Top.Mail.Ru


Статьи

  —   ТВОРЧЕСТВО И РАЗВИТИЕ
Выбрать рубрику

НУЖНО ЛИ ДЕТЯМ ДЕЛАТЬ УРОКИ НА КАНИКУЛАХ?

Автор: Наталья Устинова, фото: ru.freepik.com

Известно, что детские психологи не рекомендуют заниматься в каникулы, говорят и пишут о том, что детям нужен полноценный отдых. ДЕТСКИЙВОПРОС .РФ собрал рекомендации, чтобы родители смогли совместить отдых и выполнение учебных заданий.

Известно ли вам, что за летние каникулы навыки чтения ухудшаются более чем у 50% учеников, письма ― у 67%, а вычислительные навыки ― у 75% учеников.

Для того чтобы сохранить уровень учебных умений и навыков, достаточно во время летних каникул тренироваться ежедневно 15 минут. Эта закономерность положена в основу организации летних занятий во многих странах мира, например в Италии.

Давайте разберёмся, кому же дают летние задания у нас в школах. Без сомнения, все ответят, что задания, конечно, предназначены для ребёнка. Ну а кто же ещё должен его делать? На этот вопрос существует несколько вариантов ответов: сам ребёнок, ребёнок вместе с родителями, делает ребёнок, а родители только контролируют выполнение задания.

Специалисты считают, что самой большой проблемой в отношениях взрослых и детей является неправильно спланированное совместное выполнение летнего задания. Типичная ошибка многих родителей заключается в том, что они считают: вот мы сейчас хорошо с детьми позанимаемся, а потом в течение учебного года ребёнку будет легче учиться. Но в результате ребёнок, не отдохнувший летом, приходит к новому учебному году усталым, уже не мотивированным к учёбе.

Учителя задают на каникулы домашние задания, хотя и не должны этого делать. Иногда педагоги просто рекомендуют позаниматься с ребёнком дополнительно определённой темой, которую ребёнок пропустил по болезни или просто не усвоил. Поэтому родителям приходится самим садиться за учебники либо нанимать ребёнку репетитора.

Конечно, отдельно взятому родителю очень тяжело устоять перед искушением позаниматься с ребёнком в каникулы чем-то полезным, тем более, если у чада, действительно, по какому-то предмету есть трудности.

Но детей жалко, и хочется, чтобы они отдохнули. Что же тогда делать? Откладывать учебники вместе с последним уроком или всё-таки пытаться «подтянуть хвосты»?

Вот несколько простых советов, которые помогут детям и родителям совместить приятное с полезным:

- Всем младшеклассникам на лето дают список литературы для чтения. Но не секрет, что далеко не все ученики читают с удовольствием.

Что же делать? Не пытайтесь заставить ребенка читать, когда он активно настроен на другое занятие, будь то рисование, игры или велосипед. Берите книгу с собой на прогулку, устраивайте, например, час семейного чтения после ужина. Ещё труднее уговорить маленького школьника читать вслух. Не заставляйте, лучше заинтересуйте. Можно вместе ребёнком купить в магазине интересную книгу или взять её в библиотеке.

- Многое дети и их родители страдают из-за плохого почерка. Буквы у них «пляшут», строчки расползаются, страницы грязные, и оценки ниже, чем хотелось бы нам, родителям.

Не стоит заставлять ребёнка в летние месяцы пыхтеть над прописями. Лучше потренируйте мелкую моторику с помощью лепки, рисования, аппликаций. Дети обожают раскраски, а ведь раскрашивание картинок может улучшить почерк. Только предложите ребёнку для этих целей не фломастеры, а цветные карандаши. Задайте ему направление штриховки: пусть разные детали рисунка будут закрашены штрихами в разных направлениях. Основная задача ― добиться того, чтобы штрихи были ровными, одинаковыми по интенсивности и не вылезали за границы рисунка. Следующий этап ― закрашивание картинок фигурной штриховкой, например, элементами письменных букв. Это значительно интереснее, чем писать буквы в прописях.

Ещё один хороший способ потренироваться в письме ― вести летний дневник. Вместе с ребёнком вы можете красиво оформить титульный лист, вместе начните его заполнять. Дополняйте описания рисунками, листиками, цветочками, фотографиями с летних каникул. Дети постарше могут записывать свои летние приключения и занимательные истории.

- Как можно раньше постараться поговорить с учителем о том, какие задания он может рекомендовать именно вашему ребёнку.

- Определите вместе с учителем, что действительно жизненно необходимо сделать именно в каникулы. Ситуации бывают разные. Например, ребёнок много болел и полностью пропустил тему о том, что такое единицы, десятки и сотни. Возможно, вам придётся разобраться в этом вопросе самостоятельно, или может учитель сам объяснит ему азы того, что было пропущено.

- Если вы видите, что предполагаемые задания на каникулы состоят, в основном, из повторения пройденного материала, закрепления того, что проходили на уроках, или вообще из дополнительных заданий, то попытайтесь договориться с учителем о сокращении этого списка. Нужно максимально снизить объём того, что придётся делать.

- Все задания, которые нужно выполнить, лучше разделить на небольшие части и постараться не заниматься каждый день. Полностью освободите от заданий выходные дни. Детям действительно нужен отдых, и это не шутка!

- Первоклассникам, и даже некоторым третьеклассникам, трудно организовывать своё время. Задача родителей ― постараться помочь ребёнку определить, когда нужно выделять время на выполнение домашнего задания, заданного на летние каникулы.

Обязательно обсудить с ребёнком, как ему будет комфортнее ― сначала сделать задания, а потом отдыхать, или наоборот, утром играть и веселиться, а после обеда сесть и позаниматься. Ребёнку нужен выбор, но выбор ограниченный.

- По возможности посещайте мастер-классы, занимательные лекции или другие развлечения, чтобы сформировать у ребёнка положительные ассоциации с предметом, например с математикой или чтением. Детям всегда нравится, когда после прочтения книги есть возможность посмотреть одноимённый мультфильм, спектакль или мюзикл. После повторения темы можно поиграть в настольную игру, посвящённую нужной теме, или сделать задания в книжке с наклейками и головоломками.

- Если вы чувствуете, что ребёнку нужен интеллектуальный рывок, правильно отправить его в какой-нибудь детский интеллектуальный лагерь или развивающий центр. Это то место, где в команде, в игровой форме детям предлагаются интеллектуальные задания. То есть ребёнок и развивается, и отдыхает. Если сидеть дома и заниматься летом с репетитором, то такого результата не получишь.

- Здорово, если вы поделите объём предполагаемых летних заданий вместе с ребёнком или даже предложите ему сделать это: самому составить расписание. Чтобы ребёнок чувствовал себя не заложником, а активным участником процесса.

Запомните, что главная задача ребёнка летом ― отдохнуть, нагуляться и восстановить силы, а не повысить свой учебный уровень. Не нужно воспринимать каникулы как время, в которое ребёнка нужно обязательно нагрузить учёбой, «поднапрячь». Для этого у него есть учебный год.



Комментарии (0)

Новый номер

Выпуск №1 - 2022 Скачать файл

Консультация эксперта

Задать вопрос и получить консультацию специалистов из разных областей

Анастасия Шевченко
Педагог, логопед, автор книг, развивающих тетрадей и программ для детей, руководитель онлайн-школы для педагогов.