Top.Mail.Ru


Статьи

  —   КРАСОТА И ЗДОРОВЬЕ ,   ОТНОШЕНИЯ
Выбрать рубрику

КАК РАСПОЗНАТЬ КОМПЬЮТЕРНУЮ ЗАВИСИМОСТЬ У ДЕТЕЙ?

Автор: Елена Шахрай, фото из открытых источноиков

Интернет уже давно является существенной частью повседневной реальности детей и подростков. У поколения «компьютерных сетей» возник целый ряд интересов, мотивов, целей, потребностей, установок, а также форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с интернет-пространством. Редакция ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ предлагает разобраться с вопросом, что такое компьютерная зависимость, как ее распознать и преодолеть.

Однако многие родители сталкиваются с тем, что у их ребёнка развивается «компьютерная зависимость». Давайте разберёмся, что это такое, как компьютерная зависимость появляется и как с ней бороться? Зависимость ― это стойкое, трудно контролируемое побуждение к деятельности с заранее прогнозируемым негативным эффектом. Возникновение зависимости сопровождается:

- изменением настроения;

- снижением барьера самокритичности;

- синдромом отмены (реакция организма, возникающая при прекращении или снижении действия вызывающего зависимость вещества и проявляющаяся в физиологическом и психологическом ухудшении состояния человека);

Под термином «компьютерная зависимость» мы понимаем интернет-зависимость и игроманию. Оба вида зависимости так или иначе связаны с проведением длительного времени за компьютером.

Причинами возникновения компьютерной зависимости у подростков могут стать:

Нарушение процессов обмена информацией

Испытывая дефицит общения в семье, а порой и среди сверстников, подросток может «уйти» в другую, компьютерную реальность, где он находит и общение, и много информации.

Скрытая или явная неудовлетворённость окружающим миром

В реальной жизни подросток может иметь не очень хорошую успеваемость, чувствовать себя уязвимым и испытывать высокую тревожность, считая, что люди относятся к нему враждебно. В то же время в компьютерном мире он может быть «великим воином» либо «отважным капитаном космического корабля». Подросток абстрагируется от проблем реального мира, в виртуальном мире он может всё и он сам устанавливает правила.

Неспособность самовыражения

Как правило, невозможность самовыражения связана с отсутствием у подростка серьёзных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером. Те мечты, которые подросток не может воплотить в реальности, он легко может воплотить в виртуальном мире.

Нарушение социальной адаптации

Это, пожалуй, наиболее важная причина, обобщающая все остальные. Отсутствие тёплых, доверительных отношений в семье, недостаток общения, отсутствие у родителей искреннего интереса к миру подростка ограничивают возможности ребёнка в развитии и способствуют формированию у него пассивного стиля поведения, неадекватного восприятия себя, неспособности к взаимодействию с социальным пространством.

У подростка, по своей воле прикованного к компьютеру, начинаются проблемы с социализацией. Нарушается социальная адаптация, становится трудно находить общий язык и общие темы с родителями, сверстниками и другими людьми. Многие социально значимые вещи, такие как учёба, семья, перестают заботить подростка. Происходит негативное влияние на бытовую, учебную, социальную, семейную сферы деятельности. Также могут возникнуть физиологические последствия: головные боли, скачки давления, резь в глазах, ломота в костях.

Играя в игры, подчас жестокие, подросток начинает воспринимать жизнь как компьютерную «стрелялку» или «бродилку». Практически во всех играх есть такая функция, как восстановление героя. Таким образом, у подростка формируется убеждение, что все действия в жизни можно «откатить» назад. Это приводит к социальной дезадаптации, чувству вседозволенности, недооценивания как своей, так и чужой жизни.

Существует ряд психологических и физических симптомов, характерных для интернет-зависимости.

Психологические симптомы:

- хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

- неспособность остановиться;

- увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

- пренебрежение семьёй и друзьями;

- ощущение пустоты, депрессии, раздражения при нахождении не за компьютером;

- ложь членам семьи о своей деятельности за компьютером;

-проблемы с учёбой.

Физиологические симптомы:

- «синдром карпального канала» (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);

- сухость в глазах;

- головные боли по типу мигрени;

- боли в спине;

- нерегулярное питание, пропуск приёмов пищи;

- пренебрежение личной гигиеной;

Интернет-зависимость не наступает мгновенно, она проходит несколько стадий:

Стадия лёгкой увлечённости

После нескольких этапов первоначальной игры на компьютере подростку начинает нравиться компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов.

Подросток получает удовольствие, играя в компьютерную игру или проводя время в Интернете, это доставляет ему положительные эмоции. Как доказано учёными, человек стремится повторять действия, доставляющие удовольствие. Подросток начинает играть уже целенаправленно. Однако на этой стадии игра в компьютерные игры носит пока ещё ситуационный, а не систематический характер. Устойчивая потребность в игре ещё не сформирована, игра не является значимой ценностью для человека.

Стадия увлеченности

Свидетельством того, что подросток перешёл на вторую стадию, служит возникновение потребности в игре или нахождении в Интернете. Это потребность формируется как желание уйти от реальности. Игра или общение в Интернете приобретают систематический характер. Если по каким-то причинам подросток не может удовлетворить свою потребность в игре, он может предпринять достаточно активные действия для получения желаемого. Если дома не разрешают играть родители, он может втайне от них ходить в интернет-клуб, прогуливать уроки, чтобы поиграть дома, пока нет родителей и т. п.

Стадия зависимости

На этой стадии происходят серьёзные изменения в ценностно-смысловой сфере личности ребёнка, происходят изменения в самооценке и самосознании.

Стадия привязанности

Отдельно психологи выделяют стадию привязанности, когда подросток смог побороть зависимость от компьютера, однако полностью отказаться от Интернета и компьютера не может. Стадия привязанности может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности. Если формирование компьютерной зависимости остановится на первой или второй стадии, то тяга к игре пройдёт быстрее и легче.

Но если подросток прошёл все три стадии, то преодолеть зависимость становится намного тяжелее. Ребёнок будет долго находиться на стадии привязанности. Можно предположить, что полностью зависимость не пройдёт никогда. Она может угасать на время и появляться при условии каких-либо житейских трудностей как побег от реальности в уже знакомый мир виртуального удовольствия.

Что можно порекомендовать родителям, чтобы предотвратить компьютерную зависимость у подростков?

- Родителям необходимо выяснить, что побудило подростка уйти в виртуальный мир. Возможно, подростку не хватает информации и у него дефицит общения. В этом случае родителям стоит больше времени уделять своему ребёнку. Совместное посещение музеев, театров, отдых на природе, общение с интересными людьми — всё это поможет подростку стать гармоничной личностью. Чем больше граней мира родители смогут показать ребёнку, тем больше возможностей у подростка реализовать себя в мире.

- Скрытая или явная неудовлетворённость окружающим миром тоже имеет свои причины, и кому, как не родителям, легче эти причины понять. Если подросток не очень успешен в учёбе, то лучше не говорить ему в очередной раз, что он «двоечник и ни на что не годится» (занижая при этом его самооценку), а помочь ребёнку наверстать упущенный материал и лишний раз похвалить его, пусть даже за маленькие, но успехи.

- Не нужно критиковать подростка за то, что он слишком много времени проводит за компьютером, акцентируя тем самым внимание на проблеме. Лучше найти способ ненавязчиво оторвать его от этого занятия. Подумайте, что может быть интересно вашему ребёнку, займитесь этим вместе с ним. Так вы сможете ненавязчиво контролировать время, проведённое за компьютером.

- Договоритесь с подростком о времени, которое он может проводить за компьютером. Например, после десяти часов вечера компьютер должен быть выключен. Обязательно контролируйте этот процесс. Если подросток «заигрался», постарайтесь переключить его внимание.

- Не нужно резко отнимать или запрещать компьютерные игры подростку, который уже втянулся. Этим вы вызовете ещё большее отстранение от вас подростка.

И самый важный совет: принимайте вашего ребёнка таким, какой он есть, старайтесь слушать и слышать его!

Если вы понимаете, что ваш ребёнок уже стал зависим от компьютера, советуем вам обратиться за рекомендациями к психологу.

Будьте внимательны и берегите своих детей



Комментарии (0)

Новый номер

Выпуск №1 - 2022 Скачать файл

Консультация эксперта

Задать вопрос и получить консультацию специалистов из разных областей

Евгения Бойко
Клинический психолог, консультант по организации детского сна, развития детей и адаптации к детскому саду.