кровообращения лечебными веществами, содержащимися в биологически активной добавке, может произойти кровоизлияние на глазном дне либо отслойка сетчатки. При выборе любого лечения нужно помнить о принципе «Не навреди», об индивидуальном подходе к организму человека и о существовании врачей.

В течение дня человек совершает много зрительных движений, поэтому, как правило, зрительная гимнастика не нужна. Но при этом нужно помнить, что любая статическая нагрузка требует больших энергозатрат, чем динамическая, поэтому необходимо периодически менять зрительную дистанцию при чтении, работе с компьютером, длительном вождении, чтобы уменьшить усталость внутриглазных и цилиарных мышц и связанный с ней спазм аккомодации (перенапряжение глаз). Для этого после прочтения небольшого отрывка текста (предложение или абзац) необходимо переводить взгляд в дальний угол комнаты, каждые 30—40 минут устраивать перерыв для глаз и уставшей спины. Детям необходимо обеспечить соответствующие условия: правильное освещение в комнате, подобранные по росту стол и стул, следить, чтобы ребенок сидел правильно, и периодически (каждые 15—20 минут) делать перерыв.

При таких проблемах со зрением, как близорукость, спазм аккомодации, показана зрительная гимнастика, но она должна идти в комплексе с лечением (капли, офтальмологические тренажеры.)

О тренажерах

Одним из распространенных тренажеров для глаз являются перфорированные («в дырочку») очки. К сожалению, долгосрочного эффекта они не дают. Их временный эффект связан с диафрагмированием. Когда человек надевает такие очки, уменьшается количество получаемого света, зрачок расширяется, увеличивается глубина фокуса, картинка выглядит четче. После того, как очки снимаются, глаз начинает функционировать по-прежнему.



Комментарии (0)

Новый номер

Выпуск №1 - 2022 Скачать файл

Консультация эксперта

Задать вопрос и получить консультацию специалистов из разных областей

Ирина Газизова
Ирина Газизова, педагог и концертирующий музыкант, кандидат педагогических наук.