Top.Mail.Ru


Статьи

  —   ТВОРЧЕСТВО И РАЗВИТИЕ
Выбрать рубрику

ПОЧЕМУ С ДЕТЬМИ ВАЖНО И ПОЛЕЗНО ИГРАТЬ?

Автор: Елена Шахрай, фото: ru.freepik.com

Игра является для ребёнка тем же, чем речь является для взрослого. Это средство для выражения чувств, исследования отношений и самореализации. Когда детям предоставляется такая возможность, они разыгрывают свои чувства и потребности примерно так же, как это делают взрослые. Одним из самых эффективных методов в работе с детьми является игровая терапия.

Редакция ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ выяснила, почему играть с детьми не только интересно, но и полезно. Рассмотрим этот метод подробнее.

Игра — символический язык для самовыражения, и игра может открыть взрослым, что пережил ребёнок, как он реагирует на то, что пережил, какие чувства испытывает при этом, какие желания, мечты и потребности возникают у ребёнка и каковы особенности его «Я-концепции»*.

* «Я-концепция» — это система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности, образ собственного «Я».

Цели игровой терапии:

- помогает ребёнку словесно выразить свои чувства и эмоции;

- помогает ребёнку выразить неосознаваемые конфликты и уменьшить эмоциональное напряжение;

- расширяет круг интересов ребёнка;

- является средством для работы с механизмами психологической защиты** (например, вытеснения проблемы).

**механизм психологической защиты — понятие, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на уменьшение отрицательных переживаний.

Показания к игровой терапии:

- эмоциональные состояния после развода родителей;

- снижение тревоги у детей;

- облегчение состояния при соматических заболеваниях;

- ослабление агрессивного поведения;

- улучшение успеваемости в учёбе;

- уменьшение затруднений в общении;

- коррекция эмоциональных состояний детей, подвергшихся насилию или живущих в условиях психической напряженности и т. п.

Игровой материал

Игрушки, подобные вещам в реальной жизни:

- куклы;

- домики;

- посуда;

- машины;

- медицинский набор и т. п.

Игровой материал для снятия агрессии и страхов:

- солдатики;

- монстры;

- оружие;

- маски волка, бандита, чудовища и т. п.

Игровой материал для развития творческого мышления:

- пластилин или глина;

- краски, карандаши и фломастеры;

- конструкторы, мозаика и т. п.

Этапы игровой терапии:

I этап: установление контактов и свободная игра с ребёнком, знакомство с игровой комнатой.

II этап: введение в игру ребёнка какой-либо ситуации, напоминающей психотравмирующее событие с помощью специально подобранных игрушек. В процессе разыгрывания психотравмирующей ситуации ребёнок управляет игрой и тем самым перемещается из пассивной роли пострадавшего в активную, деятельную роль (что само по себе обладает лечебным эффектом).

III этап: продолжение свободной игры ребёнка.

Ведущему игровой терапии следует заранее составить предполагаемый план игры с учётом возраста и особенностей эмоционального состояния ребёнка, а также конечной цели игровой терапии.

Метод игровой терапии предполагает как индивидуальную игру ребёнка, так и ролевые игры в детской группе, когда перед игрой распределяются роли среди детей. Аналогичным средством терапии является рисунок. Так же, как и игра, рисунок является основным коммуникативным средством ребёнка. Игра и рисование могут дополнять и переходить друг в друга.

Ведущий игровой терапии должен:

- Наблюдать за процессом игры: как играет ребёнок, как подходит к игровому материалу, что выбирает, чего избегает? Каков основной стиль его поведения? Трудно ли ему переключиться? Хорошо или плохо организовано его поведение? Каков основной сюжет его игры?

- Анализировать содержание игры: темы одиночества, агрессии; много ли несчастных случаев происходит?

- Оценивать навыки общения ребёнка: чувствуется ли контакт с ребёнком, пока он занят игрой? Вовлечён ли ребёнок в игру или он не в состоянии во что-либо вовлечься?

- Осуществлять контакт с ребёнком по ходу игры. Если в игре повторяются одни и те же ситуации, можно задать вопросы, касающиеся реальной жизни ребёнка: «А дома ты любишь всё расставлять по местам?»

- Привлекать внимание ребёнка к эмоциям, которые владеют им по ходу игры: «Мне кажется, что эта кукла-папа очень недовольна своим сыном».

- Возвращать ребёнка к ситуациям его жизни: «А ты когда-нибудь дрался, как эти два солдатика?»

- Не прерывать течения игры — дождаться естественной паузы.

Остались вопросы, задайте их нашим специалистам в разделе КОНСУЛЬТАЦИЯ

Комментарии (0)

Новый номер

Выпуск №1 - 2022 Скачать файл

Консультация эксперта

Задать вопрос и получить консультацию специалистов из разных областей

Наталья Шимина
Создатель, главный редактор ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ, член Союза журналистов России.